Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ
“Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”
С изменениями и дополнениями от:
10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г., 30 декабря 2008 г., 28 июня, 27 декабря 2009 г., 30 июля 2010 г., 1 июля 2011 г., 3 мая 2012 г., 29 июня 2015 г., 2 марта, 5 апреля, 28 декабря 2016 г., 5 февраля, 18 апреля, 4 июня 2018 г., 3 июля, 16 октября, 2 декабря 2019 г., 1 апреля, 8 июня 2022 г., 9, 24 марта, 20 апреля, 11 июня, 2 июля 2022 г.
Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года
Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 года
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
См. памятки для туристов, пользующихся услугами туристических компаний
Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
24 ноября 1996 года
Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.
Определяются такие понятия, как туризм, тур, туристская путевка и т.п.
В качестве туристской деятельности рассматривается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
Декларируется, что государство содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития, формирует представление о России как стране, благоприятной для туризма, а также осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Закон устанавливает права и обязанности туриста во время совершения путешествия.
Предусмотрено, что реализация туристских услуг осуществляется на основании договора, который заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей. Определены существенные условия подобного договора.
Установлены правила обеспечения безопасности туризма.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 3 декабря 1996 г. N 231, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. N 49 ст. 5491
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 2 июля 2022 г. N 352-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 2 июля 2022 г. N 343-ФЗ
Изменения вступают в силу с 22 августа 2022 г.
Федеральный закон от 2 июля 2022 г. N 318-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 170-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2022 г.
Федеральный закон от 20 апреля 2022 г. N 93-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2022 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 24 марта 2022 г. N 48-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 9 марта 2022 г. N 45-ФЗ
Изменения вступают в силу с 20 марта 2022 г.
Федеральный закон от 8 июня 2022 г. N 166-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 июня 2022 г.
Федеральный закон от 1 апреля 2022 г. N 98-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2022 г.
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 419-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.
Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 336-ФЗ
Изменения вступают в силу с 27 октября 2019 г.
Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 170-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.
Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 149-ФЗ
Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.
Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 71-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.
Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 16-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г., за исключением абзаца сорок четвертого пункта 4, пункта 6 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 июля 2019 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.
Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 155-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых статьей 6 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.
Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 123-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ
Изменения вступают в силу в порядке, установленном в статье 2 названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ 2022 год. Последняя редакция
- Артикул: 00490776
- ISBN: 978-5-902080-47-3
- Обложка: Мягкая обложка
- Издательство: ЦЕНТРМАГ (все книги издательства)
- Город: Москва
- Страниц: 96
- Формат: А5 (148×210 мм)
- Год: 2022
- Вес: 122 г
Документ продается с актуализацией на дату продажи!
Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Содержание
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности
Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности
Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 3.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма
Статья 3.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации
Статья 3.3. Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма
Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности
Статья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров
Статья 4.3. Реестр турагентов
Статья 5. Классификация гостиниц, классификация горнолыжных трасс, классификация пляжей
Глава III. Права и обязанности туриста
Статья 6. Права туриста
Статья 7. Обязанности туриста
Статья 8. Утратила силу
Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 10. Особенности реализации туристского продукта
Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом
Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов
Статья 10.3. Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка
Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов
Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов
Статья 11.1. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.2. Полномочия объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.3. Имущество объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.4. Резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.5. Возмещение расходов резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.6. Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма
Статья 11.7. Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления
Статья 11.8. Особенности формирования и использования фонда персональной ответственности туроператора в случае ограничения въезда туристов в страну (место) временного пребывания
Статья 12. Объединения туристов
Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации
Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации
Глава VII. Безопасность туризма
Статья 14. Обеспечение безопасности туризма
Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов
Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций
Статья 17. Добровольное страхование имущественных интересов туристов
Глава VII.1. Финансовое обеспечение ответственности туроператора
Статья 17.1. Требования к предоставляемому финансовому обеспечению ответственности туроператора
Статья 17.2. Размер финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.3. Срок действия финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.4. Основание для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии
Статья 17.5. Порядок выплаты страхового возмещения по договору или договорам страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии или банковским гарантиям
Статья 17.6. Договор страхования ответственности туроператора
Статья 17.7. Учет и отчетность
Глава VIII. Международное сотрудничество
Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма
Статья 19. Представительство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, за пределами Российской Федерации
Глава VIII.1. Государственный контроль (надзор) в сфере туристской деятельности
Статья 19.1. Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 19.2. Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей
Статья 19.3. Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью организаций, включенных в реестр организаций, уполномоченных на проведение аттестации инструкторов-проводников
Глава IX. Заключительные положения
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Федеральный закон 132-ФЗ
Об основах туристской деятельности в Российской Федерации
Купить Федеральный закон 132-ФЗ — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку “Купить” и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО “ЦНТИ Нормоконтроль”
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации
Принят Государственной Думой 4 октября 1996 г. Одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 г.
Графическая копия документа размещена в первоначальной редакции (без учета изменений)
- Изменение №11 для Федеральный закон 132-ФЗ
- Изменение №14 для Федеральный закон 132-ФЗ
- Изменение №15 для Федеральный закон 132-ФЗ
- Изменение №16 для Федеральный закон 132-ФЗ
- Изменение №17 для Федеральный закон 132-ФЗ
- Изменение №18 для Федеральный закон 132-ФЗ
- Изменение №19 для Федеральный закон 132-ФЗ
Оглавление
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности
Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности
Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 3.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма
Статья 3.2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации
Статья 3.3. Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма
Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности
Статья 4.1. Условия осуществления туроператорской деятельности
Статья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров
Статья 5. Классификация гостиниц, классификация горнолыжных трасс, классификация пляжей
Глава III. Права и обязанности туриста
Статья 6. Права туриста
Статья 7. Обязанности туриста
Статья 8. Предоставление льгот отдельным категориям туристов. (Утратила силу)
Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта
Статья 10. Особенности реализации туристского продукта
Статья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентом
Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов
Статья 10.3. Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка
Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов
Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов
Статья 11.1. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.2. Полномочия объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.3. Имущество объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.4. Резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.5. Возмещение расходов резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Статья 11.6. Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма
Статья 11.7. Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления
Статья 12. Объединения туристов
Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации
Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации
Глава VII. Безопасность туризма
Статья 14. Обеспечение безопасности туризма
Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов
Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций
Статья 17. Добровольное страхование имущественных интересов туристов
Глава VII.1. Финансовое обеспечение ответственности туроператора
Статья 17.1. Требования к предоставляемому финансовому обеспечению ответственности туроператора
Статья 17.2. Размер финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.3. Срок действия финансового обеспечения ответственности туроператора
Статья 17.4. Основание для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии
Статья 17.5. Порядок выплаты страхового возмещения по договору или договорам страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии или банковским гарантиям
Статья 17.6. Договор страхования ответственности туроператора
Статья 17.7. Учет и отчетность
Глава VIII. Международное сотрудничество
Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма
Статья 19. Представительство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, за пределами Российской Федерации
Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности
Статья 19.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельности
Глава IX. Заключительные положения
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
В работе представлен подробный комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ» с учетом последних изменений, вступивших в силу с 1 июня 2007 г. Изложены основы теории туризма, приведено толкование основных терминов и понятий, анализируются нормы гражданского законодательства, законодательства о защите прав потребителей, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность субъектов туристской деятельности. Освещаются правовые аспекты международного туризма, основные организационно-правовые формы туристских организаций, договорные отношения между субъектами туристской индустрии, виды юридической ответственности. Отдельно рассмотрено российское и международное законодательство и приведены сводные таблицы, отражающие авторскую классификацию нормативных правовых актов. Анализируется практика судебных споров в сфере туризма, теоретические и практические вопросы введения нового института финансового обеспечения. Комментарий предназначен для работников туристской отрасли, студентов и слушателей высших профессиональных учебных заведений, а также для всех граждан – потребителей услуг по организации туризма.
Оглавление
- Введение
- ГЛАВА I. Общие положения
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Туризм в начале XXI в. стал одним из ведущих направлений социально-экономической деятельности большинства государств, а туристская индустрия — неотъемлемым элементом потребительских моделей и социального поведения значительной части населения.
По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), на долю туризма в 2005 г. приходилось около 12,8 % мирового валового продукта и 10,4 % мировых капиталовложений. Эксперты ЮНВТО предсказывают дальнейшее устойчивое развитие отрасли, так что в 2022 г. из каждых 100 жителей нашей планеты 21 будет туристом. В середине прошлого века из каждых 100 человек путешествовал только один.
Самыми активными путешественниками остаются жители Европы — 55 %. На втором месте с большим отрывом идут жители Азиатско-Тихоокеанского региона — 20 %. Американцев среди путешествующих — 16 %. Отмечено также, что Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке [1] .
Важнейшей предпосылкой для ускоренного развития туризма в России, повышения его социально-экономической эффективности и значимости для граждан, общества и государства является формирование законодательства РФ с учетом современного мирового опыта, а также традиций отечественного права.
В 1996 г. был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о туризме), который сыграл важную роль в становлении туризма в России. Закон легализовал экономические отношения в сфере туризма, установил правила поведения участников туристского рынка, принципы государственной политики.
За последние 10–11 лет в этот Закон неоднократно вносились изменения и поправки с целью дальнейшего развития туризма с учетом принципов Всемирной торговой организации, нормативных правовых документов СНГ и Европейского союза. Особое значение имеют последние изменения, внесенные Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ, в частности глава «Финансовое обеспечение», вступающая в силу с 1 июня 2007 г. Но, несмотря на то что вопрос введения финансовых гарантий обсуждается уже давно и необходимость их разработки и внедрения продиктована требованиями международного законодательства, при принятии поправок в Закон
о туризме не удалось избежать противоречий, неясностей и неурегулированности некоторых аспектов. Практика применения новых норм Закона о туризме еще продемонстрирует все несовершенства законодательства. К сожалению, такова российская действительность. Законы принимаются для народа с целью защитить их права и законные интересы, а работают «против» народа — как следствие поправок многие опасаются повышения цен на туристские путевки и передела туристского рынка в России.
Несмотря на большой потенциал России как крупного туристского центра, среда правового регулирования этой сферы до сих пор недостаточна. Это может быть объяснимо как слабой урегулированностью этих отношений Законом, так и отсутствием гармонизации национального законодательства с международными стандартами. Теоретическая нерешенность данного вопроса сказывается на качестве и эффективности юридической работы.
Проблемы развития правового регулирования туристских отношений в Российской Федерации, унификации норм российского туристского законодательства в соответствии с международными стандартами были и остаются актуальным вопросом, требующим дальнейшего изучения и исследования.
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3
«ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(с изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ)
Закон “Об основах туристской деятельности”
Отечественный Закон «Об основах туристской деятельности» принят с целью определения основных принципов политики государства, которая направлена на установление правовых основ общего туристского рынка в России.
Данный нормативный акт призван урегулировать такие общественные отношения, которые возникают в ходе реализации гражданами (включая иностранных граждан, а также лиц без гражданства) ряда своих прав: права на отдых, на свободу передвижения и других прав при совершении путешествий.
Понятия закона об основах туристской деятельности
В законодательстве об основах туристской деятельности используется ряд терминов, основными из которых являются:
- туризм;
- туристская деятельность;
- турист;
- туристские ресурсы;
- туристский продукт.
Под туризмом понимаются путешествия (т.е. временные выезды) граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства. Эти путешествия осуществляются с различными целями: лечебно-оздоровительными, рекреационными, физкультурно-спортивными, познавательными, религиозными, профессионально-деловыми.
Важно, чтобы характер таких путешествий не связывался с выполнением деятельности, которая приносит доход в стране (месте) пребывания.
Закон выделяет несколько разновидностей туризма:
1) внутренний, т.е. путешествия постоянно проживающих в РФ лиц в рамках страны;
2) международный, который включает в себя выездной туризм (путешествия в другие страны) и въездной (путешествия из других стран);
3) отдельно рассматривается туризм, финансируемый бюджетными средствами, работодателями;
4) наконец, есть и самодеятельный туризм. Он организуется самостоятельно туристами.
Путешествия осуществляются туристами, т.е. лицами, которые посещают конкретную страну либо место на определенный период (от одних суток до полугода) либо осуществляют минимум одну ночевку.
Все исторические, природные, социально-культурные объекты Закон определяет как туристские ресурсы.
К таковым относятся объекты туристского показа и любые другие объекты, которые способны обеспечить удовлетворение потребностей туристов (духовных и проч.), содействуют восстановлению физических сил туристов, их развитию и общему поддержанию жизнедеятельности.
Cертификация – подтверждение полного соответствия продукции и услуг установленным нормам и требованиям. Читайте статью о сертификации согласно российского законодательства.
Все что вы не знали о сроках годности продуктов питания, можно прочитать здесь.
При осуществлении туристской деятельности субъекты оказывают определенные услуги, связанные с перевозкой и размещением туристов. Комплекс данных услуг, которые оказываются за общую цену в рамках соответствующего заключенного договора, именуется туристским продуктом.
Структура закона об основах туристской деятельности
22 статьи рассматриваемого Закона объединены в 11 глав.
Первая глава традиционно содержит в себе положения общего характера, включая терминологию.
Вторая глава посвящена государственному регулированию туристской деятельности: определяются принципы, на основании которых осуществляется такое регулирование, цели и способы регулирования.
В третьей главе определены права туристов и их обязанности.
Четвертая глава затрагивает специфику формирования и продвижения туристских продуктов, особенности их реализации.
Составление претензии на некачественный товар является началом решения вопроса по обмену дефектного изделия или возврата за него денег. Читайте на страницах сайта публикацию на эту тему.
Вы отменили поездку на поезде, но билеты еще на руках? Читайте о возврате билетов здесь.
Пятая глава регламентирует деятельность объединений туристических операторов, турагентов и туристов.
В шестой главе содержится общая норма, касающаяся туристских ресурсов.
Седьмая глава затрагивает вопросы обеспечения безопасности туризма. Глава 7.1 касается финансового обеспечения: здесь устанавливаются требования к финансовому обеспечению, его размер, сроки действия и некоторые другие вопросы.
Глава 8 – это нормы о международном сотрудничестве. В главе 8.1 же содержатся положения о государственном надзоре в сфере туристской деятельности: таким способом обеспечивается защита прав туристов.
Наконец, девятая глава содержит правило об ответственности за нарушения законодательства о туристской деятельности, а также определяет порядок вступления Закона в силу.
Важные положения закона о туристской деятельности
Безусловно, важнейшей главой рассматриваемого нормативного акта является глава 3-я, которая определяет права и обязанности туристов.
Так, турист в ходе подготовки к путешествию, непосредственно во время него (в том числе и при транзите) наделен такими правами:
- право на получение всей необходимой и (важно!) достоверной информации о том, какие существуют в стране (месте) назначения правила въезда и пребывания. Это право также включает в себя возможность получения сведений о местных обычаях, различного рода религиозных обрядах, о природных, исторических, культурных памятниках, святынях, других объектах, которые находятся под особой охраной. Важная составляющая этого права – сведения о состоянии окружающей среды.
- право на свободное передвижение, доступ ко всем туристским ресурсам (учитывая наличие возможных мер ограничительного характера);
- право на гарантированное обеспечение личной безопасности, а также безопасности потребительских прав, на обеспечение сохранности личного имущества, на свободное получение необходимой медицинской помощи и ряд иных прав.
Что делать, если у вас просрочка по кредиту, банк не прекращает беспокоить вас звонками? Читайте об этом в публикации на тему: “Возврат банковских кредитов”.
Сотрудники банка не рассказали вам о скрытых комиссиях банка? Как вернуть переплату, можно прочитать тут.
Таким образом, законодатель достаточно урегулировал туристскую деятельность. Целый ряд положений рассмотренного Закона определяет правовой статус туристов. Отдельные нормы закладывают правовые основы туристской деятельности, осуществляемой турагентами и туроператорами.
Отказ от туров из-за чрезвычайных обстоятельств
Мохов Г. А. , генеральный директор «Юридического Агентства Персона Грата»
Начало 2011 года оказалось богато на чрезвычайные происшествия в странах, традиционно занимающих лидирующие позиции в сфере выездного туризма – в Тунисе и Египте вспыхнули антиправительственные волнения. Срыв поездки зачастую влечет весьма ощутимые для турфирм потери, связанные с возвратом денег клиентам и трудностью получения денежных средств от партнеров.
Информирование туристов об угрозе
Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – закон о туризме), Рос¬туризм обязан информировать турфирмы и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности путешественников в стране (месте) временного пребывания.
Соответственно, турфирма в рамках выполнения требований статьи 10 закона о туризме (о предоставлении полной информации клиенту) также должна сообщить туристу о неспокойных местах для поездки.
Когда возможен отказ от поездки
Если в стране (месте) временного пребывания туриста возникла угроза безопасности его жизни и здоровья, турист или турфирма вправе потребовать в суде расторгнуть договор о реализации туристского продукта или изменить его. Такая норма закреплена в статье 14 закона туризме. В этом случае возможно два варианта. Если договор расторгнут до начала запланированного путешествия, туристу (иному заказчику) возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта. Если расторжение произошло после начала путешествия – часть оплаты в размере, пропорциональном стоимости услуг, не оказанных туристу.
Кто определяет угрозу
Наличие угрозы безопасности туристов подтверждается соответствующими решениями органов государственной власти. Так, на сайте Ростуризма 14 января 2011 года была размещена следующая информация:
«По сообщению Министерства иностранных дел Российской Федерации, в настоящее время в Тунисе сохраняется напряженная обстановка и не исключается ее дальнейшее обострение. В связи с этим Ростуризм рекомендует российским гражданам воздерживаться от поездок в эту страну, а уже находящимся в Тунисе нашим соотечественникам – соблюдать все необходимые меры безопасности и не посещать места проведения массовых акций протеста».
Более категоричны были формулировки государственных органов в связи с ситуацией в Египте.
В заявлении Минспорттуризма России, Ростуризма от 31 января 2011 года говорилось следующее: «В Египте сложились обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите российских граждан и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации.
Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», данные обстоятельства квалифицируются как угроза безопасности туристов. Указанные обстоятельства подтверждены рекомендацией МИД России от 28 января 2011 года о нежелательности въезда в Египет и приказом Ростуризма от 29 января 2011 г. № 13.
Напоминаем, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении».
Аналогичную позицию выразил Рос¬потребнадзор в письме от 31 января 2011 года.
Правда, в отличие от однозначной формулировки по Египту в сообщении Ростуризма на тему беспорядков в Тунисе от 14 января 2011 года выражение «угроза безопасности» не используется. Говорится лишь о «напряженной обстановке» и ее «дальнейшем обострении», что дает возможность для определенного «маневра» в суде.
Кто возвращает деньги за путевки
Сложность в применении статьи 14 закона о туризме состоит в том, что она не предусматривает, кто конкретно должен возвращать деньги туристу, если, скажем, он приобрел путевку через посредника.
Как показывает практика, в данной ситуации возможно два варианта:
1) турагент возвращает клиенту только сумму, равную своему вознаграждению, оставшиеся деньги выплачивает непосредственно туроператор;
2) всю сумму возвращает турагент, а затем он требует компенсацию у туроператора.
К сожалению, второй вариант достаточно рискован для турагентов.
Так, если всю сумму возвращает турагент, в последующем у него могут возникнуть трудности с получением денег от туроператора. Ведь тот нередко ссылается на штрафные санкции за отказ от тура, установленные договором между турагентом и туроператором (без учета причин такого отказа). Следует отметить, что позиция арбитражных судов относительно правомерности применения таких штрафных санкций до сих пор остается неоднозначной.
В свою очередь действия туроператора по отказу в возврате денежных средств туристам и турагентам зачастую обусловлены тем, что поставщики услуг – отели и авиакомпании – также отказывают в выплате компенсаций за неиспользованные услуги.
Таким образом, в отличие от туристов, чьи интересы защищают как закон, так и прямые указания государственных органов, турфирмы (в особенности турагенты) при возникновении чрезвычайных ситуаций оказываются незащищенными законодательно.
Хотя требования туристов, адресованные турагентам, действующим в рамках полномочий агента (комиссионера), установленных посредническими договорами с туроператором, должны рассматриваться туроператором и мотивированно удовлетворяться либо с предложением о предоставлении альтернативной услуги по договору о реализации туристского продукта, либо с указанием порядка и сроков возврата денежных средств.
Турагент, как лицо, действующее за счет туроператора в сделке по реализации туристского продукта, не обладает достаточной компетенцией в данных правоотношениях, чтобы принимать решение о возврате денежных средств туристу, и обязан следовать указаниям туроператора (принципала).
Если туроператор принимает решение об отмене чартерного рейса и прекращении оказания услуг, но при этом отказывает в возврате денежных средств по неисполненному договору и не предлагает альтернативной возможности изменения договора, то возникает событие, являющееся страховым случаем по договору страхования гражданской ответственности туроператора.
Правда, только если данное событие не будет признано страховщиком исключением из страхования.
Если договор расторгает (изменяет) турфирма
Вместе с тем следует учитывать, что положениями статьи 14 закона о туризме право требовать расторжения или изменения договора при наличии информации об угрозе безопасности предоставлено не только туристу, но также турагенту и туроператору.
Таким образом, турагент и туроператор вправе (в том числе в досудебном порядке при рассмотрении заявления туриста) предложить клиенту изменить даты путешествия или выбранную для поездки страну.
Турист или иной заказчик туристского продукта вправе принять предложение об изменении договора либо отказаться от него и потребовать его расторжения (договор оказания туристских услуг – разновидность договора возмездного оказания услуг).
В случае расторжения договора и отказа туроператора от возврата денежных средств решение о возмещении причиненных убытков принимает суд по заявлению путешественника.
Если турист все же оказался за границей
Если же турист уже оказался за границей (и там возникли форс-мажорные обстоятельства), помощь россиянам оказывают дипломатические и консульские учреждения (Положение о предоставлении помощи в возвращении в РФ гражданам РФ, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 мая 2010 г. № 370).
Положение о предоставлении помощи действует с 9 декабря 2010 года.
Однако на помощь можно рассчитывать лишь в исключительных случаях. Это ситуации, при которых нахождение гражданина за границей небезопасно для его жизни. И когда у него нет собственных денег для возвращения в страну.
Чтобы получить помощь, гражданину придется подать в загранучреждение на территории иностранного государства пакет документов (п. 3 Положения). Это:
1) заявление (в отношении себя, супруга (супруги), своих несовершеннолетних детей, а также иных сопровождаемых им соотечественников, законным представителем которых он является) в произвольной форме на имя руководителя загранучреждения РФ с изложением обстоятельств, в результате которых он оказался на территории иностранного государства без средств к существованию;
2) документ, удостоверяющий личность гражданина РФ и подтверждающий принадлежность к гражданству РФ, или иные официальные документы, выданные компетентными органами России (по возможности);
3) официальные документы, выданные компетентными органами и учреждениями иностранного государства и имеющие отношение к обстоятельствам обращения за помощью (по возможности).
Рассматривает заявления граждан специальная комиссия загранучреждения. В ее состав обязательно включается бухгалтер, ведь именно на нем лежит контроль за расходами учреждения. При этом комиссия проводит некоторые предварительные процедуры (п. 6 Положения):
– проверяет достоверность изложенных в заявлении фактов;
– выясняет обстоятельства пребывания гражданина РФ на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания);
– запрашивает при необходимости документы, относящиеся к вопросу (в том числе в электронной и факсимильной формах).
На все эти процедуры комиссии дается срок, не превышающий 72 часов, приходящихся на рабочие дни. По итогам рассмотрения заявления члены комиссии большинством голосов принимают решение о предоставлении помощи, прекращении оказания помощи либо об отказе в ее предоставлении.
Рассматривая иски о последствиях расторжения договора в связи с угрозой безопасности туристов, суды, как правило, оценивают степень опасности применительно к конкретному договору. При этом учитываются место, время и особенности путешествия.
Информация, поступившая от органов исполнительной власти, служит одним из доказательств имеющейся угрозы. В большинстве случаев суды принимают подобные сообщения органов власти как достаточное доказательство угрозы для жизни и здоровья туристов и удовлетворяют требования путешественников о возврате им стоимости тура.
Федеральный Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ». Основные положения Закона.
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (с изменениями от 10 января 2003 г.) определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности» под туристской деятельностью понимаются туроператорская, турагентсткая и иная деятельность по организации путешествий. Хотелось бы отметить, что туристская деятельность – это профессиональная деятельность физических и юридических лиц по организации путешествий. Деятельность, в которой туристическая фирма выступает организатором путешествия, но никак не исполнителем услуг, входящих в такое путешествие. Это замечание очень важное, ибо необходимо с самого начала отделить собственно туристскую деятельность, как деятельность по организации путешествия, от деятельности по оказанию туристических услуг.
Туристский продукт – это комплекс услуг, предоставляемых в рамках проходящего путешествия, который является предметом сделки между продавцом и покупателем услуги.
Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности
Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности
Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
формирует представление о РФ как стране, благоприятной для туризма;
осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Статья 4. Основными целями гос. регулирования туристской деятельности являются:
обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; охрана окружающей природной среды; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:
создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта; установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма; прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию; налогового и таможенного регулирования; предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации; содействия кадровому обеспечению туристской деятельности; развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах; обеспечения картографической продукцией;
иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности» между туристической фирмой и туристом заключается договор купли-продажи туристского продукта. В любом случае туристский продукт следует рассматривать как комплекс имущественных прав по поводу оказания туристических услуг. Действующее законодательство рассматривает туристическую фирму как продавца комплекса имущественных прав со всеми вытекающими отсюда последствиями, а туриста, как покупателя такого комплекса имущественных (обязательственных) прав (покупателя туристского продукта). Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» вводит такие понятия как формирование, продвижение и реализация туристского продукта.
Под реализацией понимается соответственно отчуждение туристского продукта (перевод комплекса имущественных прав) в пользу покупателя.
Порядок заключения договора купли-продажи туристского продукта.
Надо отметить, что Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» порядок заключения договора (купли-продажи туристского продукта) ставит в зависимость от того, происходит ли формирование туристского продукта по конкретной заявке туриста, либо туристу продается уже сформированный туристский продукт, причем сформированный независимо от предварительного выражения воли этого туриста.
Существенные условия договора купли-продажи туристского продукта перечислены в статье 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности». Договор купли-продажи туристского продукта должен быть заключен в письменной форме. ФЗ «Об основах туристской деятельности» признает акцептом выдачу туристской путевки туристу.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Федеральный Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ». Основные положения Закона.
Федеральный Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ». Основные положения Закона.
Федеральный Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ». Основные положения Закона.