Трудовая миграция населения: виды миграции трудовых ресурсов, закон в России

Трудовая миграция в России

В экономической, политической и социальной жизни России имеет место тенденция под названием трудовой миграции населения. Для того чтобы детально разобраться в этом, целесообразно рассмотреть определенный объем информации, касающийся данного вопроса.

Запрет въезда в Россию для иностранных граждан с 18 марта 2020 года из-за короновируса

Россия ввела ограничение и запрет въезда для всех иностранцев и лиц без гражданства на свою территорию с 18 марта по 1 мая 2020 года из-за чрезвычайной ситуации и риска распространения короновируса COVID-19. Об этом сообщил премьер-министр страны Михаил Мишустин говорится на официальном сайте правительства России.

Россия закрыла все границы. Ограничения въезда касаются также всех граждан Беларуси, Украины, других стран СНГ и иностранцев, проезжающих через границу России и Беларуси.

Исключение составляют иностранные лица:

  • имеющие официальное право постоянно проживать на территории РФ,
  • водители грузовых международных автомобилей,
  • транзитные пассажиры, которые летят через аэропорты в другую страну,
  • лица, которые едут на похороны,
  • экипажи самолетов и кораблей, поездные международные бригады,
  • сотрудники дипломатических и консульских учреждений.

Премьер-министр сказал, что закрытие границ и запрет въезда в РФ носит временный характер и связано с рекомендациями ВОЗ в связи с острой ситуацией из-за распространения короновируса COVID-19.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

В этом видео рассказывается о проблемах трудовых мигрантов в России


На данный момент миграция в России подразделяется на два вида:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Они существенно отличаются между собой. Внутренняя миграция – это не что иное, как перемещение трудового населения в пределах России. Государственное законодательство и подзаконные акты являются основанием для осуществления качественного контроля за данным процессом.

Внешняя или международная трудовая миграция – это миграция не внутри государства, а массовый выезд людей за пределы страны или приезд в страну, основной целью которого является устройство на престижную или более высокооплачиваемую работу с возможностью постоянного проживания.

После распада союза темпы миграции в России значительно снизились. Причем стоит заметить, что внешние процессы стали превалировать над внутренними. Волна возвращения русских за период с 1992 по 2000 годы составила примерно 8 миллионов. На самом деле миграция является вполне естественным процессом. Именно поэтому Россия – страна многонациональная и совсем неудивительным является факт, что в ее городах можно встретить иностранных работников, занятых в разных сферах.

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится Америка и Канада. Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия. Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком. Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

По последним статистическим данным, количество иностранцев, мигрировавших в Россию с целью получения постоянного места жительства, составило около 6 млн. человек. Причем, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов. Именно по этой причине в ФСГС появилось много новостей, свидетельствующих о внесении изменений и поправок в миграционное законодательство страны, которые действуют в 2021 году.

В данном видео человек рассказывает о том, как он планировал переезд на ПМЖ в Россию

Актуальность проблемы миграции в России

Миграция в России, как в принципе и международные миграционные процессы, является проблемой, которая имеет под собой ряд веских причин. Уровень жизни включает в себя следующие понятия: безопасность проживания, качественное медицинское обслуживание, возможность учиться и получить соответствующее образование, наличие собственного жилья, социальную защищенность и возможность наполнить потребительскую корзину. По данным российского ведомства статистики большая часть русских мигрантов переезжает в более развитые страны, среди которых ведущее место занимают Германия, Финляндия и Штаты.

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян. Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий. Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.

На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается. Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%. Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

У многих противников миграции возникает закономерный вопрос: появляются ли проблемы из-за мигрантов? Касательно этой темы аналитиками сделан вывод, что миграционный рост ровным счетом не оказывает никакого влияния на размеры заработных плат для коренных жителей России и рост преступности.

Дело в том, что соблюдение законов является основным условием для иностранцев, прибывших в Россию. Их несоблюдение грозит приезжим депортацией. По статистике процент преступлений, совершенных мигрантами мизерный, и кроме того, основная их часть – нарушения условий ГУВМ МВД.

Первопричина миграционных проблем

Начиная с 2016 года, ситуация сложилась таким образом, что нелегалы, приехавшие в Россию, создали в стране некоторые проблемы. Их причиной послужило незнание русского языка и законодательства.

Читайте также:
Какие документы нужны для замены паспорта в 45 лет в 2021 женщины в мфц

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.

Миграционные новости

Россия входит в категорию стран, для которых миграционный процесс является характерным. Другими словами, мигранты отправляются в страну, преследуя цель устроиться на новое место работы. В соответствии со статистическими данными к числу государств, для граждан которых миграция становится естественным процессом можно отнести:

  • Армению;
  • Узбекистан;
  • Казахстан;
  • Таджикистан.

По прогнозам аналитиков, число иностранцев, мигрирующих в Россию, значительно вырастет в 2021 году.

Всем желающим переехать в Россию, а также выехать из нее, настоятельно рекомендуется изучить поправки, внесенные в законодательную базу. Именно в связи с тенденцией роста миграционных процессов увеличились размеры штрафных санкций.

В особо сложных случаях иностранные граждане подвергаются депортации на родину, без возможности повторного выезда на протяжении 10 лет.

Поправки для мигрантов

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;

  • экзамены;
  • мед и соцстрахование;
  • упрощение подготовительной процедуры для студентов.

В январе 2016 года было определено правило, гласящее о том, что иностранцы, проживая в России, не имеют права использовать обычный паспорт. Этот подзаконный акт исключает вероятность исключительных случаев для всех государств. Котирующимся документом, удостоверяющим личность для иностранных мигрантов, проживающих в Р.Ф., считается лишь заграничный документ.

Данные поправки не распространяются на бывших жителей Евразийского союза. Те лица, которые уже находятся в стране имеют возможность оформить необходимый документ в 2021 году.

Дополнительные изменения

Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.

Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.

Изменения были внесены и касательно такого документа, как патент. Стоит отметить, что получить трудоустройство без него не предоставляется возможным. С 2016 года для участников безвизового режима убрали разницу между физическими и юридическими лицами. Для всех видов деятельности достаточно будет одного общего документа. Размер взноса определяется региональными властями. На данный момент для всех категорий граждан данное разрешение выдается сроком на один год.

В качестве обязательного условия предусматривается сдача экзаменов по русскому языку, истории и праву, как правило, это тесты. Перед их сдачей следует уплатить пошлину. Ее размер составляет 3 000 рублей. Обязательна также и страховка. Без медицинского полиса иностранного гражданина не имею права брать на работу.

Трудовая миграция

Человечество уже свыклось с постоянным международным обменом денег, информации, методов производства и прочими «двигателями» международных государственных отношений. Но одним из важнейших и наиболее значимых видов обмена является обмен трудовыми ресурсами, имя которому — международная трудовая миграция. Международная трудовая миграция по праву признана одним из наиболее знаковых явлений в мире, последствия которого нередко становятся причинами огромного количества острых политических и социальных проблем по всему миру.

Трудовая миграция – один из разновидностей миграции, являющийся совокупностью передвижений населения с намерением найти и получить рабочее место. Это очень объемное понятие, которое может несколько различаться по всему миру. Существуют разные виды трудовой миграции, как временные, так и постоянные.

Основные разновидности трудовой миграции

  1. На постоянной основе.

Когда речь идет о трудовой миграции постоянного характера, речь идет о переселенцах, направляющихся в принимающее государство с целью закрепиться там на постоянной основе. Причем не имеет значения, собираются трудовые мигранты получать гражданство, или же будут довольствоваться только видом на жительство и разрешением на работу. Некоторые страны широко известны своими жесткими законами получения гражданства, так что приобретение паспорта не всегда является обязательным пунктом в трудовой миграции на постоянной основе.

  1. Временно-постоянный вид миграции.

Международная трудовая миграция может носить и такой характер. Все дело заключается в особенностях законодательства. Когда срок трудовой миграции ограничивается от одного года до шести лет, подобная международная трудовая миграция называется временно-постоянной.

Данный вид трудовой миграции является одним из наиболее распространенных в мире. Существует множество видов занятости, которые носят сезонный характер:

  • Сельское хозяйство;
  • Рыбная ловля;
  • Некоторые виды строительства;
  • Сферы услуг.
Читайте также:
Документы для получения гражданства РФ в упрощенном порядке в 2021, что нужно

В таких случаях целесообразно привлекать сезонных рабочих. Сезонная форма трудовой миграции достаточно распространена и в России – рабочих приглашают по заранее составленным трудовым договорам, или же нанимают людей из уже прибывших мигрантов.

  1. Приграничный вид.

Некоторым мигрантам приходится ежедневно пересекать государственную границу для того, чтобы прибыть на рабочее место. Подобная форма трудовой миграции стала причиной регулирования большого количества законов, упрощающих перемещения из страны в страну.

  1. Так называемое явление «утечки мозгов».

Последствия трудовой миграции такого рода становятся причиной постепенного упадка государств-доноров, из которых мигранты переезжают в более развитые страны. Не так много стран являются подобными донорами – наиболее известными считаются Индия, Египет, Пакистан и Россия. Россия и другие страны СНГ заслуживают особого внимания, так как пик «утечки мозгов» пришелся именно на распад СССР. Высококлассные специалисты, получившие высшее образование и обладающие хорошим опытом работы, не могли найти достойную работу в перестроечной России. Именно этот факт стал основной причиной трудовой миграции известных ученых и специалистов востребованных профессий.

Международная миграция трудовых ресурсов обусловлена явным преимуществом некоторых стран перед большинством неразвитых государств. Если первые волны трудовой миграции были вызваны насильственным путем (например, перевозка рабов из Африки в США), то с отменой рабства развивающимся капиталистическим странам пришлось другим путем компенсировать нехватку рабочей силы.

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

Москва и область +7 (495) 980-97-90 доб. 885
Федеральный номер +8 (800) 700-99-56 доб. 257

Регулирование вопроса не заняло много времени – понадобилось только упростить правила пересечения границы. Разумеется, в этом случае наблюдается именно внешняя трудовая миграция. Внешняя трудовая миграция подразумевает пересечение границы, в то время как внутренняя может ограничиваться только лишь перемещением внутри государства.

Причины трудовой миграции по всему миру

Существуют различные причины, по которым населению приходится прибегать к трудовой миграции. Это могут быть особенности социума и быта, экологический фактор, сложная политическая обстановка и т.д. В большинстве случаев мигрант просто не может прокормить себя и свою семью, что вынуждает его колесить по всему миру в поисках достойного заработка. В некоторых случаях опытные специалисты стремятся достичь максимального карьерного роста, и поэтому отправляются за рубеж.

Войны и вооруженные конфликты также являются весомой причиной трудовой миграции. Особенно это было распространено после Второй Мировой Войны. Ужасные события тех лет унесли огромное количество жизней, большую часть которых составляли совершеннолетние дееспособные мужчины.

Соответственно, наблюдалась острая нехватка рабочей силы. Поэтому демобилизованных солдат из приграничных государств приглашали на работу в крупные предприятия, упростив при этом правила пересечения границы. Такое активное государственное вмешательство в вопросы трудовой миграции было особенно заметно в послевоенной Франции – были сняты практически все ограничения на въезд мигрантов. В этом случае был принят соответствующий закон о внешней трудовой миграции, который помог эффективно решить вопрос.

На первом месте стоят экономические причины трудовой миграции. Как известно, всего несколько доминирующих стран владеют большей частью мировых ресурсов, в то время как более отсталые регионы обречены на нищету. Именно такое положение дел вынуждает мигрантов отправляться за рубеж в поисках заработка. Далеко не каждое правительство принимает меры регулирования трудовой миграции на государственном уровне, поэтому решение данной проблемы появится еще не скоро.

Какие бывают типы мигрантов?

Важный момент – не стоит путать обыкновенных «челноков» и прочих бизнесменов, вынужденных часто пересекать границу, с трудовой миграцией. Но при этом представители многих крупных фирм часто переезжают из страны в страну, с целью обучить новый персонал, провести обучающий семинар или контроль выполнения работ. Такое явление часто встречается в крупных корпорациях, филиалы которых разбросаны по разным точкам мира, и причисляется к трудовым мигрантам.

Это мигранты, которые стремятся переехать в другую страну на постоянное место жительства, с последующим получение гражданства. Переезжают либо в одиночку, либо вместе с семьями. Наиболее популярными странами для таких мигрантов являются США, Канада и некоторые страны западной Европы. В России существуют масштабные государственные программы для таких мигрантов, но они в большей степени ориентированы на возвращение соотечественников.

  • Рабочие по контракту (обычно со средней квалификацией или вовсе неквалифицированные).

Когда мигрант прибывает в страну при условии, что покинет ее по истечении определенного срока, его называют рабочим по контракту. После выполнения контрактных обязательств рабочий обязан вернуться на родину. К таким мигрантам относятся сезонные рабочие, моряки и представители сферы обслуживания. Например, в некоторых регионах России многие люди приезжают в Турцию на время туристического сезона.

  • Специалисты высокого класса.

Подобные специалисты мигрируют в поисках лучших условий для трудоустройства и карьерного роста. Подобная «утечка мозгов» иногда становится серьезной проблемой государственного уровня.

Одна из наиболее серьезных проблем, от которых страдает вся международная трудовая миграция в целом. Нелегальные мигранты пересекают границу незаконным способом, и затем неофициально трудоустраиваются. Иногда нелегальные мигранты прибывают законно – по вызову или в качестве туриста, а затем остаются в стране. В России времен СССР таких людей называли «невозвращенцы».

Это не совсем «чистый» образец трудовой миграции. Население, пострадавшее от государственных переворотов, войн или политических преследований, отправляется за границу для смены места жительства и последующего трудоустройства.

Современная международная миграция трудовых ресурсов в России

В последние годы в России снизилось количество поселенцев, в основном преобладают мигранты, приглашенные на контрактной основе. Таким образом, правительству удается регулировать соотношение количество доступных рабочих мест и желающих трудоустроиться. Полноценная международная миграция трудовых ресурсов в России появилась только после распада СССР. До этого страна пережила несколько волн миграции, но все они были вызваны военными конфликтами и политическими преследованиями.

Только после 1991 года люди смогли беспрепятственно покидать Россию. С этого момента и началась международная миграция трудовых ресурсов для россиян. Множество квалифицированных специалистов и просто рядовых рабочих смогли отправиться за рубеж на заработки. Правда, далеко не каждый из уехавших стремился покинуть Россию навсегда. Многие возвращались спустя несколько лет, или просто регулярно высылали деньги на родину.

Возникла проблема? Позвоните юристу:

Москва и область +7 (495) 980-97-90 доб. 885
Федеральный номер +8 (800) 700-99-56 доб. 257

В связи с такими событиями правительству пришлось принимать определенные меры регулирования, так как нелегалы не приносят никакого дохода стране, а только снижают стандарты при приеме на работу и ежегодно вывозят по нескольку миллиардов рублей из России. Кроме того, нелегальные мигранты отнюдь не стремились в приоритетные для России районы – они всегда приезжали именно в развитые города с многомиллионным населением, где и так существует серьезная проблема с трудоустройством.

Читайте также:
Восстановление загранпаспорта при утере: аннулирование старого документа, подача заявления через госуслуги

Правительство России в большей степени заинтересовано в привлечении соотечественников, нежели иностранных рабочих. Соотечественники обладают достаточным знанием русского языка и местных традиций, и поэтому более выгодны для государства. Для привлечения соотечественников введена специальная программа репатриации. Благодаря этой программе можно проводить эффективное регулирование миграции, поощряя переезд соотечественников в более приоритетные для России регионы. Это могут быть регионы с низким уровнем рабочей силы, города с масштабными проектами, требующими привлечения специалистов, и другие подобные территории России.

Трудовая миграция в России

Регулирование трудовой миграции в России и ее контроль в течение долгого времени является существенной проблемой. Для ее решения каждый год в законодательство государства вносятся и утверждаются поправки. Чтобы познакомиться с особенностями, видами трудовой миграции, ее положительными и отрицательными сторонами, для начала необходимо разобрать само определение.

​​Понятие трудовой миграции

Данный термин означает особый тип миграции. Ее основная цель состоит в переезде человека или группы людей из одного города в другой для того, чтобы найти рабочее место и трудоустроиться. Трудовая миграция иностранного значения подразумевает пересечение границ государства и происходит в масштабах нескольких стран. Трудовые мигранты — люди разных профессий, в основном рабочих. Реже страну покидают служащие и ученые. Коммерсанты и командировочные не являются таковыми.

Международная трудовая миграция подразделяется на иммиграцию и эмиграцию. Под первой классификацией понимается въезд при перемещении населения на территорию конкретного государства. Второй вариант следует рассматривать, как выезд из страны.

Последствия в истории трудовой миграции прослеживаются еще со времен II Мировой войны, когда произошло усиление миграции. Если в 80-х годах число мигрантов, без учета членов семей, составляло около 21 млн, то к началу 2000 года, оно возросло до 70 млн. По оценке МОТ ежегодно пересекают границы до 1 млн человек. Более 18 млн проживают вне родной страны. Среди них и жители России. Однако стоит отметить, что в 90-е годы прошлого века около 8 млн русских вернулось в Россию. Это продолжается и в настоящее время, причем мигрантов разных национальностей, в т. ч. иностранцев.

Трудовая глобальная миграция все более разрастается, чему способствуют тенденции развития:

  • зарубежные страны, нуждаясь в профессиональных кадрах, приглашают на работу квалифицированных специалистов, всячески их стимулируя. Происходит отток работников из России за границу и, как следствие, оголение отечественных рабочих мест;
  • отмечается прилив в Россию низкоквалифицированной рабочей силы из восточных стран-соседей РФ. Мигранты выполняют, в основном, малооплачиваемую работу, но, тем не менее, занимают рабочие места, предназначенные для граждан России.

Характеризуя трудовую миграцию современного общества можно выделить уменьшение ее оттока в страны Западной Европы и стабильность миграции в Северную Америку. Южноевропейские государства все больше привлекают рабочую силу, нежели делятся своей. Изменения в социальном и экономическом плане, произошедшие в последние годы, приводят к новым потокам миграции в странах Тихоокеанского бассейна, Африканского континента и Азии.

Государства, добывающие нефть привлекают рабочую силу, как правило, из малоразвитых стран. Большое количество населения бегут с Юга, передвигаясь севернее, жители бывшего СССР продолжают мигрировать на Запад. Помимо представленных характеристик международной современной трудовой миграции наблюдается, что персонал высокого уровня становится более мобильный на постоянной и временной основе.

Основные виды трудовой миграции

Вся трудовая миграция перемещения мигрантов подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Первое понятие, в свою очередь состоит из постоянной формы и временной.

Внешней называют миграцию, целью которой является пересечение людьми границ России, причем как въезжая в страну, так и покидая ее пределы.

Чтобы оформить внешнюю миграцию в РФ, нужно прибегнуть к определенным действиям, а именно:

  • собрать документы и указать причину выезда из России в другую страну;
  • определить, какое время планируется провести в указанной стране;
  • получить одобрение на работу и вид на жительство;
  • сдать необходимые экзамены и оформить страховки.

Перемещение мигрантов по городам в территориальных рамках государства является внутренней миграцией. Это обусловлено неодинаковым уровнем образования в разных уголках России, а также рядом иных причин неравномерности распределения по регионам:

  • рабочих мест;
  • уровня зарплаты, а вместе с ним и уровня жизни населения;
  • числа именно специалистов с разной планкой квалификации;
  • развитой экономики.

Причины трудовой миграции

Начиная с послевоенных лет по сегодняшний день мигранты России и других стран мира продолжают искать лучшую долю, а именно перспективы в работе и постоянный доход.

Причины внешней и внутренней трудовой миграции разные:

  • экономические, с перспективой карьерного роста;
  • политические, вплоть до военных конфликтов;
  • бытовые и социальные;
  • экологические;
  • идеологические и религиозные и другие.

Стран-доминантов, владеющих огромным количеством всех мировых ресурсов, немного. Именно туда, в промышленно развитые территории, стремятся люди из стран с низким прожиточным уровнем в поисках работы и заработка. Это одно из направлений внешней трудовой миграции по причинам экономического характера. По трем другим направлениям миграция происходит:

  • между развитыми и успешными государствами;
  • среди слабых развивающихся стран;
  • из перспективной страны в развивающуюся (проверить себя, помощь в обучении и т. д.).

Особенности трудовой миграции в России

Число мигрантов влияют на экономику в России. Это касается, в основном, внутренней миграции. Самыми популярными среди внутренних мигрантов Дальнего Востока и Сибири, приезжающих осуществлять свою трудовую деятельность, являются такие города России, как Санкт-Петербург, Красноярск, Екатеринбург и Барнаул. В свою очередь, в восточных регионах происходит уменьшение населения и, непосредственно, рабочей силы.

В Россию за последнее время мигрировали миллионы жителей стран ближнего зарубежья — Украины и Узбекистана (по 2 млн), а также Таджикистана (около 1 млн).

Закон, принятый в России о трудовой миграции, достаточно лоялен в требованиях к мигрантам постсоветского пространства. А языковой барьер, в отличие от иностранцев, не является острой проблемой.

Контролирует процедуру передвижения мигрантов миграционная служба России, которая вправе вести их учет, привлекать из-за границы, квотировать, распределять по рабочим местам, выдворять по разным причинам из страны и пр.

Регулирование трудовой миграции в РФ

Предоставление трудового устройства происходит на основании числа квот, регулируемого каждый год Приказом Минтруда России. Информация по 2019 году была указана в документе № 832н, датированном 24.12.2018.

Читайте также:
Покупка, аренда коммерческой недвижимости в Австралии: все тонкости введения бизнеса.

Основные трудовые высокооплачиваемые вакансии на постоянной основе являются привилегией для жителей России. Перечень доступных профессий для иностранных граждан утвержден Приказом Минтруда РФ № 29 от 18.01.2019. Также в защиту прав принятых на работу иностранцев встает Международная конвенция.

Виды трудовой миграции

Независимо от территориальной принадлежности трудовая миграция бывает нескольких видов:

  • постоянная (въезд/выезд мигрантов на постоянное местожительство);
  • временная (пребывание мигрантов в стране ограничено до 6 лет);
  • приграничная (ежедневное пересечение границы по причине трудоустройства за рубежом);
  • «утечка мозгов» (выезд на постоянной основе значимых для России людей — ученых, специалистов редких профессий и т. д.);
  • сезонная (на время до 12 месяцев для трудовой деятельности в сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг, рыболовстве).

Типы мигрантов

Эксперты МОТ классифицируют всех международных мигрантов на 5 основных типов.

Нелегалы

К данной категории относятся лица, не санкционировано попавшие в Россию, либо как туристы, но не покинули ее пределы, а остались по причине поиска трудоустройства. К ним относятся и те, кто имеет визу с прекращением срока действия.

Примерами нелегальных трудовых миграций большого потока являются США и страны Европы.

Поселенцы

Лица, претендующие на ПМЖ и получение гражданства, в основном в развитых странах, например, Канаде и Америке, называются поселенцы. Многие из них приезжают, чтобы воссоединить семьи, члены которых ранее прибыли на данную территорию.

В России используются специальные программы для поселенцев, в т. ч. вынужденных по причине политического преследования, расового и др.

Сотрудники по договоренности

Таковыми являются работники низкой квалификации, устроенные по контракту с определенными временными рамками. В основном, это жители арабских стран и азиаты. Цель их приезда — доход на сезонных работах в сфере обслуживания, в т. ч. туризма, общепита и сельского хозяйства.

Высокопрофессиональные специалисты

Профессионалы своего дела, с высоким интеллектом и уровнем образования, умениями и практическим опытом, способные пройти переквалификацию при трудоустройстве за рубежом. Как правило, это сотрудники больших корпораций и холдингов, профессора, преподающие на кафедрах.

Встречаются и студенты, циркулирующие в системе образования мирового значения.

Беженцы

Мигранты, которые вынужденно покинули Родину из-за грозящей опасности, голода и ищут убежище, могут получить статус беженца, а вместе с ним разрешение на ПМЖ и трудоустройство. Бывают страны с массовой трудовой миграцией, например, на африканском континенте.

Поправки для мигрантов

Из-за миграции в большом количестве, особенно внешней, возникает масса проблем. К примеру, с нахлынувшим в европейские государства потоком из Сирии ввиду террористической нестабильности, в т. ч. нелегальным. Причем Россия из-за притока мигрантов, плохо поддающегося контролю, также сталкивается с определенными сложностями.

Из этого возникла острая необходимость внесения поправок в действующее законодательство РФ, а именно:

  • иметь загранпаспорт мигрирующим лицам, а также патент (с 2016 г. нет разницы между ФЛ и ЮЛ для участников режима без визы, хватит общего документа) с новой мед- и соцстраховкой (полис неактуален с 01.01.18);
  • обосновать цель и необходимость в миграции;
  • установить срок для регистрации (15 дней), без которой пребывание в РФ невозможно;
  • сдать тестовые экзамены по русскому языку, праву и истории (госпошлина увеличена до 3 тыс.р.);
  • упрощается процедура подготовки для студенческой аудитории.

Преимущества и недостатки трудовой миграции

Значение трудовой внешней и внутренней миграции в России для экономической ситуации содержится в том, что:

  • повышается потребность в трудоустройстве и конкуренция за рабочее место;
  • снижается зарплата, т. к. есть желающие, готовые пойти на любые условия работодателя;
  • появляется возможность выбрать работников разной степени квалификации (высококвалифицированные специалисты ищут более выгодные условия, в т. ч. за пределами России).

Факт миграции в государственных масштабах может иметь определенные преимущества:

  • работодатели способны приглашать на работу кадры из-за рубежа;
  • сотрудники организаций смогут стать участниками культурного обмена;
  • эмигранты, работающие за границей, часть доходов высылают семьям, живущим в РФ, а это валютный приток в страну;
  • развитие экономики РФ в целом.

Негативными последствиями являются:

  • снижение оплаты труда, ее общего объема;
  • сокращение рабочих мест для собственных граждан РФ, рост безработицы;
  • возникновение доп. нагрузки на инфраструктуру (поликлиники, образовательные учреждения и т.д.);
  • накал криминальной обстановки из-за противоправных выходок нелегалов, особенно в густонаселенных ими территориях;
  • неуплата нелегалами налогов, что ложится финансовым бременем на плечи россиян;
  • выезд из РФ лучших специалистов разных отраслей с целью улучшения материального благосостояния.

Правительство РФ закрывает некоторые сферы деятельности для иностранцев, оставляя квоты за россиянами, но многие наниматели для выполнения работ, не требующих особых знаний и навыков, привлекают более дешевую рабочую силу.

Какие изменения ожидают трудовую миграцию в будущем?

Прежде всего, утвержденная Президентом РФ Концепция гос. миграционной политики, нацелена на возвращение российских мигрантов, особенно востребованных специалистов. Для этого будут создаваться все благоприятные условия. Организации, способствующие привлечению данной категории мигрантов, будут поддерживаться государством.

В планах по распоряжению российского Правительства, датированного 15.11.2018, выдать более 83 тысяч РВП с распределением по регионам РФ.

В перечне квот на 2021 год сокращена доля рабочих-иностранцев в некоторых отраслях, например, транспортной сфере. Постановление утверждено в российских правовых рамках по отношению к иностранным гражданам. Ежегодно пересматривается процент зарубежных работников в экономических отраслях с учетом рыночных особенностей субъектов РФ, а также востребованность, в первую очередь, рабочих мест для граждан России.

Так, по факту трудовой внешней и внутренней миграции в РФ с рядом плюсов и минусов, есть определенные проблемы, в частности ее нескончаемый поток, что влияет на экономику страны. Российское законодательство принимает меры по снижению официальных квот для иностранцев, оставляя привилегии за своими гражданами.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Понятие «трудовая миграция» следует понимать перемещение рабочей силы внутри страны или за пределы государства постоянного проживания в другие города и страны в целях последующего трудоустройства.

Причин этого процесса множество, однако среди них следует выделить стремление людей получить более высокооплачиваемую работу, комфортность и безопасность проживания.

Виды трудовой миграции

Трудовая миграция бывает нескольких видов. К примеру, в зависимости от правового статуса различается легальная и нелегальная миграция.

Легальная

Иностранец приезжает в другое государство и находится в нем в соответствии с требованиями местного миграционного законодательства. Он встает на учет в соответствующих государственных органах, получает разрешение на работу, платит налоги.

Нелегальная

Иностранный гражданин находится и трудится в стране, не имея для этого законных оснований. Он не состоит на учете в органах миграционного контроля. Как правило, нелегальные мигранты занимаются самым низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом.

Читайте также:
Студенческая виза в Китай: особенности учебных виз x1 и x2

Временная

Иностранец находится на территории другого государства (региона) временно – лишь на период работы. Это относится как к низкоквалифицированным сезонным работникам, так и к специалистам с высокой квалификацией, работающим по контракту на период его действия.

Постоянная

Под постоянной миграцией следует понимать переезд в другие страны (города) в целях трудоустройства и постоянного места жительства.

Отдельно нужно выделить характерные признаки внешней и внутренней миграции.

Внутренняя

Внутренняя миграция предполагает перемещение рабочей силы в пределах одного государства. Это связано с тем, что распределение рабочих мест внутри страны является неравномерным, в связи с этим в отдельных местностях может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в других, напротив, ее переизбыток. Кроме этого, уровень оплаты труда также может разниться от региона к региону. Естественно, более высокий уровень зарплат стимулирует процессы трудовой миграции.

Рассматриваемый процесс иногда соотносят с урбанизацией. Под последней нужно понимать увеличение роли городов в жизни общества и прирост их населения за счет оттока жителей из сельской местности. Урбанизация во многом является следствием именно трудовой миграции. Это связано с тем, что основные высокооплачиваемые рабочие места сконцентрированы именно в городах, поэтому сельские жители в поисках работы и большего заработка устремляются именно в эти точки притяжения.

Разновидностью внутренней является миграция маятниковая. Суть этого процесса заключается в том, что жители небольших городов и поселков совершают регулярные и краткосрочные поездки в целях работы или учебы в большой город и обратно. Маятниковые перемещения очень характерны для пригородной зоны.

Внешняя

Внешняя миграция предполагает перемещение рабочей силы за пределы страны. Как правило, трудовые мигранты перемещаются из государств с низким уровнем жизни в более богатые, с более высокими возможностями относительно поиска работы и уровня заработной платы.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.

Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.

Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).

Службы и организации, регулирующие процесс

Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности. Та

Международные

Основную роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах. Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы. В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.

Государственные

Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.

Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции. В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции. Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.

Основные характеристики миграции современных трудовых ресурсов

Основными характеристиками рассматриваемого процесса на сегодняшний день следует считать:

  1. Сформированность миграционных потоков, которые влияют и регулируют международный рынок труда.
  2. Отток населения из стран с низким жизненным уровнем в страны с более высоким качеством жизни. Основными направлениями для миграции являются: страны Западной Европы, США. Для стран бывшего СССР таким центром притяжения является Россия, однако это касается лишь низкоквалифицированных работников.
  3. Увеличение доли высококвалифицированных специалистов в общем миграционном потоке.
  4. Увеличение доли нелегальной миграции, во многом связанной с нестабильной политической обстановкой на Ближнем Востоке и в странах Африки.

Статистика и показатели в настоящее время

МВД России располагает статистическими данными относительно показателей трудовой миграции в РФ. Так, за период с января по ноябрь 2018 года было оформлено 116 538 разрешений на работу. В то же время за этот же период было выдано 1 544 313 патентов на работу. Определить же, сколько граждан выехало из России именно в качестве трудовых мигрантов довольно сложно. Можно лишь руководствоваться сведениями о лицах, которые снялись с регистрационного учета по месту своего предыдущего проживания. Округленное значение за 2018 год составляет число в 300000 покинувших страну россиян.

Статистика международных перемещений рабочей силы не столь однозначна – разные источники называют разные цифры. Так, согласно данным ООН в мире в 2017 году насчитывалось 258 миллионов международных мигрантов.

Последствия трудовой миграции

Их можно разделить на отрицательные и положительные. К первым относятся такие факторы, как улучшение ситуации с безработицей, международный обмен знаниями и опытом, уменьшение затрат на медицину, образование, соц выплаты.

Отрицательная сторона заключается в снижении общего уровня заработной платы, т.к трудовые мигранты соглашаются на низкую оплату труда в некоторых сферах.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Трудовая миграция – естественное движение рабочей силы в поисках лучших условий для заработка и проживания. Неравномерность миграционных потоков, увеличение доли нелегальной миграции представляют на сегодняшний день одну из основных проблем, которая стоит перед мировым сообществом.

Читайте также:
Отказ в визе США: 18 основных причин и как ее потом получить

Что такое внутренняя и внешняя трудовая миграция в России?

Трудовая миграция представляет собой процесс перемещения людей или одного человека в различные города и страны с целью поиска работы и дальнейшего трудоустройства. Во всем мире миграция разделяется на эмиграцию и иммиграцию. Эмиграцией называется процесс выезда населения из страны с целью заработка в другое государство. Иммиграция – это въезд в другую страну для работы на ее территории.

Причины трудовой миграции, которые заставляют людей перемещаться в другую страну, включают безопасность проживания, возможность получить хорошее образование, работать по своей профессии и получать за это достойную заработную плату, иметь свое собственное жилье, социальные гарантии государства (это составляющие понятия «хороший уровень жизни»). Именно из-за его несоответствия ожиданиям россиян, они и мигрируют в более развитые экономически страны, где жизненный уровень выше.

Значение миграции трудоспособного населения для экономики

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74

Тема переселения людей в другие города и страны в поисках работы постоянно поднимается в средствах массовой информации. Она не теряет актуальности, потому что этот процесс сильно влияет на развитие экономики и на темпы ее роста. Россия является привлекательным ориентиром для трудовых мигрантов, причем не только из стран бывшего СССР, но и из других государств. В РФ существует не такой сложный процесс миграции, как, например, в США, куда можно прибыть трудиться легально только после прохождения многочисленных проверок и комиссий, в ходе которых устанавливается квалификация специалиста и определяется, нужен ли такой работник. В Россию можно мигрировать людям без образования и не всегда даже владеющим русским языком. Страна получает дешевую рабочую силу, а мигранты повышают уровень своей жизни.

Как и во многих других странах, проблема трудовой миграции в России стоит очень остро. Это связано с большим количеством «утекающих» за границу профессиональных кадров, на замену которым приезжают неквалифицированные кадры из близлежащих государств.

Значение миграции для экономики заключается в следующем:

  1. Борьба за рабочие места. При наличии большого количества претендентов на одно рабочее место, возникает конкуренция, и работодатель может выбрать более квалифицированного работника.
  2. Уменьшение заработной платы. При увеличении количества работников, работодатель может понижать оплату труда, так как всегда найдется работник из содружественного государства, который согласится выполнять ту же самую работу за меньшие деньги.
  3. Распределение высококвалифицированных и низкоквалифицированных работников. Устанавливаемый государством размер заработной платы прямым образом влияет на спрос вакансий с соответствующим уровнем квалификации. Если зарплата достойная, то недостатка в специалистах не будет. В ином случае специалисты будут искать более выгодные предложения в других регионах или за границей.

Плюсы и минусы трудовой миграции

Миграция является важной частью экономики стран. Она имеет плюсы и минусы. Они рассмотрены в следующей таблице.

Достоинства Недостатки
Привлечение кадров из-за рубежа. Потеря определенного количества вакантных мест собственными гражданами России.
Взаимодействие культур разных стран. Снижение уровня оплата труда.
Развитие экономики страны в целом. Криминализация обстановки из-за противоправных действий нелегальных мигрантов.

Важно! Законодательство обычно защищает интересы своих граждан в сфере трудовой деятельности, поэтому для иностранных рабочих некоторые области закрыты (например, сфера национальной безопасности). Но там, где требуется дешевая неквалифицированная сила, работодатели предпочитают нанимать иностранцев.

Трудовая миграция на международном уровне

В настоящее время на 2018 год ситуация в мире складывается так, что зарубежные страны остро нуждаются в квалифицированных кадрах. Они предоставляют льготы талантливой молодежи для получения качественного образования, хороший старт для работы и заработную плату, которая привлекает российскую молодежь. В результате происходит отток из РФ молодых ученых, талантливых старшеклассников и студентов, людей среднего возраста – профессионалов в своих областях.

Это обуславливает недостаток квалифицированных кадров с высшим профессиональным образованием в РФ. В Россию миграционный поток идет из бывших союзных стран. Большинство из них представляют рабочую силу с низкой квалификацией. Мигранты занимают низкооплачиваемые рабочие места. Из-за такой ситуации гражданам России, имеющим рабочие профессии, приходится либо оставаться безработными, либо соглашаться на небольшую заработную плату, так как работодатель скорей возьмет на работу человека, которому платить нужно меньше, пусть даже это мигрант. Следующая картинка дает общее представление о международной миграции.

Международная трудовая миграция имеет цель, которая состоит в пересечении границы своего и другого государства для вступления в трудовые отношения с зарубежными работодателями. Это естественный процесс, так как люди постоянно ищут способы улучшения качества своей жизни.

Ситуация в РФ

Некоторые регионы России настолько привлекают приезжих граждан, что это беспокоит демографов. Для России странами донорами в поставке трудовой силы являются Таджикистан, Узбекистан, Молдавия, Украина.

Традиционно привлекательными для мигрантов из самой РФ являются крупные города, в первую очередь обе столицы РФ. Сюда стекаются квалифицированные и неквалифицированные рабочие кадры в поиске лучшей жизни. Донорами становятся другие регионы России, в которых сложилась сложная экономическая, политическая, а в некоторых случаях и природно-климатическая ситуация.

Обратите внимание! Правовое регулирование внутренних миграционных процессов осуществляет Министерство труда и социального развития РФ.

Задачами министерства являются:

  • привлечение и распределение мигрантов по рабочим местам;
  • распределение квот;
  • оценка труда мигрантов.

Каждый год принимаются поправки в законодательство, чтобы ситуация с мигрантами не привела к ухудшению криминальной статистики и экономической ситуации.

Важно! Прием иностранных мигрантов на работу должен осуществляться с учетом квот, количества. Нормативным документом для защиты прав трудовых мигрантов на сегодняшний день является Приказ РФ № 2 от 09.01.2018г. «Об утверждении перечня профессий для привлечения иностранных сотрудников, прибывающих в Россию». В нем имеется информация об отраслях, в которых могут работать мигранты. Квотируемые рабочие места распределяются таким образом, чтобы не ущемлялись права граждан России.

Миграционная служба должна выполнять следующие функции:

  • разрешать или запрещать въезд мигрантов на территорию РФ;
  • аннулировать визы;
  • при нарушении миграционного законодательства осуществлять привлечение мигрантов к ответственности перед законом, а в более сложных случаях выдворять или депортировать их на родину.
Читайте также:
Как иностранцу получить полис ДМС в РФ в 2021 году

Виды трудовой миграции

Миграция трудоспособного населения бывает внешней и внутренней. Внешняя миграция предполагает перемещение трудоспособного населения из страны в страну. То есть оно въезжает и выезжает через границу своего и других государств. Наглядно виды трудовой миграции показывает следующая картинка.

Внешняя трудовая миграция в России и в других странах имеет свои формы и разделяется в зависимости от периодичности нахождения трудоспособных граждан за пределами России на:

  1. Временную. Предполагает осуществление трудовой деятельности за границами РФ в течение не более 6 лет.
  2. Постоянную. Предполагает переезд в иностранное государство для трудоустройства.

Трудоустройство за рубежом сопряжено с определенным порядком действий, который включает:

  • предоставление пакета необходимых документов с обязательной формулировкой оснований для переезда;
  • получение трудового патента, ВНЖ, медицинской страховки.

Внутренняя трудовая миграция в РФ и других странах предусматривает перемещение лиц трудоспособного возраста по субъектам России с целью трудоустройства. Связано это с различной ситуацией в городах, а именно с уровнем безработицы, дефицитом или профицитом рабочих мест, требующей низкой или, наоборот, высокой квалификацией, со средней заработной платой.

В связи с желанием улучшить качество своей жизни люди могут ежедневно выезжать в другой город или даже страну (если место проживания находится рядом с границей), или только в определенное время года. Поэтому существуют типы трудовой миграции (сезонная, маятниковая).

Типы мигрантов

В международной организации по миграционным процессам эксперты определили основные типы мигрантов.

Нелегалы

Эта категория людей, ищущих работу, но въезжающих в страну, где они намереваются трудоустраиваться, без соответствующего разрешения, без оформления документов, то есть нелегально. В эту же категорию относят лиц с просроченной визой, трудовым патентом и без лицензии на работу. Больше всего нелегалов зафиксировано в США, количество которых в 2018 году превысило 3 миллиона человек.

Поселенцы

Это категория людей, уезжающих за рубеж не только для трудоустройства, но и для постоянного проживания с дальнейшим оформлением всех документов, в том числе и гражданства другого государства. Граждане России чаще всего эмигрирую в развитые страны с хорошим уровнем жизни, высокооплачиваемой работой. Традиционно это Канада, США, Германия, Финляндия, Швеция.

Сотрудники по договоренности

Входящие в эту группу лица выезжают в другую страну на определенное время, которое прописано в контракте. После выполнения своих трудовых обязательств они возвращаются в свою страну. К этой категории лиц относятся и сезонные работники, которые трудятся в туристической, строительной, общепитовской сфере.

Высокопрофессиональные специалисты

Это сотрудники крупных корпораций, специалисты с богатым практическим опытом в определенной сфере, имеющих высшее образование. Обычно они мигрируют с целью передать свой опыт более молодым коллегам, повысить свой уровень квалификации на новом месте. К данной группе лиц относят профессоров, педагогов, медиков.

Беженцы

Это лица, вынужденные искать себе новое место жительства из-за опасной для жизни и здоровья ситуации на родине. Мигранты представляют заявление в посольство другой страны с просьбой о предоставлении убежища. Если его принимают, то человек официально получает разрешение трудиться.

Какие изменения ожидают трудовую миграцию в будущем?

Президент РФ утвердил Концепцию миграционной политики на 2019-2025 годы. Она направлена на создание благоприятных условий лицам, которые покинули Россию и хотят вернуться. В концепции отмечается, что основным источником пополнения трудовых ресурсов России должно оставаться население своей страны.

Особое внимание уделено коррекции условий для добровольной миграции востребованных специалистов. Их будут привлекать усиленно. Государство планирует поддерживать те российские организации, которые будут привлекать таких людей.

15 ноября 2018 года глава Правительства РФ подписал распоряжение, в котором определяется квота выдачи иммигрантам разрешений на временное проживание в РФ в 2019 году. Согласно ему в 2019 году запланирована выдача 83 480 разрешений с распределением их по субъектам РФ.

Также в 2019 году вступит в силу постановление о доле иностранных рабочих в определенных сферах деятельности. С полным перечнем можно ознакомиться тут. В некоторых экономических сферах количество иностранных рабочих будет сокращено (это касается в частности транспортной сферы), в других процентное соотношение рабочих мест для иммигрантов и россиян останется на прежнем уровне.

Постановление не противоречит законодательству. По ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» каждый год правительство устанавливает долю иностранных работников в различных сферах экономики, учитывая особенности рынка в каждом субъекте РФ и необходимость предоставления рабочих мест для россиян в первую очередь.

Заключение

Особенности трудовой миграции в Российской Федерации, как и во всем мире, заключаются в том, что она является неотъемлемой частью современной экономики. Без нее невозможен прогресс, обмен опытом, повышение квалификации. Каждая страна сама определяет, какое количество людей трудоспособного возраста и определенных профессий привлекать на свою территорию для того, чтобы государство становилось сильней.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Внутренняя и внешняя трудовая миграция в России в 2021 году

Реалии современного мира, впрочем, как и всей истории существования человечества, безотрывно связаны с постоянным процессом перемещения населения из одной области в другую. Эти естественные процессы имеют под собой ряд причин и объединены общим термином «миграция». Особое значение в наше время отводится понятию «трудовая миграция». По сути, это те же перемещения населения из одной области в другую, внутри одного государства или между ними в поисках лучшего места работы.

Виды миграций

Различные виды и последствия международной трудовой миграции представляют собой особую сферу, требующую постоянного регулирования со стороны государства. В зависимости от направленности перемещения населения выделяют следующие типы миграции:

  • внутренняя миграция, подразумевающая перемещение населения внутри страны;
  • внешняя миграция, при которой народ выезжает за пределы государства;
  • интеграционная миграция, суть которой состоит в перемещении населения внутри интеграционного объединения государств, взаимодействующих в экономической сфере на основе межгосударственных соглашений. Примером такой интеграции может служить Содружество Независимых Государств (СНГ).

В отношении временных рамок принято классифицировать миграцию на:

  • постоянную (невозвратную) миграцию, подразумевающую переезд гражданина в другое государство или в другую область внутри своей страны (при внутренней миграции) на постоянное место проживания;
  • временную миграцию, при которой выезд в другое государство или переезд в другую область внутри своей страны (при внутренней миграции) определён каким-то периодом времени;
  • сезонную миграцию, суть которой состоит в зависимости миграционных процессов от условий сезонности того или иного вида хозяйственной деятельности;
  • маятниковую миграцию, предполагающую частые переезды в другое государство или в другую область внутри своей страны (при внутренней миграции), когда место работы/учёбы находится в одном районе, а постоянное местожительство – в другом. Этот вид миграции типичен для приграничных районов/областей.
Читайте также:
Правильное оформление страховки для визы в Болгарию

В разрезе организационных особенностей миграционных процессов выделяют:

  • добровольные миграции, т. е. такие, когда граждане, руководствуясь исключительно личными мотивами, осуществляют переезд в другую страну или в другую область внутри своей страны (при внутренней миграции);
  • принудительные миграции, т. е. носящие насильственный характер переселения граждан с одних областей в другие (например, депортация);
  • организованные миграции, подразумевающие под собой перемещение населения государством или организацией согласно разным обстоятельствам и в соответствии с законодательством (например, добровольный выезд на работу по контракту; принудительная эвакуация населения из зон катастроф или военных конфликтов);
  • самостоятельные миграции, т. е. «теневые»/нелегальные перемещения населения между государствами.

Дисбаланс в уровнях экономического развития стран является первопричиной международной трудовой миграции как явления. В поисках более высокого заработка, а также возможностей раскрыть свой потенциал и усовершенствовать свои профессиональные навыки люди вынуждены переезжать в другие страны/области, имеющие более высокий уровень развития. Так, например, трудовые мигранты в России в большинстве своём являются представителями менее развитых государств СНГ.

Трудовая миграция на международном уровне

Международная трудовая миграция – это перемещение граждан между государствами в поиске достойного источника дохода в рамках трудовых взаимоотношений. Она может быть сопряжена со сменой места жительства на постоянной основе; может носить и временный характер, когда гражданин выезжает в другое государство на определённый контрактом срок; может зависеть и от сезонности, требующей наличия рабочей силы в определённое время года. Внешняя трудовая миграция, её специфика и особенности трудовых взаимоотношений регламентируются Международной Конвенцией о защите прав всех трудящихся, которая была утверждена Генассамблеей ООН , а также внутренними законами стран, в которые направлен миграционный процесс.

Трудовая миграция – экономические и социальные аспекты: Видео

Внутренняя трудовая миграция

Внутренняя трудовая миграция представляет собой перемещения населения внутри страны между её регионами с целью получения работы, способной обеспечить достойный заработок. Она также может носить как постоянный, так и временный характер. Внутренняя миграция как явление отражается на плотности заселения определённых территорий внутри государства, их экономическом развитии и, соответственно, ведёт к росту конкуренции регионов между собой. Основными факторами, определяющими сегодня направления внутренних миграционных трудовых потоков, являются:

  • урбанизация, т. е. высокая роль города как центра экономического и культурного развития, перетягивает на себя большую часть трудовых ресурсов из сельской местности;
  • передовое экономическое развитие центральных и южных областей России наряду с их более благоприятным климатом по отношению к северным и восточным областям страны;
  • инвестирование в промышленное и инфраструктурное развитие северных и восточных регионов России и создание на этой базе нового рынка труда.

Все аспекты внутренней трудовой миграции в России регулируются Конституцией РФ, Трудовым кодексом и другими подзаконными актами, постановлениями исполнительных органов государственного управления и региональных органов государственной власти в Российской Федерации.

Изменения в законодательстве РФ в сфере миграции в 2021 году

Адаптируясь под стремительно меняющуюся действительность, российское законодательство в сфере трудовой миграции постоянно меняется. Так, в 2021 году приняты перечисленные далее изменения.

  1. Если гражданин Российской Федерации получил второе гражданство, то в срок до 2 месяцев он должен сообщить об этом в Главное управление по вопросам миграции МВД России.
  2. Лица, имеющие статус гражданина Республики Беларусь, освобождаются от комплексных экзаменов при получении вида на жительство в России или российского гражданства.
  3. Ужесточён режим иммиграции и пребывания в Российской Федерации граждан Украины, которые теперь имеют возможность находиться в России лишь 90 дней, если не получили специальное разрешение.
  4. Граждане Турции больше не имеют возможности трудиться в Российской Федерации. Разрешено только продление ранее заключенных контрактов на срок до конца 2021 года.
  5. Граждане Узбекистана обязаны получить биометрические загранпаспорта.
  6. Гражданам Грузии упрощено получение виз для пересечения границ с Россией.
  7. Внедрена дактилоскопическая система регистрации иностранцев.
  8. В выдаваемых на работу патентах теперь не указывается информация о статусе работодателя, т. е. нанимать людей на работу теперь может как юридическое, так и физическое лицо.
  9. Иностранцам запрещено осуществлять деятельность, отличную от предусмотренной патентом.
  10. Ограничения на выезд населения из страны, касающиеся военнослужащих и отдельных категорий госслужащих.

Кроме того, ужесточены санкции за нарушение миграционного законодательства.

Типы мигрантов

Принято выделять основные типы международных мигрантов:

  • переселенцы;
  • работающие по контракту;
  • беженцы;
  • нелегальные.

Профессиональная эмиграция является важной частью мировой экономики. По признаку качественного/профессионального состава мигрирующего трудового населения принято также выделять следующие типы миграционных процессов:

  • миграции низкоквалифицированных рабочих, которые впоследствии занимают низкооплачиваемые вакансии на рынке труда;
  • миграции высококлассных специалистов, привлекаемых для работы в других государствах на высокооплачиваемые/управленческие должности;
  • миграции гуманитариев/учёных, так называемая «утечка мозгов».

Для работы в Российской Федерации иностранцам из стран с безвизовым режимом требуется получение патента, разрешающего им ведение трудовой деятельности (исключение составляют приехавшие из Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Армении). Им нужно знать, как получить патент на работу. Для этого иностранный гражданин обязан обратиться с заявлением и требуемым комплектом документов в одну из следующих инстанций (на выбор):

  • ГУВМ МВД (ранее ФМС);
  • МФЦ по предоставлению муниципальных и госуслуг;
  • фирму, оказывающую посреднические услуги в сфере миграции.

Как получить разрешение на работу? Чтобы его оформить, следует предоставить в соответствующую службу заявление и требуемый комплект документов.

Нелегалы

Проблема незаконной миграции в России не теряет своей актуальности. В большинстве своём нелегальный статус иностранцами приобретается следующими способами.

  1. Законный въезд в Российскую Федерацию с целью остаться в государстве на нелегальных условиях.
  2. Наоборот, незаконный въезд с целью дальнейшей легализации своего положения.

Причины высокого уровня нелегальных мигрантов кроются, прежде всего, в низком уровне экономического развития государств, из которых они эмигрируют, а значит, в элементарном отсутствии финансов на оформление требуемой документации.

Беженцы

Беженцы представляют собой особый тип мигрантов. Отношение к ним регулируется Федеральным законом от 17 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах», который предусматривает, что человек, объявленный беженцем, не может быть репатриирован против своего желания в страну, гражданином которой ранее являлся. По своей сути беженцы представляют собой граждан, уезжающих из своей страны вследствие войн, природных или экологических катаклизмов. Понятие «трудовой эмигрант» нельзя в чистом виде применять к этой категории, т. к. эти переселенцы переезжают в другую страну преимущественно для смены места жительства, и только после перед ними встаёт вопрос трудоустройства.

Читайте также:
Отдых на Бали в 2021, Индонезия - цены, пляжи, развлечения и достопримечательности

Вынужденные переселенцы

К переселенцам относятся граждане, уезжающие в другую страну на постоянное местожительство вследствие экономических, политических, религиозных или других мотивов. Данный тип мигрантов также не причисляется в чистом виде к трудовым в силу того, что основным мотивом их переезда в другое государство служит стремление переехать туда на постоянное местожительство с последующим получением гражданства.

Работники по контракту

Международная миграция труда неразрывно связана с гражданами, работающими в других государствах по контракту, лимитированному определёнными сроками и обязательствами. По факту окончания контракта/выполнения контрактных обязательств представитель своей страны приезжает обратно на родину.

Высококлассные специалисты

Профессиональная иммиграция является неотъемлемой составляющей успешности экономического роста стран в современном мире. «Утечка мозгов» — выезд из страны учёных, экспертов и высококвалифицированных рабочих вследствие экономических, политических, религиозных или других мотивов. Часто это становится глобальной проблемой для государств, из которых происходит подобный отток.

Миграция трудовых ресурсов и миграционная политика

Миграция трудовых ресурсов – пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования рабочей силы.

Так же как и миграция населения в целом, классифицируется на возвратную и безвозвратную, сезонную, маятниковую, эпизодическую, внешнюю и внутреннюю.

В зависимости от административно-правового регулирования миграция трудовых ресурсов может быть добровольной или вынужденной, регулируемой или нерегулируемой.

По способу реализации миграция трудовых ресурсов делится на индивидуальную (самостоятельную), осуществляемую силами и средствами самих мигрантов, и организованную, осуществляемую с помощью государственных или общественных органов, предприятий.

Миграцию трудовых ресурсов характеризуют следующие показатели:

· число прибытий и выбытий в данной административно-территориальной единице;

· сальдо миграции (чистая миграция) – разность между числом прибытий и выбытий;

· валовая миграция (брутто-миграция) – сумма числа прибытий и выбытий;

· миграционный поток – совокупность мигрантов, имеющих общие территории выбытия и прибытия;

· миграционная когорта – совокупность мигрантов, объединяемых общим периодом миграции.

Для анализа миграции трудовых ресурсов рассчитывают также относительные показатели (в промилле на тысячу человек населения):

· коэффициенты прибытия и выбытия;

· коэффициент чистой миграции (разность между коэффициентами прибытия и выбытия);

· коэффициент валовой миграции (сумма коэффициентов выбытия и прибытия).

Миграция трудовых ресурсов выполняет разнообразные функции:

· социальную, обусловленную стремлением благодаря изменению места проживания более полно удовлетворить потребности мигранта в получении образования, росте профессиональной подготовки, повышении доходов, улучшении жилищных условий;

· экономическую, связанную с обеспечением определенного уровня подвижности трудовых ресурсов, их территориальным перераспределением и обеспечением количественного и качественного соответствия между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации в разных районах и населенных пунктах.

Эффективной можно считать такую миграцию, в результате которой избыток рабочей силы, образующийся на одних территориях, перемещается в те районы, в которых существует недостаток рабочей силы. Тем самым миграция способствует более полному использованию рабочей силы, структурным сдвигам в экономике, росту производительности труда.

Миграция трудовых ресурсов как сложный социально-экономический процесс определяется различными объективными и субъективными причинами, которые можно объединить в несколько укрупненных групп:

· природно-климатические, связанные с влиянием окружающей среды и включающие климат, ландшафт, изменения в экологической системе;

· демографические, обусловленные территориальными различиями в структуре населения по полу, возрасту, брачно-семейному положению и т.д.;

· этнические, связанные с влиянием национальных традиций, обычаев, специфики материальной и духовной культуры различных народов на уровень подвижности, структуру и направления перемещений;

· социально-экономические, связанные с различными аспектами развития производства (размещением производства по территории, соотношением экстенсивного и интенсивного типов экономического роста, различиями в уровнях экономического развития районов, инвестициями и др.) и с обусловленными ими различиями в условиях жизни, возможностью трудоустройства, содержанием и характером труда, размером заработной платы, перспективами получения образования, жилья, создания семьи и т.д.

Сложность и противоречивость миграции трудовых ресурсов вызывает необходимость регулирования этого процесса, проведения миграционной политики, под которой понимаются специальные меры, ограничивающие или, наоборот, стимулирующие миграцию.

Различают прямые и косвенные методы регулирования миграции трудовых ресурсов. Прямые методы включают субсидирование расходов на перемещение мигрантов, обеспечение их необходимой информацией; косвенные – строительство промышленных предприятий, развитие инфраструктуры в районах массового оттока и т.д.

Демографическая ситуация в России неизбежно потребует в самое ближайшее время привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Население России ежегодно уменьшается на 700 тысяч человек. Если эта тенденция не будет изменена в ближайшее время, то все усилия общества и государства в экономической, политической или военной сферах станут бессмысленными. Поэтому главной целью государственной политики России должны стать стабилизация и постепенное увеличение числа российских граждан.

Цели и задачи миграционной политики России должны формулироваться в соответствии с этими императивами и приоритетами. Предпочтительнее при этом ориентироваться на население бывшего СССР, т.к. привлечение этой категории мигрантов снимает многие проблемы: различий в системах образования и профессиональной подготовки, языковой и культурной несовместимости и пр. Кроме того, Россия, как правопреемница СССР, имеет определенные обязательства перед этими людьми.

Миграционная политика должна иметь три отдельных направления: привлечение в страну трудовых ресурсов, прием, в соответствии с международными обязательствами России, беженцев и вынужденных переселенцев и пресечение нелегальной миграции.

Анализ миграционных процессов за последние десять лет свидетельствует: Россия не имеет взвешенной и эффективной миграционной политики.

Декларативный лозунг «Россия примет всех…», не подкрепленный четкой политической волей, научно-методической обоснованием, эффективными организационными и финансово-экономическими механизмами, приводил к многочисленным ошибкам и просчетам, вызывал произвол и коррупцию миграционных чиновников, подвергался жесткой критике со стороны правозащитного сообщества и переселенческого движения.

Факты последнего времени свидетельствуют – нашей стране навязывают антигуманную, антидемократическую, антисоциальную, антироссийскую миграционную политику.

Кадровая чехарда, перманентная реогранизация и паралич миграционных органов, свертывание социальных программ государственной помощи переселенцам, закон о негражданстве российских соотечественников – точки траектории нового курса миграционной политики, разработанного втайне от общественности и реализуемого вне общественного контроля.

Особую озабоченность общественности вызывает все более явная монополия высокопоставленных государственных чиновников на формулирование миграционной политики вне механизмов общественного обсуждения и поиска общественного согласия, обязательных для гражданского общества.

Важным элементом бескризисного развития считается обеспечение равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии. Это означает, что уровень и условия жизни в отдельных регионах не должны резко отличаться друг от друга, для того, чтобы не происходил процесс резкого перелива и концентрации населения из одних регионов в другие, не создавался опасный уровень социальной напряженности в наиболее благоприятных регионах.

Читайте также:
Visa to Russia from Belgium - How to get it cheap in 2021?

Рациональное размещение населения, как за счет внутреннего его перераспределения, так и за счет притока извне, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних регионах и запустение в других.

Не случайно в рамках Евросоюза, в Комиссии европейских сообществ (Правительство ЕС) создана и действует Генеральная дирекция по региональной политике во главе с комиссаром (министром), а при Европарламенте – Специальная комиссия по региональной политике.

Главной целью этой политики является поддержание такого экономического развития регионов, которое обеспечивает занятость необходимой численности населения и, следовательно, рациональные миграционные потоки, поддерживался баланс населения.

В силу специфических особенностей миграционных процессов, зависимости от всего комплекса социально-экономических и природных факторов, политика, проводимая в отношении их регулирования не может не находиться во взаимодействии с:

1. Социальной политикой в целом и всеми ее составляющими, т.к. миграционные процессы являются только следствием притягивающих социальных факторов. Кроме того, они и сами становятся следствием социального неблагополучия. Меры социальной политики выступают на первый план при оказании государственной поддержки тем категориям мигрантов, которые переезжают на новое постоянное или временное место жительства под воздействием преимущественно выталкивающих факторов в экстренном порядке.

2. Демографической политикой. Являясь важной составляющей демографического процесса, миграционные процессы влияют на демографическую ситуацию. В одних случаях они способствуют снижению “демографического давления”, в других позволяют компенсировать естественные потери населения. Миграция населения способна привести к существенным изменениям в половозрастной структуре населения отдельных регионов страны. Миграционная политика выступает как важный компонент демографической политики.

3. Геополитикой, т.к. выступает мощным рычагом к перераспределению населения по территории страны. Численность населения отдельных регионов, его национальный и конфессиональный состав во все времена являлись либо средством, либо объектом экспансии. Кроме того, применительно к политике в области внешней миграции, необходимо учитывать двусторонние отношения с разными государствами, наличие партнерских и союзнических отношений с ними.

4. Национальной политикой. В связи с тем, что одной из важнейших групп факторов субъективного, психологического характера, воздействующих на миграционные процессы, является сложившийся жизненный стереотип, или жизненный стандарт, зависящий в первую очередь от этнических особенностей и обычаев, миграция населения находится в тесной связи с этническими процессами.

5. Но наиболее тесная взаимозависимость и взаимосвязь существует, как уже отмечалось между миграционными и экономическими процессами, а следовательно, между миграционной и экономической политикой, а с точки зрения территориального перераспределения населения, с ее региональной составляющей. Социально-экономические миграционные процессы находятся в тесной связи с движением капиталов. Экономическая политика, в том случае, если она есть, определяет необходимые региону население и трудовые ресурсы, а также меры экономического стимулирования миграционного притока (оттока) населения в нужных масштабах и направлениях.

Кроме внешней миграционной политики, как правило, иммиграционной, всегда существует и политика в отношении размещения населения и внутри страны, которая в том числе воздействует на распределение иммиграционных потоков.

Рациональное размещение населения способствует эффективному функционированию экономики, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних регионах и запустение в других. Размещение населения или его перераспределение осуществляется в форме внутренних переселений.

Воздействовать на миграционное поведение населения можно, используя весь комплекс административных, правовых и экономических рычагов управления. Причем в любом государстве это функция исключительно центрального правительства. Однако она реализуется с помощью региональной экономической политики путем воздействия на социально-экономическую ситуацию в регионах и их миграционную привлекательность.

Регулирование регионального развития осуществляется в странах с самым разным государственно-политическим устройством. Отличаются лишь формы воздействия на миграционное поведение населения. По-своему интересный и успешный опыт региональной экономической политики имеется и в федеративных государствах (США, Канаде, Германии, Австрии и др.) и в унитарных республиках (Франции, Италии и др.) и в монархиях парламентского типа (Великобритании, Нидерландах, Испании, Швеции и др.).

Да и собственный опыт в России, как государства с обширной территорией и самым большим разнообразием региональных условий жизни и хозяйственной деятельности, нельзя сбрасывать со счетов. Благодаря целенаправленной региональной экономической политике по освоению восточных территорий, в относительно сжатые сроки в эти регионы перераспределено согласно переписи населения 1897 года из 60 губерний России почти 2,4 млн. человек. Не менее внушительными были и масштабы переселения в эти районы в бывшем СССР. Однако нельзя не признать, что в тот период перераспределение обеспечивалось с помощью административных рычагов, что привело к нарушению прав граждан на свободу передвижения.

Административные меры являются эффективными только в случае подкрепления их экономическими стимулами, которые обеспечивают совпадение интересов государства и отдельного гражданина.

Как следует из международного и отечественного опыта, развитие региональных экономических систем и их функционирование не может осуществляться на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства неизбежно приводила к нарастанию разного рода противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики и общества. Со времен первых экономических кризисов необходимость государственного регулирования экономического развития стала аксиомой. Поэтому забота о пространственной организации хозяйства страны, о размещении производительных сил вообще и населения в частности является непременной функцией любого государства, безусловным рефлексом его самосохранения. Опыт проведения рыночных реформ в России доказал эту истину еще раз.

Не случайно, что современные системы регулирования в странах с рыночной экономикой стали складываться в период мирового экономического кризиса 30-х годов прошлого столетия (особенно в США), приобрели более развитые формы после второй мировой войны (особенно в Западной Европе) и периодически реформируются в последние десятилетия.

Активизация деятельности правительств в этой сфере отражает понимание того, что без решения региональных проблем нельзя достигнуть провозглашаемых правительствами большинства развитых стран национальных целей: эффективной занятости, улучшения качества жизни, социально справедливого распределения доходов, стабильного, устойчивого экономического роста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: