Кто такие беженцы, их правовой статус

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I
“О беженцах”

С изменениями и дополнениями от:

28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г., 27 декабря 2018 г., 26 июля 2019 г., 31 июля, 8 декабря 2020 г., 1 июля 2021 г.

ГАРАНТ:

См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

19 февраля 1993 года.

Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения. В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания. Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.

Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.

Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.

Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.

В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).

Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах”

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425, в “Российской газете” от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Читайте также:
Bla Bla car: как найти поездку, машину и попутчиков без регистрации в 2021 году

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ

Беженцы: правовой статус, разновидности и особенности

С середины ХХ столетия беженцы – не просто определение категории лиц, вынужденных под угрозой покидать собственную родину. Это международный гуманитарный статус, который при определенных обстоятельствах можно получить в любой стране ООН. Количество беженцев по всему миру приблизилось к 70 млн человек. Кто, как и на каких основаниях может получить этот статус?

  1. Статус беженца: что это
  2. Основания для отклонения ходатайства
  3. Международные гуманитарные статусы
  4. Права и обязанности
  5. Помощь для беженцев
  6. Проблемы приобретения статуса
  7. Почему могут лишить международной защиты
  8. Заключение
  9. Николай Стариков о проблеме беженцев в Европе: Видео

Статус беженца: что это

Конституционно-правовой статус беженцев определяется в каждом государстве-члене ООН национальным законодательством. Например, в России он упоминается в Конституции и уточняется в ФЗ № 4528-I от 19.02.1993 . В любой другой стране он будет подчиняться иным законам. Но любые такие нормативно-правовые акты, независимо от государства, не могут противоречить Конвенции ООН о статусе беженцев от 28.07.1951 .

Понятие статуса закреплено в ст. 1 Конвенции: беженец – это правовой статус лица, которое вследствии преследований или обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства, этнической или социальной приналежности и по иным признакам вынуждено покинуть территорию государства постоянного жительства, и не имеет возможности (или не желает в силу указанных опасений) получить защиту от родного государства.

Наличие описанной угрозы позволяет человеку запросить статус беженца в любой стране ООН по его желанию.

Порядок признания лица беженцем определяется каждой страной самостоятельно. Так же определяются и административные процедуры, место подачи всех необходимых документов, особенности рассмотрения ходатайства и так далее.

Стоит отметить, что политика и условия приема беженцев, предоставленные права, социальная помощь и обязанности сильно разнятся от государства к государству.

А вот этапы запроса убежища, независимо от страны, обычно выглядят так:

  1. Легально въехать в желаемую страну и на границе или уже по месту пребывания – в отделении миграционной службы – подать прошение о предоставлении гуманитарного статуса.
  2. Пройти все необходимые проверки и собеседования, представить доказательства преследований, при необходимости отправиться в распределительный центр.
  3. Дождаться рассмотрения ходатайства. В странах с существенным притоком беженцев вопрос может рассматриваться в течение 1-1,5 года. До того, пока статус просителя международной защиты не определен, он может получить свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем.
  4. В назначенное время явиться на собеседование, доказать угрозу преследований, получить решение. Если лицу предоставляется убежище, с ним приобретается не только защита от преследований, но и социальная защита, право на помощь и другие права – о них позже.

Основания для отклонения ходатайства

Далеко не всегда угроза, о которой заявляет проситель убежища, является деятельной. Обычно ходатайство о признании беженцем отклоняется, если лицо:

  • не представило доказательств о наличии действительных преследований или их угрозы;
  • совершило преступление на территории страны подачи запроса;
  • получило отказ в убежище в другой стране ООН, и обстоятельства, имевшие ранее место, не изменились;
  • имеет гражданство третьей страны и не воспользовалось ее защитой;
  • прибыло из третьей страны, где уже имело возможность запросить международную защиту;
  • имеет разрешение на проживание в стране подачи ходатайства или основания для его получения или по другим основаниям.

Кроме того, пп. F ст. 1 Конвенции ООН исключает возможность предоставления гуманитарной защиты лицам:

  • совершившим преступления против мира или военное преступление;
  • совершившим неполитическое уголовно преследуемое деяние за пределами страны подачи запроса и до его подачи;
  • участвовавшим в деятельности, противоречащей целям ООН.

Международные гуманитарные статусы

Статус беженца – один из возможных гуманитарных статусов. В соответствии с национальным законодательством той или иной страны могут быть и другие, например, статус временного убежища, вынужденного переселенца. Разберемся, в чем разница между статусом беженца и временным убежищем, а также другими статусами.

Так, временное (гуманитарное) убежище (может также называться “дополнительная защита”), это вспомогательный статус, который может быть приобретен лицом, если оно:

  • имеет основания для получения статуса беженца, но ограничивается ходатайством о временном убежище;
  • не имеет оснований для получения статуса беженца, но в силу гуманитарных причин не может быть отправлено на родину.

Временное убежище как статус несколько ограничено в правах по сравнению со статусом беженца, однако все зависит от конкретной страны.

Существует также статус “политическое убежище”. Это особый вид международной защиты, предоставляемый за преследование на родине по политическим мотивам, например, за высказывание гражданской позиции и общественных убеждений, за ведение политической деятельности, которые не противоречат общепринятым принципам демократии.

Право на политическое убежище обычно регулируется отдельным нормативным актом, так как категория его просителей является особой и отличается от общепринятого облика беженцев. Такой вид защиты часто используется для ухода от правосудия.

Помимо этих форм защиты, лицу может быть предоставлен статус вынужденного переселенца. Особенности административно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев определяются также внутренним законодательством, поскольку такие переселенцы – лица, преследуемые и перемещающиеся внутри конкретной страны. Этот статус не является международным и может быть запрошен при необходимости только в стране своей гражданской принадлежности. Из-за этого предоставление такого статуса скорее редкость: запрашивать его в стране, где лицо по месту жительства не может получить от государства защиту, не имеет смысла.

Читайте также:
Изучаем паспорт: как узнать код подразделения

Решение о признании лица беженцем принимает, как правило, руководство миграционного ведомства. В России это ГУВМ МВД, в Германии – Федеральное ведомство по делам беженцев и миграции (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge, BAMF). Но они лишь рассматривают ходатайство, а какой конкретно запросить статус, лицо решает самостоятельно.

Права и обязанности

Конкретные правомочия просителей убежища регулируются также национальным законодательством конкретной страны. В целом базовые права и обязанности беженцев закреплены Конвенцией ООН. Согласно ей, лицу, получившему статус беженца, гарантируется:

  • право на постоянное проживание (на время действия гуманитарного статуса) и прописку в стране предоставления убежища;
  • право на жилье, обычно реализуемое за счет размещения в центрах временного содержания беженцев;
  • право на обязательное среднее образование;
  • право на трудоустройство без дополнительного разрешения;
  • право на правительственную помощь (обычно выражается в программах социализации и натурализации беженцев);
  • право на социальное обеспечение: медицинскую помощь, денежные выплаты, натуральную помощь в виде питания или продуктов;
  • право на свободное передвижение и выбор места проживания в пределах страны (если это страна ЕС – в пределах ЕС) и так далее.

Что касается обязательств, то лицо, признанное беженцем, обязано:

  • чтить конституционный строй и соблюдать требования законодательства страны, предоставившей убежище;
  • не совершать уголовных преступлений на территории страны;
  • пройти обязательное медицинское обследование;
  • сообщать миграционным органам все достоверные сведения, необходимые им;
  • соблюдать установленный режим проживания по месту содержания.

Если лицо не имеет паспорта или иного действительного документа, страна убежища должна предоставить ему таковые. Их роль в том числе может выполнять свидетельство о статусе беженца.

Помощь для беженцев

Помощь беженцам в каждой стране предоставляется в разном объеме, в зависимости от возможностей страны. Обычно «базовый пакет» включает в себя:

  • Натуральную помощь – предоставление продуктов или полноценного питания, бытовых и коммунальных услуг.
  • Медицинскую помощь. Заключается не только в обследовании и лечении, но и в предоставлении лекарственных препаратов.
  • Финансовую помощь. Размер выплат значительно отличается от государства к государству. Например, в РФ это небольшая единовременная помощь в размере 100 рублей. В Германии – ежемесячная помощь на карманные расходы в размере 100-150 евро.
  • Социальную помощь. Например, устройство детей в детские сады и школы, получение пенсии по возрасту, по утрате трудоспособности и так далее.
  • Правовая и иная консультативная помощь; услуги юриста, психолога, переводчика, трудового консультанта.

Национальным или муниципальным законодательством могут быть предусмотрены и другие виды помощи, например, пособия на жилье и субсидии на оплату коммунальных услуг (при самостоятельном проживании).

Проблемы приобретения статуса

Европейские страны ежегодно принимают миллионные миграционные потоки беженцев, что создает не только огромную финансовую нагрузку, но и определенное социальное напряжение. Львиная доля просителей убежища являются не жертвами преследований, а классическими экономическими мигрантами. Из-за этого и рассматриваются беженцы как социальная проблема в современном мире: создался определенный стереотип, согласно которому далеко не все из них нуждаются в защите, а многие даже являются фактором социальной нестабильности.

Те, кто действительно ищет защиты, наоборот, имеют правовые проблемы реализации статуса беженцев:

  • Во-первых, политика многих стран строится на непризнании существующей проблемы, из-за чего признается гуманитарный статус крайне неохотно. Яркий пример – Польша и Венгрия, которые часто отказывают иностранцам даже при наличии явных доказательств преследований.
  • Во-вторых, проблемы возникают при необходимости доказать преследования. Государственные органы самостоятельно оценивают доказательства, и если это не очевидные массовые преследования, то шансы получить защиту крайне малы.
  • В-третьих, далеко не всегда возможность обжалования отказа в ходатайстве и доступность такого обжалования очевидны для просителей убежища. Выдав отказ, страны выдворяют беженцев в страны, из которых они прибыли, в том числе приграничные страны.
  • В-четвертых, существуют проблемы натурализации и социализации. Даже получив гуманитарный статус, стать полноценным членом общества в новой стране крайне трудно: предстоят языковые проблемы, трудности с работой и обеспечением членов семьи, низкая социальная защищенность.

Отчасти решаются перечисленные проблемы только в благополучных странах, таких как Германия, Франция, Италия, Австрия и прочих, где уровень поддержки беженцев достаточно высок.

Почему могут лишить международной защиты

Конвенция и внутреннее национальное законодательство также определяют, в каких случаях лицо утрачивает статус беженца. Автоматическая утрата происходит, если:

  • беженец вновь воспользовался защитой страны своей гражданской принадлежности либо вновь добровольно переехал для проживания на ее территорию;
  • обстоятельства, по которым лицо получило защиту, перестали действовать, и угроз больше не существует;
  • мигрант приобрел новое гражданство и может воспользоваться защитой этой страны;
  • лишившись гражданства страны исхода, лицо вновь приобрело его добровольно;
  • лицо получило разрешение на проживание или гражданство страны убежища.

В то же время лицо принудительно лишается статуса беженца, если оно:

  • совершило преступление и осуждено за это в стране убежища;
  • получило защиту на основании ложных сведений или поддельных документов;
  • привлекалось к ответственности за отдельные виды правонарушений, определенные национальными законами.

Заключение

Статус беженца – это положение лица, которое в силу преследований покинуло свою страну и запросило международную защиту ООН. Он не дается преступникам, экономическим мигрантам и прочим лицам, не нуждающимся в защите. В случае присвоения статуса мигрант получает право на защиту, социальную помощь, проживание в стране и прочие базовые блага, гарантированные ООН.

Из-за значительного количества беженцев многие страны видят в их существовании проблемы и финансовую нагрузку, поэтому отказывают в защите. В случае противоправного поведения просителей убежища даже лояльные страны готовы к их выдворению.

Читайте также:
Туристическая виза в Бахрейн – Как получить туристическую визу в Бахрейн

Николай Стариков о проблеме беженцев в Европе: Видео

Вынужденный переселенец. Кто это?

Здравствуйте, уважаемые граждане России.

Я тут недавно попыталась рассказать вам о беженцах (Подробнее ➤) и мигрантах (Подробнее ➤), а также раскрыла понятия “эмигрант” и “иммигрант” (Подробнее ➤).

Сегодня я расскажу вам о том, что означает “вынужденный переселенец” и в чем разница между этими понятиями.

Вынужденный переселенец, сама фраза уже наталкивает на понятие, что переселение это происходит помимо воли самого гражданина, объективная ситуация вынуждает человека покидать насиженное место жительство и искать убежища в другом месте.

Кто такой беженец с точки зрения российских законов?

Согласно определению, прописанному в законодательстве, вынужденные переселенцы – это граждане РФ, либо в определенных случаях лица без гражданства, по не зависящим от них причинам покинувшие место проживания в другой стране и вернувшиеся в Россию, либо лица, переехавшие по тем же причинам в пределах страны – из одного региона в другой.

Беженцем в России может стать иностранный гражданин или апатрид, у которого имеются опасения по поводу реальных угроз ему самому и членам его семьи в стране его принадлежности, вследствие чего он вынужден искать убежища на территории РФ и не хочет (не может) пользоваться защитой своего государства. Под угрозой может пониматься преследование по причине расовой, этнической, религиозной принадлежности.

Кто признается вынужденным переселенцем на территории России?

Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин России, которому пришлось выехать с места постоянного проживания (из российского региона или из-за рубежа – главное, чтобы переезд был осуществлен на территорию РФ) по причине преследований, насильственных действий на расовой, религиозной, языковой, этнической, национальной почве.

Причины, как для бегства, так и для вынужденного переселения, одинаковы – это преследование такого лица либо членов его семьи:

• по национальному или расовому признаку;
• по политическим мотивам;
• по факту принадлежности к той или иной социальной группе;
• по языку;
• по вероисповеданию.

Также причиной вынужденного переселения может стать факт насилия, совершенный по отношению к гражданину и его семье.

Права, обязанности и порядок получения статуса регулирует федеральный закон о вынужденных переселенцах N 202-ФЗ.

Согласно с его нормам, данный статус не могут получить лица, совершившие тяжкое преступление, покинувшие страну проживания по причине сложной экономической ситуации, природных катаклизмов и техногенных катастроф – глобальных аварий, наводнений, землетрясений и тому подобных событий, а также те, кто не обратился в компетентные органы по поводу признания его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев с момента отбытия с постоянного места проживания. Проще говоря, если вынужденный переселенец, приехав в Россию и в течение года не обратился в ГУВМ МВД за оформлением своего статуса, ему будет отказано в оформлении документов. И тогда он будет лицом без гражданства – апатридом.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – гражданство

Существуют 5 отличий беженца от вынужденного переселенца, это:

1. гражданская принадлежность:

• беженцем может быть признан либо иностранных гражданин, либо апатрид, но никак не россиянин или человек, у которого имеются основания для получения РВП, ВНЖ или гражданства РФ;

• вынужденным переселенцем может быть признан исключительно гражданин Российской Федерации, который вынужден был переехать в какой-либо субъект РФ из другого региона России или из-за рубежа также по причине гонений, преследований, насилия со стороны населения;

2. процедура получения статуса (она разная);

3. срок действия статуса;

4. набор документов;

5. материальная помощь.

Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ

В целом, правовой статус вынужденных переселенцев в РФ схож с правовым статусом обычных граждан при условии, что они своевременно подали документы на присвоение статуса “вынужденный переселенец”, тогда они уже будут иметь подданство России. Вместе с тем, есть и некоторые отличия от беженца:

• переселенец имеет право на получение временного жилья из местного маневренного фонда либо места в центре временного размещения – независимо от того, имел ли он в собственности жилую недвижимость по месту прежнего жительства;
• при необходимости на время подготовки заявления и прохождения процедуры оформления статуса ему предоставляется бесплатный переводчик;
• таким лицам государство выплачивает денежную компенсацию расходов на проезд и транспортировку багажа к месту временного проживания;
• они получают одноразовое денежное пособие из федерального бюджета на каждого члена семьи;
• при необходимости вынужденным переселенцам предоставляется бесплатная медицинская помощь.
• В обязанности таких лиц, помимо соблюдения Конституции и законов РФ, входит необходимость ежегодной перерегистрации и немедленная постановка на учет в МВД по месту жительства в случае переезда.

И вынужденные переселенцы, и беженцы имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 100 рублей на одного человека или 150 рублей, если семья малоимущая, или в ней имеется пенсионер или ребенок.

Как получить статус вынужденного переселенца?

Сначала нужно подать заявление. После регистрации заявления претенденту выдается Свидетельство о регистрации ходатайства.

А после того, как данное ходатайство будет рассмотрено и по нему примут позитивное решение, гражданин получает Удостоверение вынужденного переселенца.

Типичные ошибки

Ошибка: Беженец, которому официально присвоен соответствующий статус, отказывается отдавать документы на хранение в отделение ГУВМ МВД.

Комментарий: По закону документы беженца должны храниться в отделении ГУВМ МВД. Удостоверением личности беженца на территории РФ будет служить выданное после присвоения статуса удостоверение беженца.

Ошибка: Беженец собирается встать в очередь на получение муниципального жилья в России.

Комментарий: Правом на постановку в очередь на выделение муниципального жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, обладают только вынужденные переселенцы.

Вопрос №1: Имеет ли право беженец, наравне с вынужденным переселенцем, устраиваться на работу на территории Российской Федерации?

Читайте также:
Быстрое пересечение границы с Латвией

Ответ: Да, причем оформлять для этого разрешение на работу не требуется.

Вопрос №2: Может ли беженец встать на учет в Центре занятости населения в России, будет ли выплачиваться пособие по безработице?

Ответ: Да, встать на учет в Центре занятости можно. И пособие будет выплачиваться, но из 800 рублей только 250 рублей будет выдано на руки, остальная сумма пойдет на оплату жилья в Центре временного размещения.

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы – особенности, права и интересные факты

Весь мир охвачен миграционными потоками, которые ставят перед многими государствами сложные, порой непреодолимые задачи. Европа столкнулась с крупнейшим за последние годы притоком беженцев и вынужденных переселенцев. Ситуация требует всесторонних и серьезных усилий, которые невозможны в рамках существующего фрагментарного подхода.

Оценка миграционных потоков и процессов в мире

Миграционные процессы становятся все более масштабными и являются причиной социально-экономической, политической, духовной напряженности. Проблема беженцев встречается не только на уровне определенного государства, но и охватывает весь мир в целом. Международное сотрудничество в данной области – это, прежде всего, слаженная работа и взаимодействие разнообразных общественных организаций, религиозных фондов и иных неправительственных международных образований. Такая деятельность затрагивает интересы огромного количества людей и должна иметь необходимое организационно-правовое обеспечение.

Краткая характеристика понятия “беженец”

Теперь определим, кто такие беженцы. Согласно законодательству нашего государства, беженец – это лицо, которое пресекло либо желает пересечь границы родного государства и прибыло на территорию РФ. Бегство из другого государства совершено из-за насилия или условий, создающих опасность для жизни и здоровья человека и членов его семьи по признаку расы, национальности, пола, возраста, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и так далее.

Определение “вынужденный переселенец”

Вынужденный переселенец – это категория лиц, которая действует лишь на территории России, то есть в международном законодательстве ее правовой статус не закреплен. Таким образом, исходя из законодательства, вынужденный переселенец – это гражданин РФ, который покинул свое местоположение из-за создания угрозы жизни и безопасности его и членов его семьи по признаку расы, национальности, вероисповедания, языка, политических убеждений и иным признакам. Вариантов признания человека вынужденным переселенцев может быть три. Первый вариант, это когда человек является гражданином РФ, но проживает на территории иностранного государства и вынужден его покинуть и прибыть на территорию РФ из-за причин, перечисленных выше. Второй вариант, это когда гражданин РФ вынужден вследствие все тех же причин переместиться из одного субъекта федерации в другой субъект. Есть еще один вариант, когда у человека есть гражданство другого государства, не РФ, либо нет гражданства вообще (лицо, признанное апатридом). Человек должен постоянно, на законных основаниях проживать в России и изменить свое местоположение в пределах РФ по тем же причинам, что указаны выше.

Правовой статус

Благодаря получению статуса беженца или вынужденного переселенца, человек обладает рядом прав и льгот, которые характерны для данных социальных категорий. Благодаря международному миграционному законодательству рассматриваемые категории лиц обладают широким перечнем прав и свобод, но помимо этого у них есть и обязанности. Все это в общем дает полноценное представление о правовом статусе беженца и вынужденного переселенца.

Права на территории России

Стоит отметить, что беженцы в РФ обладают теми же правами, что и граждане государства. К ним, прежде всего, относятся: право на использование услуги переводчика, на место проживания в специализированном центре временного размещения, на помощь в переезде в данный центр, в которую входит перевозка человека, членов его семьи, а также багажа. Кроме того, эти лица имеют право на единовременную материальную помощь, на получение питания, полноценной медицинской помощи и многие другие. Конечно, это не все права беженцев, список является более широким и разносторонним, он четко обозначен законом.

А что можно сказать о вынужденных переселенцах?

Права вынужденных переселенцев в целом точно такие же, как и у беженцев, но небольшие расхождения все же есть. Например, ВП имеет право самостоятельно, независимо выбрать место своего нового жительства на территории Российской Федерации, также он может жить у родственников или знакомых на территории нашего государства в случае наличия разрешения со стороны последних. Также есть возможность получения жилья. Малообеспеченные категории лиц имеют право на компенсацию расходов по переезду и перевозке багажа на новое место жительства. Порядок данной процедуры, в соответствии с законодательством РФ, определяется Правительством Российской Федерации.

Положение беженцев в Германии

Итак, мы определили, кто такие беженцы. Теперь стоит уделить внимание тому, каково их положение в Европе. Для примера возьмем такую развитую страну, как Германия.

С недавнего времени в Германии вступает в силу закон, который изменил правила предоставления убежища на территории государства беженцам. Прежде всего, законодательство направлено на ускорение процедуры рассмотрения заявлений на политические убежище, а также на ускорение возвращения людей, не получивших статус беженца, на свою родину. То есть, в соответствии с новым законодательством, сотрудники пограничной службы имеют право на осуществление мер для ускоренной высылки из Германии тех мигрантов, которые посетили ФРГ из корыстных побуждений. Те беженцы, срок пребывания которых на территории государства, истек, высылаются без предупреждения. В документе также есть список стран, гражданам которых получить убежище будет очень трудно. Такими странами признаются Албания, Черногория, Косово. Определенным группам мигрантов размер и социальной помощи будет уменьшен, для кого-то вообще сокращен. Таким образом, мы увидели положение беженцев в Европе на примере определенного государства.

Нарушения прав в Германии

В некоторых федеральных землях Германии для покупки вещей и предметов гигиены мигрантам выдаются специальные талоны или карты с электронными чипами. Все это не позволяет в полной мере удовлетворить потребности человека, ведь власти не сумеют предопределить, какое количество тех или иных вещей необходимо семье или отдельному лицу. В других землях сразу выдается пакет определенных продуктов и предметов гигиены, что по мнению практиков не является удобным. Лишь немногие власти реализуют данное право беженцев посредством материальных выплат. Право на своевременное оказание медицинских услуг – это также одно из важнейших прав и свобод любого человека. Однако на практике, как оказывается, оно реализуется не полноценно. В соответствии с законом «О мерах в отношении беженцев, принятых в рамках гуманитарных мероприятий», медицинские препараты, а также помощь оказывается только в случае «острых заболеваний», что на практике является значительным ограничением. Именно из-за этого многим беженцам отказывают в лекарствах, очках, костылях и иных вспомогательных средствах и препаратах.

Читайте также:
Достопримечательности Республики Польша: описание, фото

Как международные органы решают проблему беженцев?

Для того чтобы следить за соблюдением прав и свобод беженцев, Организация Объединенных Наций создала свою систему правозащитных механизмов, а также дала точное юридическое определение, кто такие беженцы и как их защитить. Те государства, которые ратифицировали Конвенцию 1951 г., должны соблюдать все нормы международных договоров. Ориентируясь на законы и международные договоры, постоянно создаются и развиваются определенные комитеты, органы. Они действуют с целью контролировать исполнение всеми государствами положений договоров о беженцах. Происходит заслушивание докладов представителей всех государств по рассматриваемой проблеме, а также некоторые органы осуществляют гуманитарную помощь, принимают жалобы граждан и так далее.

Основная цель деятельности Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев состоит в том, чтобы удостовериться, что все лица, которые ищут убежища, могут получить его в другой стране, безопасно вернуться на родину и полноценно реализовать свои права независимо от места их пребывания. Исходя из данной цели, важнейшей задачей является воздействие на страны для принятия справедливых процедур по закреплению должного и эффективного права беженцев. В последнее время в компетенцию данного органа стала входить организация материальной помощи беженцам и возвращающимся лицам. Данное направление пользуется большим спросом и является значимым.

Заключительные положения

Итак, мы выяснили, кто такие беженцы, какими правами на территории России они обладают, а также какими законодательными актами и положениями это закреплено. Крайне важно знать и понимать, как миграционные процессы регулируются на международном уровне, ведь это реалии нашей жизни. Также мы выяснили на примере Германии, как обстоят дела с беженцами в Европе. Конечно, не все просто.

Отметим, что в Российской Федерации гражданство беженцам можно получить достаточно легко, необходимо лишь собрать необходимый пакет документов и отправиться в территориальное управление ФМС РФ.

В связи с масштабным миграционным кризисом, многие государства ужесточают порядок получения статуса и права убежища. Несмотря на это, те лица, которые получили статус, наделяются спектром прав и свобод, которые приравнивают их к гражданам принимаемого государства. На практике Федеральной Республики Германии можно сказать, что зачастую закон несовершенен и так или иначе происходят нарушения, но в целом положение вынужденных беженцев остается благоприятным. Положение данной категории населения регламентируется и основывается на многих международных актах, конвенциях, декларациях и так далее. Национальное законодательство обязано им соответствовать и не нарушать права и свободы лиц, нуждающихся в помощи.

Предоставление статуса беженца в РФ в 2021 году

В соответствии с целями приезда – туризм, учеба, работа, желание сменить гражданство – иностранцы получают определенный правовой статус. Часть мигрантов покидает родину вынужденно. В таких ситуациях важно знать, как получить статус беженца в РФ, и кто может на него рассчитывать.

Кого считают беженцем

Законодательство Российской Федерации в сфере миграции дифференцирует приезжих в зависимости от причин и целей их прибытия в страну. Правовой статус вынужденных мигрантов определяется в соответствии с ФЗ «О беженцах». Согласно закону, к этой категории относятся:

  • лица, покинувшие страну из-за преследования за политические убеждения или по расовому, национальному, религиозному признаку;
  • лица без гражданства, которые не хотят или не могут вернуться в государство, где до этого проживали, из опасений такого преследования.

Статус беженца в РФ могут получить только мигранты, подвергающиеся угрозам из-за своих взглядов либо принадлежности к определенной этнической группе. Отвечая на вопрос, кто такой беженец, закон исключает из этой категории лиц, уехавших из страны из-за экономической обстановки, природных или техногенных катастроф и т. п. (ст. 2).

Проблема беженцев является глобальной, поэтому вопросы их статуса регулируются, прежде всего, международными конвенциями. Законодательство каждой страны имеет свои нюансы, но в основополагающих моментах должно соответствовать принципам международного права.

Права и обязанности в РФ

Статус беженца в России дает его обладателю возможность жить и работать на новом месте. Для трудоустройства таким лицам не требуется получать патент. Также они могут пользоваться набором социальных услуг, куда входит: медицинское обслуживание, предоставление детям мест в образовательных учреждениях, профессиональная подготовка и переподготовка.

Постоянное пособие для беженцев не предусмотрено, но им предоставляются единовременные подъемные. Также эта категория вправе рассчитывать на пенсию. Обладатели статуса наделяются правом свободно перемещаться по России, пользоваться услугами переводчика, покидать страну и возвращаться обратно.

Если на момент признания беженцем человек находится за пределами РФ, ему и его семье помогут оформить документы на въезд. Также эти люди вправе рассчитывать на содействие в переезде к месту жительства, включая доставку багажа.

Беженцы должны чтить и не нарушать законодательство РФ. При нахождении в местах временного проживания они обязаны придерживаться правил, соблюдать санитарно-гигиенические нормы. При переезде в другой регион необходимо сняться с учета по месту пребывания и не позднее 7 дней зарегистрироваться по новому адресу. Если меняются личные данные либо состав семьи, об этом также надо поставить в известность миграционный орган в течение недели.

Читайте также:
Отдых в Турции в ноябре 2021, где отдохнуть, цены, погода

Временное убежище или статус беженца

Не все приезжие, даже покинувшие дом вынужденно, получают статус беженца. В этом случае они могут попросить о временном убежище. Таким правом обладают:

  • иностранцы, имеющие законные основания оформить удостоверение беженца, но по каким-либо причинам не желающие этим воспользоваться;
  • лица, которые не могут быть признаны беженцами, но из соображений гуманности не подлежат депортации на родину.

Временное убежище предоставляется максимум на год, после чего документ потребуется продлить. Если в течение этого времени человек покинет Россию, то по возвращении статус придется восстанавливать. Кроме этого, существует понятие временного переселения. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев частично схож.

Вторые имеют право поселиться в центрах временного размещения, получить бесплатное питание и медицинскую помощь. Отличия состоят в том, что статус временного переселенца присваивается гражданину РФ, которого вынудили покинуть иностранное государство или регион проживания в связи с преследованием из-за взглядов (ФЗ от 20.12.1995 №202). Проблемами вынужденных переселенцев, как и беженцев, в РФ занимаются миграционные и социальные службы.

Порядок получения в 2021 году

Процессуальный регламент зафиксирован в ФЗ «О беженцах». В нем описаны основания получения статуса и возможные причины отказа, порядок подачи и рассмотрения ходатайства. Также в нем закреплены обязанности, которые накладывает получение статуса беженца в России, и права этой категории лиц.

Куда необходимо обращаться

Для получения статуса беженца приезжему нужно обратиться в УВМ МВД по месту пребывания. Когда человек еще не покинул другую страну, но намерен сделать это в ближайшее время, он может оформить запрос в Посольство или консульство РФ в государстве исхода. Сообщить о желании получить статус беженца можно и на пограничном пункте при въезде в нашу страну.

Особенности оформления в Москве

Поскольку законы РФ действуют на всей территории страны, процедура оформления статуса беженца в столице аналогична общим правилам. Лицам, интересующимся, как получить статус беженца в Москве, стоит учитывать большую загруженность отделов, занимающихся вопросами в сфере миграции. Из-за этого претендента могут перенаправить в другой регион.

Подача и рассмотрение ходатайства

Документ заполняется на специальном бланке. Граждане, достигшие 18 лет, подают прошение индивидуально, несовершеннолетних детей вписывают в документы родителей. На рассмотрение отводится 3 месяца. До тех пор, пока окончательное решение не вынесено, приезжие получают свидетельство. Оно подтверждает законность их нахождения в стране и дает те же права, что и удостоверение (предоставляется при положительном исходе рассмотрения документов).

Когда поступит отказ

Если по ходатайству было принято отрицательное решение, приезжий должен покинуть Россию в течение месяца после того, как ему об этом сообщат. Если он обжаловал решение и получил отказ, покинуть страну необходимо в течение 3 дней.

Процедура обжалования

У мигранта есть право оспорить отрицательный вердикт миграционных органов. Жалоба подается в вышестоящие инстанции или в суд. Если отказ был получен в письменной форме, срок подачи протеста равен месяцу. Когда человек узнал об этом другим способом, у него есть 90 дней. Пока жалоба рассматривается, все права и обязанности беженца за приезжим и членами его семьи сохраняются.

Необходимые документы

Чтобы оформить удостоверение, беженцу потребуется предъявить:

  • документ, позволяющий удостоверить личность;
  • отрывной талон Б (выезд) миграционной карты;
  • свидетельство о браке и документы на детей – для семейных;
  • иные документы по запросу миграционного ведомства.

Документы на иностранном языке должны иметь нотариально заверенный перевод на русский.

Прохождение медицинского осмотра

После того как ходатайство примут к рассмотрению и выдадут приезжему свидетельство, ему потребуется пройти медобследование. В него включаются и лабораторные анализы, в том числе на ВИЧ. Проводят осмотр бесплатно.

Заполнение анкеты и опросного листа

Анкета и опросный лист заполняются человеком лично или в его присутствии. Поскольку для беженцев владение русским языком не является обязательным требованием, им в случае необходимости бесплатно предоставляют переводчика.

В анкету вносятся личные данные приезжего. Опросный лист заполняется по результатам собеседования. В нем указывают причины, по которым мигрант оказался вынужденным покинуть страну. Расписать их надо как можно подробнее. Электронная подача документов не допускается, все заполняется и передается лично.

Получение удостоверения беженца

Сотрудники ведомства, занимающегося вопросами миграции, проверяют документы заявителя и выносят решение о выдаче удостоверения беженца. На это отводится срок в 3 месяца, в случае необходимости его могут продлить на такой же период. Документ представляет собой книжечку, изготовленную на специальной бумаге. В ней содержится информация о личных данных человека и его несовершеннолетних детях. Также в документе указывают сведения об органе, выдавшем его, номер дела и срок действия.

Удостоверение беженца выдается на три года, в случае необходимости допускается продление. Каждый взрослый член семьи получает его индивидуально. Дети вписываются в документ законных представителей. Если таковых не оказалось, их могут записать в удостоверение взрослого человека, согласного взять такую ответственность. Когда и это невозможно, дети получают собственный документ.

Проездной документ беженца является аналогом загранпаспорта. Он дает возможность беспрепятственно выехать из России в любое государство, кроме того, откуда человек прибыл, и вернуться обратно. Выдают его по заявлению на основании удостоверения беженца. Срок действия составляет 2 года. Но если мигрант собирается проживать в другой стране, проездной утратит силу через 3 месяца.

Сдача национальных документов

После того, как человеку присвоен статус беженца, он сдает свой паспорт в ГУВМ МВД РФ. Документ хранится там до тех пор, пока человек не решит вернуться на родину.

Виды господдержки

Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев закреплена законодательно. После подачи заявки на получения статуса приезжие получают возможность разместиться во временном жилье с предоставлением бесплатного питания. Это дает возможность начать поиск работы и наладить быт на новом месте.

Читайте также:
РВП для белорусов в России: нужно ли получать разрешение в 2021 году?

Материальная помощь

Регулярные пособия беженцам и вынужденным переселенцам не предусмотрены. Однако они могут рассчитывать на единовременную денежную помощь. Размер выплаты переселенцам зависит от региона и рассчитывается исходя из установленной ежедневной суммы. Также беженцам помогут добраться до места временного размещения и доставить багаж.

Обеспечение жильем

Социальная работа с беженцами включает не только помощь в адаптации в стране-укрытии, но предоставление им крыши над головой с коммунальными удобствами, питание. Квадратные метры выделяются из специального фонда, предназначенного для расселения мигрантов. Выбирать, где проживать, приезжие не могут. Если их не устраивает предложенный вариант, и позволяют средства, они вправе снять помещение самостоятельно. Деньги за съем им возвращать не будут. Бесплатное жилье предоставляется на период оформления документов и поиска работы.

Медицинская помощь

В Москве и других российских городах помощь беженцам включает медицинское обслуживание. После прохождения бесплатного обследования приезжие получают сертификат, дающий право на неотложную врачебную помощь.

Упрощенный порядок оформления для украинцев

Из-за событий, происходящих в последние годы на Украине, сроки рассмотрения документов для граждан этой страны сокращены. Кроме этого, те, кто не имеет возможности или желания возвращаться на родину, наделены правом воспользоваться упрощенной процедурой получения гражданской принадлежности к России по программе, предусматривающей условия возвращения соотечественников на родину. Работа в России для граждан ЛНР и ДНР, имеющих статус беженца или получивших временное убежище, возможна без дополнительных позволительных документов. В остальных случаях потребуется оформление патента или разрешения на работу.

Причины для отказа в предоставлении статуса беженца

ГУВМ МВД РФ откажется предоставить статус беженца в следующих случаях (ст. 5 ФЗ «О гражданстве»):

  • обстоятельство, по которому человек покинул страну, не соответствует требованиям. Например, он уехал по экономическим причинам или из-за стихийного бедствия;
  • приезжий совершил преступление в другой стране и скрывается от закона;
  • заявителя отказалось признать беженцем другое государство, чьи правовые нормы в миграционном законодательстве не противоречат российскому праву;
  • у мигранта есть неисполненные гражданские обязательства: служба в армии, неуплаченные налоги и т. п.;
  • у него уже есть РВП в России;
  • супруг беженца является гражданином РФ;
  • у приезжего есть гражданство другой страны, в которой он может просить защиты;
  • при предоставлении недостоверных сведений о себе или отказе предоставить личную информацию;
  • после прибытия в страну человек долго жил нелегально, не подавая документы в миграционное ведомство. В случае незаконного пересечения границы срок подачи заявления составляет сутки.

Отказ можно обжаловать в суде.

Утрата или лишение

Человек может утратить статус добровольно в результате:

  • оформления гражданской принадлежности к РФ;
  • получения законного права на временное проживание;
  • возвращения на родину или отъезд в третье государство.

Также утрата статуса может произойти при изменении обстоятельств, ставших причиной его присвоения, или в результате лишения. Второе произойдет в случае совершения правонарушения или если выяснится, что для получения удостоверения использовались поддельные документы. Мигранта уведомляют о том, что он больше не является беженцем. На обжалование решения дается 3 дня.

Подводя итоги

Беженцами признаются люди, чье пребывание на родине стало невозможным в силу преследования. По прибытии в другое государство им предоставляется временное жилье, возможность работать и лечиться, отдавать детей в школу и т. д. Все это дает возможность адаптироваться на новом месте и наладить жизнь.

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы

В настоящее время в РФ живет примерно 20 тысяч беженцев и около 600 тысяч вынужденных переселенцев. Данные статусы присваиваются лицам, соответствующим требованиям, которые установлены законами России. Между этими двумя правовыми статусами есть разница, это не тождественные понятия.

Понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы»

Беженцем является человек, не имеющий российского гражданства, которого преследуют по политическим/религиозным/другим убеждениям либо угнетают по расовому/половому/национальному/другому признаку.

Чтобы получить беженский статус, необязательно быть жертвой преследования. Беженцем можно стать, если есть вероятность того, что вас начнут преследовать/угнетать по перечисленным выше убеждениям/признакам.

Особенности административно-правового статуса «беженец» таковы:

  • позволяет официально проживать в Российской Федерации;
  • предоставляется на период, не превышающий 3 года;
  • позволяет получать лекарственные препараты и медицинскую помощь;
  • позволяет проживать в центре временного пребывания (на бесплатной основе), получать питание и коммунальное обеспечение;
  • позволяет трудоустраиваться на работу к юрлицу/физлицу без оформления патента.

Вынужденным переселенцем считается человек, который покинул собственное место проживания по причинам, аналогичным основаниям приобретения беженского статуса. Переселенцы располагают большим количеством прав, если сравнивать с беженцами, потому что считаются россиянами.

Особенности правового статуса «вынужденный переселенец» следующие:

  • позволяет получать социальные выплаты;
  • позволяет бесплатно получать медпомощь;
  • предоставляется на пятилетний срок;
  • дает возможность жить в центре временного проживания;
  • избавляет от необходимости оформлять патент для работы;
  • накладывает следующие обязательства: уведомление миграционной службы при изменении адреса пребывания и ежегодное продление статуса.

Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:

  • возбуждение уголовного дела относительно заявителя;
  • наличие РВП/ВНЖ;
  • заявитель состоит в брачном союзе с россиянином/россиянкой, что позволяет ему получить РВП/ВНЖ;
  • заявитель опоздал с оформлением заявления на предоставление статуса;
  • человек приехал из страны, которая могла предоставить ему временное убежище;
  • заявитель незаконно выехал из родной страны.

Отличия статусов

Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:

  1. Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами признаются только россияне.
  2. Процесс приобретения. Получить беженский статус намного труднее. Вынужденным переселенцам не требуется оформлять гражданский статус в РФ, что делает проще их жизнь в РФ. Беженцам нужно делать гражданство, чтобы в будущем поменять собственный статус.
  3. Период действительности. Беженский статус – бессрочный, но его нужно пролонгировать раз в 1.5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на пятилетний срок. Продлить статус можно, если подать заявление.
  4. Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.
Читайте также:
Как можно получить гражданство Дании гражданину России в 2021 году

Закон о беженцах и переселенцах

Правовые статусы «беженец» и «вынужденный переселенец» регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственный указ от 16 июня 1997 года номер 724 «О получении матпомощи вынужденными переселенцами».
  2. Правительственный указ от 23 мая 1998 года номер 484 «О получении матпомощи беженцами».
  3. ФЗ от 25 июля 2002 года номер 115 «О правах иностранцев в России».
  4. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О беженцах».
  5. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах».

График показывает динамику роста и уменьшения числа прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в Россию.

Проблемы и социальная работа

И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

  1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
  2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
  3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.

Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

  • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
  • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
  • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
  • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
  • получать помощь переводчика.

Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

Основания для прекращения выплат:

  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • утрата правового положения;
  • возврат в родное государство;
  • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
  • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.

Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

Полезное видео

Дополнительная информация о данной категории граждан в видео:

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дрягин Василий Васильевич

В статье раскрываются понятия таких категорий лиц, как « беженцы » и « вынужденные переселенцы », подробно описывается их правовое положение, права и обязанности , включая правовые привилегии .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дрягин Василий Васильевич

LEGAL STATUS OF REFUGEES AND INTERNALLY DISPLACED PERSONS

The article describes the concept of such categories of persons as refugees and internally displaced persons , their legal status, rights and duties , legal privileges .

Текст научной работы на тему «Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев»

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ

Дрягин Василий Васильевич

Ассистент кафедры Теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета Россия, город Красноярск

Аннотация: в статье раскрываются понятия таких категорий лиц, как «беженцы» и «вынужденные переселенцы», подробно описывается их правовое положение, права и обязанности, включая правовые привилегии.

Ключевые слова: Беженцы, вынужденные переселенцы, права, обязанности, правовые привилегии.

LEGAL STATUS OF REFUGEES AND INTERNALLY DISPLACED

Assistant of the Department of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk

Abstract: The article describes the concept of such categories of persons as refugees and internally displaced persons, their legal status, rights and duties, legal privileges.

Keywords: Refugees, internally displaced persons, rights, duties, legal privileges.

Правовой основой статуса беженцев и вынужденных переселенцев является Конституция Российской Федерации, Конвенция о статусе беженцев от 28 августа 1951 года, Федеральные законы от 19 февраля 1993 года «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и др.

Статус беженцев и переселенцев регулируется многочисленными нормами международного права – Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и др.

В законе РФ от 19 февраля 1993 года «О беженцах» беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Читайте также:
Лучшие достопримечательности Ларнаки для детей и взрослых

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера или же которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; а также за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства.

Законодательство также не допускает признания беженцами лиц, покинувших государство своего проживания по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом Законом о беженцах. В нем предусматривается следующая последовательность стадий:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем;

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Допустимы два варианта обращения с ходатайством о признании беженцем: находящиеся за

границей могут обратиться в наши дипломатические или консульские ведомства; пребывающие в России обращаются в пост иммиграционного контроля ФМС, а при его отсутствии – в орган пограничной службы или ОВД.

Рассмотрев ходатайство, названные органы и учреждения принимают решение о выдаче лицу свидетельства, подтверждающего, что в отношении лица рассматривается вопрос о признании беженцем. Свидетельство является основанием для регистрации соответствующих лиц в ОВД, предоставление лицу и членам его семьи комплекса прав и обязанностей, получения направления в центр временного размещения беженцев.

В целом правовой статус беженцев соответствует правовому статусу иностранцев. Вместе с тем, эта категория лиц наделена дополнительными правами с целью наибольшей защиты их статуса.

Беженцы обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство, сообщать о себе необходимые сведения и проходить ежегодный переучет. Лицо утрачивает статус беженца, если получило разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации или получило российское гражданство, добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности, приобрело новое гражданство или отпали основания для признания лица беженцем. Лицо может и лишено статуса беженца ФМС, если осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации; сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение Закона.

Все решения органов государственной власти могут быть обжалованы лицами, претендующими на получение статуса беженца, в суде. Наиболее часто обжалуются решения миграционных органов об отказе в рассмотрении ходатайств по существу на том основании, что у заявителя была возможность быть признанным беженцем на территории третьей страны, и необращение заявителя с ходатайством в течение суток с момента незаконного пересечения государственной границы.

Законом о беженцах определена особая категория иностранных граждан – это лица, получившие временное убежище.

В соответствии с Законом предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года утвержден порядок предоставления временного убежища.

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Решение принимается территориальным органом ФМС. Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом ФМС выдается свидетельство установленной формы.

Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по внутренним делам по месту пребывания.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

Временное убежище предоставляется на срок до одного года с правом продления на каждый последующий год.

Утрата временного убежища наступает в следующих случаях:

1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

2) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства; при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

Лицо лишается территориальным органом ФМС временного убежища, если оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений Федерального закона.

Правовой статус вынужденных переселенцев регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах» и другими подзаконными актами.

Вынужденный переселенец – это, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Читайте также:
Порядок, условия и последствия депортации иностранных граждан из России

Таким образом, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по тем же основаниям.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

– совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

– покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

– не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение 1 месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации.

Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в порядке, определяемом Законом о вынужденных переселенцах. В нем предусматривается следующая последовательность стадий: обращение с ходатайством о признании лица вынужденным переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания; решение органа миграционной службы о регистрации ходатайства; выдача свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем либо уведомления об отказе регистрации ходатайства; решение вопроса о признании лица вынужденным переселенцем и выдача ему удостоверения.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации, а также при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; в связи с истечением срока предоставления статуса переселенца.

Органы миграционной службы лишают лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Проводя сравнение между ними, можно заметить, что правовой статус беженцев (предоставляется на 3 года) отличается от правового статуса вынужденных переселенцев (предоставляется на 5 лет) тем, что беженец – это иностранный гражданин или лицо без гражданства, а вынужденный переселенец – это, как правило, гражданин России. Конституционно-правовой статус беженцев во многом сходен со статусом иностранных граждан, не обладающих иммунитетами и привилегиями. Поэтому, учитывая, что национальный режим действует в отношении лишь определенных прав и обязанностей иностранцев, отсюда следует, что беженцы, практически никогда не уравниваются в правах и обязанностях с вынужденными переселенцами. Существуют также отличия, связанные с перечнем прав и обязанностей, порядком прибытия в Россию, оформлением и т.д.

Среди комплекса прав беженцев и вынужденных переселенцев можно отметить право на получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем или переселенцем; получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания; получение единовременного денежного пособия; получение направления территориального органа ФМС в центр временного размещения; сопровождение представителями территориального органа ФМС в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа ФМС в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц; получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ; медицинскую и лекарственную помощь; получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве и др. Лицу, признанному вынужденным переселенцем и беженцем, выдается соответствующее удостоверение.

Таким образом, действующее законодательство определяет, как правовой статус граждан, так и лиц, находящихся на территории РФ, комплексно регулирует их правовые возможности и правоотношения в РФ, определяя их отличия и унифицируя их статус.

1. Конституция Российской Федерации: Принята референдумом Российской Федерации 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря

2. Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года №62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №22. -Ст.2031.

3. Федеральный закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года №115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №30. – Ст.3033.

4. Федеральный закон РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года №109-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – №30. -Ст.3285.

5. Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 года №4528-1 (в ред. 22.12.2014) // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – №12. -Ст.425.

6. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года №4530-1 (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – №31 (1 ч.). – Ст.3420.

7. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерации политического убежища» 21 июля 1 997 года №746 (ред. от 12.07.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №30. -Ст.3601; 2007. – №31. – Ст.4020.

8. Постановление Правительства РФ «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» от 9 апреля 2001 года №274 (ред. от 23.04.2012) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №16. – Ст.1603.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: