Федеральный закон N 4730-1-ФЗ от 01.04.1993 – Раздел III. Режим государственной границы

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I “О Государственной границе Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I
“О Государственной границе Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 20 апреля, 15 июня, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 4 декабря 2007 г., 14 июля, 3, 25, 30 декабря 2008 г., 31 мая, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 5, 21 апреля, 3 июня, 30 ноября, 8 декабря 2011 г., 25 июня 2012 г., 7 июня 2013 г., 28 июня, 22, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 июля 2018 г., 26 июля, 27 декабря 2019 г., 8 декабря 2022 г., 11 июня 2022 г.

ГАРАНТ:

См. постановление ВС РФ от 1 апреля 1993 г. N 4731-I “О повторном рассмотрении Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации”

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

1 апреля 1993 года.

Государственная граница – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Установление и изменение прохождения границы, установление и поддержание правоотношений на границе осуществляется в соответствии с принципами: обеспечения безопасности РФ и международной безопасности; взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами; взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; мирного разрешения пограничных вопросов.

Охрана Государственной границы является неотъемлемой составной частью государственной системы обеспечения безопасности РФ и заключается в осуществлении соответствующих политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер.

Закреплен порядок установления и изменения прохождения Государственной границы. На местности граница обозначается ясно видимыми пограничными знаками в соответствии с международными договорами и решениями Правительства РФ.

Законом предусмотрено 3 типа режимов, представляющих собой совокупность определенных правил: режим государственной границы; пограничный режим и режим в пунктах пропуска через Государственную границу. Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы. В пограничную полосу включаются полоса местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах.

При осуществлении пограничного контроля взимается сбор за пограничное оформление (с физических лиц – 0,8 МРОТ, с владельцев транспортных средств и грузов – в зависимости от транспортного средства и количества груза). Порядок взимания сбора определяется Правительством РФ.

В сфере охраны Государственной границы определены полномочия органов государственной власти и управления (на федеральном уровне и уровне субъектов РФ), а также полномочия пограничных войск, войск ПВО, ВМФ, иных войск и воинских формирований РФ. Регламентированы вопросы их взаимодействия, применения оружия, боевой техники и спецсредств. В охране Государственной границы могут принимать участие органы МСУ, предприятия и их объединения, учреждения, организация, общественные объединения и граждане.

Кроме того, рассмотрены вопросы правовой и социальной защиты военнослужащих и других граждан, участвующих в охране Государственной границы, ответственности за правонарушения на Государственной границе и ее ресурсного обеспечения.

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I “О Государственной границе Российской Федерации”

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в “Российской газете” от 4 мая 1993 г. N 84, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 29 апреля 1993 г. N 17 ст. 594

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июня 2022 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2022 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2022 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 447-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 468-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 504-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте также:
Оформление трудового патента для иностранцев

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 15 июня 2006 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2006 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ, вступившего в силу по истечении месяца со дня официального опубликования)

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 105-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу через три месяца со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 1996 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 августа 1994 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 апреля 1993 года №4730-1

О Государственной границе Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 10.08.1994 г. №23-ФЗ, 29.11.1996 г. №148-ФЗ, 19.07.1997 г. №106-ФЗ, 24.07.1998 г. №127-ФЗ, 31.07.1998 г. №153-ФЗ, 31.05.1999 г. №105-ФЗ, 05.08.2000 г. №118-ФЗ, 07.11.2000 г. №135-ФЗ, 30.12.2001 г. №196-ФЗ, 24.12.2002 г. №178-ФЗ, 30.06.2003 г. №86-ФЗ, 29.06.2004 г. №58-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 07.03.2005 г. №15-ФЗ, 20.04.2006 г. №55-ФЗ, 15.06.2006 г. №89-ФЗ, 30.12.2006 г. №266-ФЗ, 26.06.2007 г. №118-ФЗ, 04.12.2007 г. №332-ФЗ, 14.07.2008 г. №118-ФЗ, 03.12.2008 г. №250-ФЗ, 25.12.2008 г. №291-ФЗ, 30.12.2008 г. №309-ФЗ, 31.05.2010 г. №110-ФЗ, 28.12.2010 г. №394-ФЗ (вступ. с силу 29.06.2011 г.), 07.02.2011 г. №4-ФЗ, 05.04.2011 г. №48-ФЗ, 21.04.2011 г. №72-ФЗ, 03.06.2011 г. №116-ФЗ, 30.11.2011 г. №344-ФЗ, 08.12.2011 г. №424-ФЗ, 25.06.2012 г. №93-ФЗ, 07.06.2013 г. №110-ФЗ, 28.06.2014 г. №180-ФЗ, 22.12.2014 г. №446-ФЗ, 31.12.2014 г. №504-ФЗ, 30.12.2015 г. №468-ФЗ, 03.07.2016 г. №227-ФЗ, 03.07.2016 г. №253-ФЗ (вступ. в силу 15.07.2016 г.), 03.07.2016 г. №305-ФЗ, 29.07.2018 г. №270-ФЗ, 26.07.2019 г. №244-ФЗ, 27.12.2019 г. №447-ФЗ, 08.12.2022 г. №429-ФЗ, 11.06.2022 г. №173-ФЗ)

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Государственная граница Российской Федерации

Государственная граница Российской Федерации (далее – Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Читайте также:
Визовый режим России с Украиной в 2022 году: основные правила въезда и пребывания

Статья 2. Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе

Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;

взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;

взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

мирного разрешения пограничных вопросов.

Статья 3. Защита и охрана Государственной границы

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.12.2014 г. №446-ФЗ)

Статья 4. Законодательство о Государственной границе

Законодательство о Государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и других законодательных актах Российской Федерации о Государственной границе, то применяются правила международного договора.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

(В статью внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 08.12.2022 №429-ФЗ)
(см. предыдущую редакцию)

Раздел II. Установление и изменение прохождения, обозначение Государственной границы

Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы

1. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

а) на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море – по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

в) на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах – в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты,- по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

Читайте также:
Граждане Объединенных Арабских Эмиратов

Статья 6. Обозначение Государственной границы

Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.

Раздел III. Режим Государственной границы

Статья 7. Содержание и установление режима Государственной границы

Режим Государственной границы включает правила:

содержания Государственной границы;

пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;

пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим Государственной границы устанавливается настоящим Законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

С учетом взаимных интересов Российской Федерации и сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Статья 8. Содержание Государственной границы

Правилами содержания Государственной границы регулируется порядок установки, сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения Государственной границы.

Документы совместных проверок прохождения Государственной границы, не содержащие ее изменений, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В интересах надлежащего содержания Государственной границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше и при необходимости – по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта.

Статья 9. Пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами

Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Требования к обозначению и оборудованию участков путей международного железнодорожного, автомобильного сообщения от Государственной границы до пункта пропуска через Государственную границу устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Закон о государственной границе

Основным признаком государства является наличие территории и четко обозначенных границ, в рамках которых реализуется суверенитет и юрисдикция страны (ст.1 закона о госгранице).

Общая протяжённость государственной российской границы (даже без учёта присоединившегося в 2014 году Крыма) составляет 60 932 км. Россия имеет наибольшее число стран-соседей в мире — 18 государств, в том числе 2 частично признанные территории (Абхазия и Южная Осетия).

Общие положения закона о государственной границе

Граница современной России в большинстве своем совпадает с границами бывшей РСФСР, существовавшей до 1991 года. На настоящий момент большая часть территориальных споров урегулирована, однако вопросы принадлежности полуострова Крым и четырех Южно-Курильских островов на международной площадке все еще активно обсуждаются и остаются открытыми.

Закон РФ N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» был принят 1 апреля 1993 года. При его написании законодатель основывался на Конституции РФ и заключенных международных договорах. Стоит отметить, что вторые всегда имеют приоритет над законами государства и иными внутренними нормативно-правовыми актами (ст. 4).

Структурно закон состоит из 11 разделов, включающих в себя 45 статей. Представим краткое содержание закона, обозначив тезисы:

  • Общие положения: государственная граница, принципы и нормы права при пересечении границы, ее защита и охрана, существующее законодательство;
  • Порядок прохождения госграницы, правила ее обозначения;
  • Режим госграницы: правила пересечения границы людьми и транспортом, перемещение грузов, ведение хоз. деятельности на приграничной территории, порядок разрешения инцидентов, связанных с несоблюдением режима;
  • Пограничный режим: въезд, временное нахождение, передвижение в погранзоне, проведение культурных мероприятий и осуществление на данной территории или в российской части водных объектов промысла, хозяйственной и изыскательской деятельности;
  • Режим в пунктах пропуска: порядок въезда-выезда лиц и ТС, ввоза-вывоза грузов и товаров, нахождения транспорта на таможенной территории, хоз. деятельность вблизи КПП, иные режимные правила;
  • Полномочия: пограничных органов, вооруженных сил РФ, других войск и формирований, взаимодействие в рамках защиты границы, использование оружия, боевой техники и спецсредств;
  • Участие в защите границы местных органов управления, предприятий, учреждений, организаций и рядовых граждан; их полномочия;
  • Правовая и соц. защита военнослужащих и гражданских лиц, участвующих в защите государственной границы;
  • Ответственность за нарушения на госгранице (рассмотрим подробно);
  • Обеспечение защиты границы: финансовое, материально-техническое.

Охрана государственных границ реализуется погранслужбой (в России эту функцию выполняет ФСБ) в пределах приграничной территории посредством организации погранпостов, а также Вооружёнными Силами: войсками ПВО — в воздушном пространстве и ВМФ — в водной среде. Обустройством пограничных пунктов с 2016 года в России ведает Министерство Транспорта.

Закон о ФСБ читайте здесь:

Целью охраны государственной границы является пресечение незаконного прохождения и обеспечение установленного режима. Защита государственной границы является частью системы сохранения безопасности страны (ст. 3 закона) в части политических, геополитических и экономических интересов.

Военнослужащие пограничных органов федеральной службы безопасности и Вооруженных Сил РФ в рамках исполнения своих обязанностей и для пресечения нарушений и актов незаконного вмешательства в пространство страны вправе применять против нарушителя оружие и боевую технику (вопрос рассматривается в ст. 35 закона).

Обозначение границы производится в соответствии с международными договоренностями, а также решениями Правительства России (ст. 6 закона). На местности обозначается ясно видимыми знаками (красно-зеленые полосатые столбики, заборы и др.). На всех пограничных знаках и объектах устанавливается или изображается Государственный Герб РФ.

Читайте также:
Куда съездить из Римини на 1 день — 10 самых интересных мест

В зависимости от характера взаимоотношений с соседями, определенные требования режима госграницы могут быть упрощены (ст. 7 закона). Яркий тому пример — отсутствие таможенного контроля на границе государств, входящих в состав ЕАЭС — Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном, облегченный таможенный режим с Абхазией и Южной Осетией.

Если вас интересует также порядок въезда и выезда из России, предлагаем ознакомиться с нашей статьей о 114 Федеральном законе, который часто в обиходе называют ФЗ о пересечении границы.

Последние поправки в рассматриваемый нами закон о госгранице вносились в июле 2016 года.

Федеральным законом N 253-ФЗ от 03.07.2016 в закон РФ о государственной границе были внесены последние на настоящий момент изменения.

Тогда часть 2-я статьи 16 о содержании и установлении погранрежима пополнилась новым абзацем. Так, данный режим создает надежные условия охраны государственной границы и включает правила:

  • В пограничной зоне:
    • въезда, нахождения, передвижения лиц и транспорта;
    • хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых акций в пределах 5-километровой полосы вдоль государственной границы;
  • В российской части водных объектов (в т.ч. водах морей):
    • учета и содержания маломерных судов и средств передвижения по льду;
    • промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

Поправка к закону заключалась в том, что перечисленные правила не распространяются на иностранные туристические суда, пребывающие в целях посещения одного или нескольких портов согласно расписанию. При этом экипаж не вправе осуществлять посадку или высадку лиц не из числа туристов, выгрузку-погрузку товаров и грузов (за исключением продовольствия). Обязательно наличие разрешения на осуществление туристической деятельности.

Полный перечень портов и пунктов, при заходе в которые для заграничных туристических кораблей действительно указанное послабление, утверждается Правительством России в соответствии с законами о внутренних морских водах и территориальном море РФ.

Предусмотрено ли наказание за незаконное пересечение границы РФ?

Согласно статье 43 об ответственности за правонарушения на государственной границе, лица, виновные в нарушении правил режима госграницы, пограничного и таможенного режима, могут понести за свои деяния по закону уголовную или административную ответственность.

Речь идет о главе 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях: «Административные правонарушения в области защиты государственной границы и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории России». Перечислим ниже основные положения и штрафы.

Ст. 18.1. Нарушение правил пересечения государственной границы РФ лицами или транспортными средствами по закону влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • В размере от 2 до 5 тысяч рублей — для граждан;
  • От 30 до 50 тысяч рублей — для служащих;
  • От 400 до 800 тысяч — для юридических лиц;

Ведение на границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с нарушением порядка:

  • Предупреждение или штраф до 1 тысячи рублей;
  • От 3 до 5 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • От 10 до 30 тысяч рублей — для юридических. Во всех случаях возможна конфискация орудий нарушения.

Ст. 18.2. Нарушение пограничного режима, т.е. правил въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспорта в пограничной зоне может вылиться для нарушителя в предупреждение или штраф на сумму:

  • 500 — 1000 руб.

Ведение хозяйственно-промысловой или иной деятельности, проведение массовых мероприятий в пограничной зоне, выпас рогатого скота в карантинной полосе без разрешения либо с нарушением порядка — предупреждение или взыскание:

  • От 300 до 1000 рублей;
  • От 2 до 5 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • От 5 до 10 тысяч рублей — для юрлиц.

Статья 18.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах России грозит предупреждением или штрафом:

  • От 500 до 1000 рублей;
  • От 2 до 5 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • От 5 до 10 тысяч рублей — для юридических.

Ведение в территориальном море и внутренних морских водах, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения либо с нарушением:

  • Предупреждение или наложение штрафа от 300 до 1000 рублей с изъятием орудий нарушения или без — для граждан;
  • От 2 до 5 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • От 8 до 12 тысяч рублей — для юридических.

Статья 18.4. Нарушение режима в пунктах пропуска через госграницу РФ грозит по закону предупреждением или санкцией в размере:

  • От 300 до 1000 рублей;
  • От 2 до 5 тысяч — для должностных лиц;
  • От 5 до 10 тысяч — для юридических;

Статья 18.7. Неповиновение требованию военнослужащего, который находится при исполнении своих обязанностей по охране границы, влечет наложение штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей или арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином правил въезда в Россию, режима пребывания, миграционного учета, правил передвижения или порядка выбора места жительства, транзитного проезда через территорию России, а также несоблюдение указанных целей визита:

  • Штраф от 2 до 5 тыс. руб.; повторное нарушение обойдется в сумму от 5 до 7 тысяч;
  • Эти же нарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, грозят по закону штрафом от 5 до 7 тысяч рублей, при повторном нарушении — от 7 до 10 тысяч.

Ровно те же суммы штрафа предусмотрены законом на случай осуществления иностранцем незаконной трудовой деятельности в России (ст. 18.10 КоАП РФ).

В добавок ко всем перечисленным штрафным санкциям, иностранным гражданам или апатридам, совершившим нарушение, по закону может грозить выдворение за пределы России.

Дела о правонарушениях, состоящих в неповиновении требованиям погранслужбы, рассматриваются должностными лицами ФСБ. Могут быть в процессе переданы в мировой суд.

Скачать закон о госгранице в последней редакции

Мы перечислили основные положения семи из двадцати статей главы 18 КоАП РФ, касающихся защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания в России иностранных граждан. Чтобы ознакомиться с остальными положениями главы, предлагаем скачать Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Читайте также:
Как сделать польскую туристическую визу

Также для более детального знакомства с пограничным режимом, соответствующими принципами и правилами, предлагаем скачать Закон РФ N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» с последними изменениями.

О Государственной границе Российской Федерации. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 2022 год. Последняя редакция

  • Артикул: 00814655
  • ISBN: 978-5-030033-80-8
  • Обложка: Мягкая обложка
  • Издательство: ЦЕНТРМАГ (все книги издательства)
  • Город: Москва
  • Страниц: 56
  • Формат: А5 (148х210 мм)
  • Год: 2022
  • Вес: 61 г

Документ продается с актуализацией на дату продажи!
Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».
Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Содержание
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Государственная граница Российской Федерации
Статья 2. Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе
Статья 3. Защита и охрана Государственной границы
Статья 4. Законодательство о Государственной границе
Раздел II. Установление и изменение прохождения, обозначение государственной границы
Статья 5. Установление и изменение прохождения Государственной границы
Статья 6. Обозначение Государственной границы
Раздел III. Режим государственной границы
Статья 7. Содержание и установление режима Государственной границы
Статья 8. Содержание Государственной границы
Статья 9. Пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами
Статья 9.1. Особенности пересечения Государственной границы на море
Статья 10. Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных
Статья 11. Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу
Статья 11.1. Утратила силу
Статья 12. Установление и открытие пунктов пропуска через Государственную границу
Статья 13. Ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Государственной границе
Статья 14. Разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы
Статья 15. Пограничные представители Российской Федерации
Раздел IV. Пограничный режим
Статья 16. Содержание и установление пограничного режима
Статья 17. Въезд (проход), временное пребывание, передвижение лиц и транспортных средств в пограничной зоне
Статья 18. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне
Статья 19. Содержание и выпас скота у Государственной границы
Статья 20. Учет, содержание и использование российских маломерных судов (средств) и средств передвижения по льду
Статья 21. Ведение промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации
Раздел V. Режим в пунктах пропуска через государственную границу
Статья 22. Содержание и установление режима в пунктах пропуска через Государственную границу
Статья 23. Порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через Государственную границу
Статья 24. Пребывание в пунктах пропуска через Государственную границу лиц и транспортных средств
Статья 25. Исключена
Статья 25.1. Хозяйственная и иная деятельность, осуществляемая в пунктах пропуска через Государственную границу
Статья 26. Дополнительные режимные правила в пунктах пропуска через Государственную границу
Раздел VI. Полномочия органов государственной власти в сфере защиты государственной границы
Статья 27. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации
Статья 28. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Раздел VII. Полномочия пограничных органов, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в сфере защиты государственной границы
Статья 30. Полномочия пограничных органов
Статья 31. Полномочия Вооруженных Сил Российской Федерации в воздушном пространстве
Статья 32. Полномочия Вооруженных Сил Российской Федерации в подводной среде
Статья 33. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в защите Государственной границы пограничными органами
Статья 34. Взаимодействие в защите Государственной границы
Статья 35. Применение оружия и боевой техники
Статья 36. Применение специальных средств
Раздел VIII. Участие органов местного самоуправления, предприятий и их объединений, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан в защите государственной границы
Статья 37. Полномочия органов местного самоуправления, предприятий и их объединений, учреждений, организаций, общественных объединений Российской Федерации в сфере защиты Государственной границы
Статья 38. Участие граждан в защите Государственной границы
Раздел IX. Правовая защита и социальная поддержка военнослужащих и других граждан, участвующих в защите государственной границы
Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей
Статья 40. Правовая защита граждан, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей
Статья 41. Социальная поддержка военнослужащих и других граждан, участвующих в защите Государственной границы
Статья 42. Утратила силу
Раздел X. Ответственность за правонарушения на государственной границе
Статья 43. Ответственность за правонарушения на Государственной границе
Раздел XI. Ресурсное обеспечение защиты государственной границы
Статья 44. Финансовое обеспечение защиты Государственной границы
Статья 45. Материально-техническое обеспечение защиты Государственной границы

Деятельность пограничных органов по применению мер ответственности за административные правонарушения в области защиты государственной границы как составная часть пограничной деятельности и основные направления ее совершенствования (Королева О.Ю.)

Дата размещения статьи: 03.12.2014

Законодательное понятие “пограничная деятельность” на сегодняшний день отсутствует. Однако в теории пограничная деятельность понимается как составная часть системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, комплекс мер, осуществляемых органами федеральной службы безопасности и другими субъектами в пределах их полномочий, по выявлению, предупреждению и пресечению противоправной деятельности, угрожающей пограничной безопасности и препятствующей реализации пограничной политики Российской Федерации .
——————————–
Гальчук Р.Л. Механизм правового регулирования пограничной деятельности в Российской Федерации: сущность, структура и критерии эффективности: Монография. Ростов н/Д: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2009. С. 22.

Читайте также:
Документы для финской визы: подробный список

Основные направления пограничной деятельности обозначены в Федеральном законе “О Федеральной службе безопасности” .
——————————–
Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ “О Федеральной службе безопасности”, принят Государственной Думой 22 февраля 1995 г. (с изменениями от 30 декабря 1999 г.; от 7 ноября 2000 г.; от 30 декабря 2001 г.; от 7 мая, 25 июля 2002 г.; от 10 января, 30 июня 2003 г.; от 22 августа 2004 г.; от 7 марта 2005 г.; от 15 апреля 2006 г.; от 27 июля 2006 г.; от 5 июля 2007 г.; от 24 июля 2007 г.; от 4 декабря 2007 г.; от 25 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 15. Ст. 1269.

В ст. 11.1 рассматриваемого Закона защита и охрана Государственной границы Российской Федерации (далее – государственная граница) как основное направление пограничной деятельности осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
Деятельность по защите и охране государственной границы осуществляется пограничными органами Федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) в соответствии с полномочиями, обозначенными в Законе Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” .
——————————–
Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” // Российская газета. 1993. 4 мая.

Часть 4 ст. 3 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” устанавливает, что защита государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через государственную границу; а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
——————————–
Там же.

Охрана государственной границы, являясь составной частью защиты государственной границы, осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в целях недопущения противоправного изменения прохождения границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу. Меры по охране государственной границы рассматриваются в указанном Законе как пограничные меры .
——————————–
Там же. Ст. 3.

Меры осуществления указанных режимов направлены прежде всего на неприкосновенность и надежность охраны государственной границы, т.е. на обеспечение главным образом интересов государственной безопасности .
——————————–
Ласточкин В.В. Административно-правовые режимы, используемые в интересах охраны государственной границы: Учебное пособие. М.: РИО МВИ, 1999. Часть I. С. 10.

Охрана государственной границы осуществляется пограничными органами в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Условно полномочия пограничных органов подразделяются на две группы: общие и специальные. Общие полномочия включают полномочия по охране государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через государственную границу, а также полномочия по обеспечению всеми имеющимися мерами недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы на местности. Специальные полномочия выделяются среди всей совокупности полномочий тем, что непосредственно направлены на пресечение угроз национальной безопасности Российской Федерации в сфере миграции .
——————————–
Подробнее см.: Кононов А.А. Правовое регулирование международной миграции населения и его учет в деятельности пограничных органов Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2006. С. 104.

При этом к специальным полномочиям пограничных органов относят:
– контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу;
– производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции они рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;
– профилактика правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов .
——————————–
Там же.

Статья 30 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” устанавливает, что пограничные органы осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним (ч. 5).
——————————–
Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” // Российская газета. 1993. 4 мая.

Возможность привлечения лиц к административной ответственности пограничными органами определяется полномочиями пограничных органов по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации.
Привлечение к ответственности – одна из форм реализации права, а именно применение, поскольку предписания права воплощаются в жизнь, реализуются, получают практическое применение .
——————————–
Волков А.М., Дугенец А.С. Административное право: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 175.

При этом ответственность можно кратко определить как обязанность для виновного лица подвергнуться мерам государственного воздействия.
При наличии совокупности юридических фактов – административного правонарушения и вступления постановления о назначении административного наказания в законную силу – включается механизм санкции правовой нормы, содержащейся в законодательстве об административных правонарушениях, которая из потенциальной возможности применения соответствующими органами (должностными лицами) наказания к лицу преобразуется для него непосредственно в административную ответственность.
В области защиты государственной границы лица привлекаются к административной ответственности за нарушения правил следующих административно-правовых режимов:
– режима государственной границы;
– пограничного режима в пограничной зоне;
– режима в пунктах пропуска через государственную границу.
Кроме этого, ст. 3 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” устанавливает, что порядок пересечения государственной границы при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется не только Законом Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” , но и указанным Федеральным законом.
——————————–
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 34. Ст. 4029.
Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” // Российская газета. 1993. 4 мая.

Читайте также:
Иммиграция в Болгарию из России: доступные способы, отзывы переехавших

Следовательно, в области защиты государственной границы лица привлекаются также за нарушения правил выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
Статья 18.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за “неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации”.
Таким образом, деятельность по применению мер ответственности можно охарактеризовать как комплекс мер, осуществляемых военнослужащими пограничных органов, в связи с осуществлением производства по делам об административных правонарушениях, направленных на применение административных наказаний, в пределах своей компетенции.
Особенности указанной деятельности заключаются в том, что к иностранному гражданину, не имеющему вида на жительство либо разрешения на временное проживание в Российской Федерации, либо лицу, ограниченному в праве въезда в Российскую Федерацию, в случае совершения административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию либо выезде из нее применяется только внесудебная процедура привлечения к административной ответственности, осуществляемая военнослужащими в связи с исполнением ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации.
Важно отметить, что предоставленное должностному лицу пограничных органов полномочие по применению административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, в случае совершения административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию , в общем указывает на применение к лицам, осуществляющим въезд в Российскую Федерацию, внесудебного порядка назначения административных наказаний со стороны должностных лиц пограничных органов.
——————————–
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. Ст. 3.10 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ч. 1. Ст. 1.

Осуществление внесудебной процедуры привлечения к административной ответственности нельзя рассматривать как ущемление конституционного права лиц на судебную защиту. Это право обеспечивается возможностью обжаловать постановления административно-юрисдикционных органов в суд. Здесь особое место отводится Конституционному Суду Российской Федерации, деятельность которого определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” .
——————————–
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”, одобрен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 июня 1994 г., одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 12 июля 1994 г., по состоянию на 28 декабря 2010 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 13. Ст. 1447.

Таким образом, деятельность пограничных органов по применению мер ответственности за административные правонарушения в области защиты государственной границы имеет следующие признаки:
– во-первых, рассматриваемая деятельность реализуется в правоохранительном отношении, в рамках которого правонарушитель отвечает перед государством – Российской Федерацией в лице пограничного органа;
– во-вторых, меры по защите и охране государственной границы принимаются в соответствии с нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации , следовательно, рассматриваемая деятельность – это правовой механизм, функционирующий на основе норм международного права, норм российского права, регулирующих административно-деликтные отношения в сфере защиты государственной границы;
——————————–
Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”. Ч. 2. Ст. 3 // Российская газета. 1993. 4 мая.

– в-третьих, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется должностными лицами пограничных органов в процессе реализации мер по защите и охране государственной границы, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства;
– в-четвертых, рассматриваемая деятельность реализуется в административно-деликтном отношении, предусматривающем обязательное выполнение правонарушителем юридически значимых действий в процессе производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого военнослужащими пограничных органов.
Таким образом, деятельность пограничных органов по применению мер ответственности за административные правонарушения представляет собой комплекс правоприменительных процедур, реализуемых пограничными органами (должностными лицами – военнослужащими пограничных органов) в отношении иностранных граждан, в сфере административно-процессуальной деятельности, посредством установления и исполнения административных наказаний, предусмотренных санкциями административно-правовых норм, устанавливающих правила режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
В области защиты государственной границы такая деятельность осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
Совершенствование определяется в русском языке как “изменение, улучшающее что-нибудь. Совершенствоваться – значит становиться лучше, совершеннее” .
——————————–
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2006. С. 685.

Совершенствование законодательства в сфере защиты и охраны государственной границы преследует следующие цели:
1) создание правовых условий для реализации и защиты национальных интересов России, обеспечение безопасности личности, общества и государства в рассматриваемой сфере;
2) повышение качественного уровня федерального законодательства в сфере защиты и охраны государственной границы, поддержание его в соответствии с актуальными задачами обеспечения национальной безопасности;
3) повышение эффективности действия существующих и вновь создаваемых норм правового регулирования пограничной деятельности;
4) обеспечение тесной связи российского законодательства с международным правом, установление соответствия принимаемых нормативных правовых актов международным стандартам, взятым Российской Федерацией на себя обязательствам в этой сфере, вытекающим из действующих на ее территории международных актов .
——————————–
См. подробнее: Гальчук Р.Л. Указ. соч. С. 97 – 98.

Читайте также:
Средняя зарплата и налоги в южной корее в 2022 годах

Следовательно, деятельность пограничных органов по применению мер ответственности за административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации необходимо совершенствовать по следующим направлениям:
1) совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус пограничных органов;
2) совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус лиц, привлекаемых к ответственности;
3) совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих правила пересечения государственной границы и правила въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее;
4) обеспечение связи российского законодательства с международным правом;
5) осуществление мер организационно-правового характера, направленных на создание условий, способствующих повышению результативности рассматриваемой деятельности.
Указанные меры совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих деятельность пограничных органов по применению мер ответственности как к физическим, так и юридическим лицам в области защиты Государственной границы Российской Федерации, будут способствовать повышению ее эффективности и вместе с тем совершенствованию механизма защиты прав и свобод человека и гражданина.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

ФЗ О Государственной границе
Статья 16. Содержание и установление пограничного режима

Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:

1) в пограничной зоне:

въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;

хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности (в ред. Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 178-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5134; Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 763; Федерального закона от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3418);

2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3418):

учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;

промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

(Часть в ред. Федерального закона от 31 мая 1999 г. N 105-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 23, ст. 2808)

Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки (в ред. Федерального закона от 10 августа 1994 г. N 23-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1861; Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 178-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5134; Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3418).

Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться (в ред. Федерального закона от 10 августа 1994 г. N 23-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1861).

Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10 августа 1994 г. N 23-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1861; Федерального закона от 29 ноября 1996 г. N 148-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 50, ст. 5610; Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 178-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5134; Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700; Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 763).

В таком же порядке определяются и изменяются участки (районы) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим (в ред. Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 178-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5134).

Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются и отменяются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по согласованию со старшими должностными лицами пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации и подлежат опубликованию

Читайте также:
Как добраться до Милана дешево? На чем доехать из аэропорта?

(в ред. Федерального закона от 10 августа 1994 г. N 23-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1861; Федерального закона от 29 ноября 1996 г. N 148-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 50, ст. 5610; Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 178-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5134; Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700; Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 763).

(Часть вторая исключена, части третья – восьмая считаются соответственно частями второй – седьмой на основании Федерального закона от 31 мая 1999 г. N 105-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 23, ст. 2808)

Раздел V. Режим в пунктах пропуска через государственную границу

Пункт пропуска через государственную границу

(официальное наименование) или в просторечии
пограничный переход
,
погранпереход
— специально оборудованный пункт, через который осуществляется пропуск через государственную границу людей, транспортных средств и товаров.


Автомобильный пункт пропуска через границу между Мексикой и США между городами Тихуана и Сан-Диего, самый оживленный в мире.

Содержание

  • 1 Классификация пунктов пропуска 1.1 По виду сообщения (виду транспорта)
  • 1.2 По характеру международного сообщения
  • 1.3 По режиму работы
  • 1.4 По гражданству/государственной принадлежности пересекающих границу лиц/грузов 1.4.1 Многосторонние (в просторечии «Международные»)
  • 1.4.2 Двусторонние (межгосударственные)
  • 1.4.3 Местные
  • 2 Виды контроля в пунктах пропуска
  • 3 Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации
  • 4 Галерея
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

    Классификация пунктов пропуска

    По виду сообщения (виду транспорта)

    • автомобильные
    • железнодорожные
    • воздушные
    • морские (речные, озёрные)
    • смешанные (несколько пунктов пропуска Россия -Китай на Амуре: летом речное сообщение, зимой — автомобильное по замёрзшим рекам)
    • пешеходные.

    Воздушные, морские, озёрные и речные пункты пропуска отличаются от прочих тем, что они оборудуются не непосредственно на границе, а в аэропортах и морских, озерных и речных портах соответственно.

    По характеру международного сообщения

    • пассажирские
    • грузовые
    • грузопассажирские

    По режиму работы

    • постоянные
    • временные
    • сезонные
    • работающие на нерегулярной основе

    Некоторые пункты пропуска есть в международных соглашениях Российской Федерации с сопредельными государствами, но существуют только «на бумаге».

    По гражданству/государственной принадлежности пересекающих границу лиц/грузов

    Многосторонние (в просторечии «Международные»)

    В многосторонних пунктах пропуска пересечения границы лицами независимо от их гражданства (подданства), а также транспортных средств и грузов независимо от их государственной принадлежности.

    Как правило пункты пропуска с интенсивным движением транспорта имеют статус многосторонних.

    Многосторонние пункты пропуска в просторечии часто ошибочно именуют «международные», что не верно, так как двусторонние пункты пропуска это уже международные.

    Двусторонние (межгосударственные)

    Двусторонние пункты пропуска предназначены для граждан (жителей), транспортных средств и грузов только сопредельных государств.

    Двусторонние пункты пропуска были образованы в период распада СССР, дабы сохранить хозяйственные связи, облегчить пересечение границы людям из семей, оказавшихся по разные стороны и т. п.

    Как правило двусторонние пункты пропуска — это автомобильные пункты пропуска. В таком случае их называют ДАПП — двусторонний автомобильный пункт пропуска.

    В таких пунктах пропуска может устанавливаться упрощённый режим проверки. Тогда пункт называют ДАПП(У) или ПУП — пункт упрощённого пропуска.

    Местные

    Местные (пункты упрощенного пропуска) предназначены для пропуска через границу граждан с пропиской в местных приграничных регионах и обустраиваются, как правило, вдали от международных трасс и дорог с интенсивным движением, чтобы не допускать разрыва связи между населенными пунктами по разные стороны границы. Обычно такие пункты работают не круглосуточно, а только в определенное время или даже в определенные дни недели. Пересечение границы на таком пункте не отмечается в паспорте и не считается выездом за границу.

    Галерея

    • Российский пункт пропуска «Нехотеевка» (Белгородская область), с украинской стороны — Гоптовка (Харьковская область).
    • Кыргызстанский пункт пропуска «Ак-Жол» на границе Кыргызстана (Чуйская область) и Казахстана (село Кордай).
    • Паром через Мораву на границе Австрии и Словакии.
    • Сотрудники Пограничной охраны Финляндии за работой (паспортный контроль)
    • Таможенный контроль в США
    • Фитосанитарный контроль в США

    Галерея[ | ]

    • Российский пункт пропуска «Нехотеевка» (Белгородская область), с украинской стороны — Гоптовка (Харьковская область).
    • Кыргызстанский пункт пропуска «Ак-Жол» на границе Кыргызстана (Чуйская область) и Казахстана (село Кордай).
    • Паром через Мораву на границе Австрии и Словакии.
    • Сотрудники Пограничной охраны Финляндии за работой (паспортный контроль)
    • Фитосанитарный контроль в США

    Литература

    • «Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу» утверждённые Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 482 «Об утверждении правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу»
    • Действовавшее ранее, но уже о, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 60 (в действующей ред. от 2000 года).
    • «Положение о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок.», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1272 (в действующей ред. от 2007 года).
    • Таможенное право: Учебник. Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев Автор: Ноздрачев А. Ф.

    Пропуск в пограничную зону

    Некоторые думают, что имея заграничный паспорт, а тем более действующую Шенгенскую визу, они могут свободно перемещаться по пограничной зоне, но это вовсе не так. При использовании загранпаспорта предполагается, что гражданин следует через пограничную зону транзитом, с целью выехать в соседнее государство, а это накладывает определённые ограничения.

    Порядок посещения приграничной зоны регламентируется Правилами пограничного режима, утверждёнными приказом ФСБ РФ от 07.08.2017 № 454 в соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации».

    7. Передвижение в пограничной зоне осуществляется:

    б) гражданами, следующими транзитом через пограничную зону при выезде из Российской Федерации или въезде в Российскую Федерацию, – по кратчайшему маршруту следования от места въезда (прохода) в пограничную зону до пунктов пропуска через государственную границу либо от пунктов пропуска через государственную границу и далее до выезда (выхода) из пограничной зоны.

    На примере Ивангорода это значит, что въехать в него по загранпаспорту можно только с целью перехода в Эстонию, и тогда вам разрешается двигаться лишь по Кингисеппскому шоссе, никуда с него не сворачивая. Решите заехать на экскурсию в Ивангородскую крепость – готовьтесь к неприятностям.

    КоАП РФ Статья 18.2. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне (ред. от 01.03.2020)

    1. Нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

    Я позволю себе продолжить занудствовать и приводить выдержки из законов и правил.

    Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

    Турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночёвки в стране (месте) временного пребывания.

    Туризм самодеятельный – туризм, организуемый туристами самостоятельно;

    Навьюченный мотоцикл, в кофрах макароны и тушёнка, за спиной канистра с бензином и палатка. Солнце над головой, ветер в лицо – качу куда хочу. Это и есть тот самый самодеятельный туризм, для которого…

    4. Временное пребывание в пограничной зоне допускается:

    в) гражданам, осуществившим въезд (проход) в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, и пропускам – в пределах территории, указанной в пропусках;

    5. Продолжительность временного пребывания в пограничной зоне:

    а) граждан, осуществивших въезд (проход) в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, и пропускам, определяется сроком действия пропуска;

    9. Граждане, пребывающие в пограничной зоне, обязаны иметь при себе документы, на основании которых они осуществили въезд (проход) в пограничную зону.

    10. При пребывании в пограничной зоне запрещается:

    а) находиться в стометровой полосе местности:

    – прилегающей к государственной границе на суше (за исключением земель населённых пунктов, прилегающих к государственной границе), – круглосуточно;

    – прилегающей к российским берегам пограничных рек, озёр и иных водных объектов, в пределах которых установлен пограничный режим, – с наступлением тёмного времени суток (с захода до восхода солнца);

    б) осуществлять без разрешения начальника пограничного органа фото- и видеосъёмку пограничных нарядов, пограничных знаков, инженерно-технических сооружений, других объектов пограничных органов, в том числе с использованием сверхлёгких воздушных судов, беспилотных воздушных судов, безмоторных летательных аппаратов, не имеющих механического привода;

    в) разговаривать с лицами, находящимися на территории сопредельного государства, принимать от них или передавать им какие-либо вещи, предметы (грузы) или сигналы;

    г) вести стрельбу из любого вида оружия в направлении территории сопредельного государства;

    д) повреждать, уничтожать и (или) портить установленные предупреждающие знаки, возведённые инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, размещённую технику и вооружение, другие объекты пограничных органов, а также осуществлять какие-либо действия в отношении них;

    е) отклоняться от установленных маршрутов передвижения в пограничной зоне — гражданам Российской Федерации, пребывающим в пограничной зоне с целью туризма (кроме самодеятельного), а также гражданам, следующим транзитом через пограничную зону при выезде из Российской Федерации или въезде в Российскую Федерацию.

    Самый простой и быстрый способ получения пропуска в пограничную зону – подать заявление через Официальный интернет-портал государственных услуг – gosuslugi.ru. , она предоставляется бесплатно и оказывается в течении 15 рабочих дней.

    Читайте также:
    Куда съездить из Римини на 1 день — 10 самых интересных мест

    Для посещения мест в пограничных зонах различных субъектов РФ потребуются отдельные пропуска, выданные соответствующими пограничными управлениями. Для жителей Санкт-Петербурга наиболее актуальны ПУ ФСБ РФ по Ленинградской области и по Республике Карелия. Для получения пропуска в места, расположенные на побережье Баренцева моря, например посёлок Лиинахамари, требуется разрешение от Управления по западному арктическому району.

    При заполнении заявления нужно указать, помимо сведений о себе, сведения о транспортном средстве, на котором планируется передвижение по пограничной зоне. Так же потребуется приложить скан-копию или фотографию основного разворота Паспорта РФ и страницы с данными о месте регистрации. Срок действия пропуска не может превышать один год.

    Ключевым моментом при заполнении заявления является грамотное указание населённых пунктов (мест) в пограничной зоне, которые вы планируете посетить; раздельно по каждому административному району. Нужно сделать так, чтобы где бы вы не находились в погранзоне – вы всегда ехали в одно из указанных в пропуске мест или возвращаться из него.

    В зависимости от того, какой способ получения результата вы указали в заявлении, индивидуальный пропуск для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону на бумажном носителе вы сможете получить:

    — лично в пограничном управление ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которое находится на улице Шпалерная, дом 62. Пропуска выдают в небольшом «вагончике», который стоит у ворот со стороны ул. Кавалергардская; он работает в понедельник – четверг с 10:00 до 17:00, а в пятницу – с 10:00 до 15:45.

    — заказным письмом Почтой России на адрес, который указали в заявлении.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: