Статья 24
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 111-ФЗ в статью 24 настоящего Федерального закона внесены изменения
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений части 2 статьи 18.1 КоАП Российской Федерации, статьи 11 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” и статьи 24 настоящего Федерального закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 февраля 2016 г. N 4-П
Статья 24. Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.
Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и визы временно проживающего лица, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.
Иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство.
Лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании вида на жительство.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории Российской Федерации беженцами, могут выезжать из Российской Федерации и въезжать в Российскую Федерацию на основании проездного документа беженца.
Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения.
ГАРАНТ:
См. Инструкцию об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, утвержденную приказом ФСБ РФ от 23 декабря 2008 г. N 631
Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято решение о выдаче иностранному государству и которые не имеют действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, выезжают из Российской Федерации на основании указанного решения.
Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых иностранным государством удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче для уголовного преследования или исполнения приговора на территории Российской Федерации и которые не имеют действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, въезжают в Российскую Федерацию на основании письменного уведомления компетентного органа иностранного государства об удовлетворении указанного запроса.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона
Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О порядке выезда из Российской Федерации и въездав Российскую Федерацию
Принят Государственной Думой 18 июля 1996 года
(В редакции федеральных законов от 18.07.1998 № 110-ФЗ, от 24.06.1999 № 118-ФЗ, от 10.01.2003 № 7-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 15.06.2006 № 89-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 30.12.2006 № 266-ФЗ, от 10.01.2007 № 4-ФЗ, от 01.12.2007 № 310-ФЗ, от 04.12.2007 № 327-ФЗ, от 06.05.2008 № 60-ФЗ, от 13.05.2008 № 65-ФЗ, от 22.07.2008 № 127-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 03.12.2008 № 237-ФЗ, от 03.12.2008 № 250-ФЗ, от 30.12.2008 № 322-ФЗ, от 09.02.2009 № 4-ФЗ, от 28.06.2009 № 125-ФЗ, от 21.12.2009 № 331-ФЗ, от 21.12.2009 № 337-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-ФЗ, от 09.03.2010 № 24-ФЗ, от 05.04.2010 № 44-ФЗ, от 07.04.2010 № 60-ФЗ, от 19.05.2010 № 86-ФЗ, от 23.07.2010 № 180-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 23.12.2010 № 385-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 28.12.2010 № 416-ФЗ, от 28.12.2010 № 417-ФЗ, от 20.03.2011 № 42-ФЗ, от 05.04.2011 № 48-ФЗ, от 21.04.2011 № 80-ФЗ, от 18.07.2011 № 230-ФЗ, от 18.07.2011 № 241-ФЗ, от 06.12.2011 № 397-ФЗ, от 06.12.2011 № 398-ФЗ, от 06.12.2011 № 400-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 12.11.2012 № 187-ФЗ, от 28.12.2012 № 272-ФЗ, от 30.12.2012 № 303-ФЗ, от 30.12.2012 № 321-ФЗ, от 07.06.2013 № 108-ФЗ, от 07.06.2013 № 110-ФЗ, от 02.07.2013 № 178-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 23.07.2013 № 207-ФЗ, от 23.07.2013 № 224-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 21.12.2013 № 374-ФЗ, от 28.12.2013 № 389-ФЗ, от 28.12.2013 № 390-ФЗ, от 20.04.2014 № 71-ФЗ, от 05.05.2014 № 106-ФЗ, от 04.06.2014 № 145-ФЗ, от 01.12.2014 № 412-ФЗ, от 22.12.2014 № 446-ФЗ, от 29.12.2014 № 476-ФЗ, от 29.12.2014 № 483-ФЗ, от 31.12.2014 № 504-ФЗ, от 31.12.2014 № 522-ФЗ, от 31.12.2014 № 524-ФЗ, от 23.05.2015 № 129-ФЗ, от 23.05.2015 № 132-ФЗ, от 29.06.2015 № 154-ФЗ, от 29.06.2015 № 155-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 28.11.2015 № 343-ФЗ, от 14.12.2015 № 375-ФЗ, от 30.12.2015 № 438-ФЗ, от 06.07.2016 № 374-ФЗ, от 07.03.2017 № 28-ФЗ, от 17.04.2017 № 78-ФЗ, от 07.06.2017 № 111-ФЗ, от 01.07.2017 № 131-ФЗ, от 29.07.2017 № 270-ФЗ, от 05.12.2017 № 393-ФЗ, от 19.02.2018 № 28-ФЗ, от 19.07.2018 № 202-ФЗ, от 29.07.2018 № 270-ФЗ, от 11.10.2018 № 365-ФЗ, от 01.05.2019 № 100-ФЗ, от 17.06.2019 № 144-ФЗ, от 16.12.2019 № 433-ФЗ, от 01.03.2022 № 30-ФЗ, от 07.04.2022 № 111-ФЗ, от 07.04.2022 № 119-ФЗ, от 31.07.2022 № 305-ФЗ, от 08.12.2022 № 429-ФЗ, от 24.02.2022 № 22-ФЗ, от 26.05.2022 № 145-ФЗ, от 01.07.2022 № 268-ФЗ, от 01.07.2022 № 270-ФЗ)
Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 10.01.2003 № 7-ФЗ; от 13.05.2008 № 65-ФЗ)
В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.
Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена – Федеральный закон от 08.12.2022 № 429-ФЗ)
Статья 2. Гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию.
Выезд гражданина Российской Федерации из Российской Федерации не влечет для него или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.07.2022 № 270-ФЗ)
В целях настоящего Федерального закона под близкими родственниками понимаются супруг, супруга, родители (усыновители), дети (усыновленные), супруги детей, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки. (Часть введена – Федеральный закон от 01.07.2022 № 270-ФЗ)
Статья 3. Порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” и настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами Российской Федерации, находятся под защитой и покровительством Российской Федерации.
Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны обеспечивать меры по защите граждан Российской Федерации и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статья 5. В случае, если на территории иностранного государства возникает чрезвычайная ситуация, Российская Федерация гарантирует принятие дипломатических, экономических и иных предусмотренных международным правом мер по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, пребывающих на территории этого иностранного государства.
В случае, если на территории какого-либо иностранного государства возникают обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите граждан Российской Федерации и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации, Правительство Российской Федерации принимает меры по доведению до сведения граждан Российской Федерации рекомендаций о нежелательности въезда в это государство. Такие рекомендации не являются основанием для временного ограничения права на выезд из Российской Федерации.
Статья 6. Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется настоящим Федеральным законом.
Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 24.06.1999 № 118-ФЗ; от 10.01.2003 № 7-ФЗ; от 01.12.2007 № 310-ФЗ; от 13.05.2008 № 65-ФЗ; от 07.06.2017 № 111-ФЗ)
Лица без гражданства осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом для иностранных граждан, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или указами Президента Российской Федерации. (Часть введена – Федеральный закон от 24.06.1999 № 118-ФЗ; в редакции Федеральных законов от 10.01.2003 № 7-ФЗ; от 13.05.2008 № 65-ФЗ; от 07.06.2017 № 111-ФЗ)
Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В целях настоящего Федерального закона не рассматривается как выезд из Российской Федерации и как въезд в Российскую Федерацию:
пересечение Государственной границы Российской Федерации гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства в течение срока действия имеющейся у него визы при следовании с одной части территории Российской Федерации на другую часть ее территории через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда либо через исключительную экономическую зону Российской Федерации и исключительные экономические зоны иностранных государств, через открытое море, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, через территориальные моря иностранных государств без захода в иностранные порты, а равно при следовании на российских воздушных судах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут неоднократно пересекать Государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля;
пересечение Государственной границы Российской Федерации гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, являющимися членами экипажей и включенными в судовую роль судов, на российских и иностранных судах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут неоднократно пересекать Государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля. (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 270-ФЗ)
(Часть в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 504-ФЗ)
Глава II. Порядок оформления и выдачи документов для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации
Статья 7. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:
(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 30.12.2008 № 322-ФЗ)
Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные. (Часть введена – Федеральный закон от 21.12.2009 № 337-ФЗ)
Перечень персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, определяется Правительством Российской Федерации. (Часть введена – Федеральный закон от 21.12.2009 № 337-ФЗ)
Статья 8. Паспорт оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении. Форма заявления о выдаче паспорта, порядок подачи заявления и фотографии в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также порядок выдачи паспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, паспорт оформляется и выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел на территории Российской Федерации, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации. По заявлению о выдаче паспорта, поданному через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, паспорт оформляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается заявителю в данном многофункциональном центре. (В редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 131-ФЗ)
Гражданин Российской Федерации с учетом положений части третьей настоящей статьи вправе выбрать паспорт со сроком действия, предусмотренным частью первой статьи 10 настоящего Федерального закона, или паспорт, содержащий электронный носитель информации, со сроком действия, предусмотренным частью второй статьи 10 настоящего Федерального закона, что отражается данным гражданином в соответствующем письменном заявлении о выдаче паспорта. (Часть введена – Федеральный закон от 21.12.2009 № 337-ФЗ; в редакции Федерального закона от 09.03.2010 № 24-ФЗ)
Гражданин Российской Федерации при подаче в соответствии с положениями настоящего Федерального закона письменного заявления о выдаче паспорта в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесен прием письменных заявлений о выдаче паспорта, либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, оснащенные специальными программно-техническими средствами для оформления и выдачи паспорта, содержащего электронный носитель информации, вправе выбрать паспорт со сроком действия, предусмотренным частью первой статьи 10 настоящего Федерального закона, или паспорт, содержащий электронный носитель информации, со сроком действия, предусмотренным частью второй статьи 10 настоящего Федерального закона, что отражается данным гражданином в соответствующем письменном заявлении о выдаче паспорта. (Часть введена – Федеральный закон от 09.03.2010 № 24-ФЗ)
Гражданину Российской Федерации со дня его рождения и до достижения возраста 18 лет паспорт оформляется и выдается по письменному заявлению о выдаче паспорта хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (далее – законный представитель несовершеннолетнего), если иное не предусмотрено законом. (В редакции федеральных законов от 21.12.2009 № 337-ФЗ, от 01.07.2022 № 268-ФЗ)
Гражданину Российской Федерации, проживающему за пределами территории Российской Федерации, паспорт оформляется и выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в государстве пребывания указанного гражданина.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, может оформить и выдать паспорт гражданину Российской Федерации, проживающему на территории Российской Федерации, по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному через организацию, направляющую его за пределы территории Российской Федерации и зарегистрированную в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 24.06.1999 № 118-ФЗ; от 21.12.2009 № 337-ФЗ; от 09.03.2010 № 24-ФЗ)
Иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба и деятельность которых связана с выполнением функций и задач за пределами территории Российской Федерации, также может оформляться и выдаваться паспорт гражданину Российской Федерации, проходящему службу (работающему) в качестве военнослужащего или лица гражданского персонала в указанных федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также в порядке и на условиях, им установленных. (Часть введена – Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.1998 № 110-ФЗ; в редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)
За выдачу паспорта, за внесение в него изменений уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Факт уплаты плательщиком государственной пошлины подтверждается способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. (Часть введена – Федеральный закон от 27.12.2009 № 374-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ)
За выдачу паспорта, за внесение в него изменений дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации взимаются консульский сбор и сбор в счет возмещения фактических расходов, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Часть введена – Федеральный закон от 27.12.2009 № 374-ФЗ)
За регистрацию и перерегистрацию организаций в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (Часть введена – Федеральный закон от 27.12.2009 № 374-ФЗ; в редакции Федерального закона от 09.03.2010 № 24-ФЗ)
Паспорт оформляется в виде документа на бумажном носителе. (Часть введена – Федеральный закон от 27.07.2010 № 227-ФЗ)
Статья 9. Для оформления паспорта гражданин Российской Федерации в письменном заявлении о выдаче паспорта установленного образца должен указать свои фамилию, имя, отчество (в том числе ранее имевшиеся), пол, дату и место рождения, место жительства, место работы (службы, учебы) в течение последних десяти лет и представить основной документ, удостоверяющий его личность. В случае оформления паспорта на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации к указанному заявлению прилагает личные фотографии и вправе представить документ об уплате государственной пошлины по собственной инициативе. В случае оформления паспорта за пределами территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации к указанному заявлению прилагает личные фотографии и документы об уплате консульского сбора за оформление паспорта. (В редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ)
При подаче заявления о выдаче паспорта в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг документы об уплате государственной пошлины за оформление паспорта могут быть направлены гражданином Российской Федерации в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. (Часть введена – Федеральный закон от 27.07.2010 № 227-ФЗ; в редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 131-ФЗ)
В заявлении о выдаче паспорта гражданин Российской Федерации указывает на отсутствие обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, которые могли бы препятствовать его выезду из Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.12.2009 № 337-ФЗ)
Для сбора персональных данных владельца паспорта, записываемых на электронный носитель информации, гражданин Российской Федерации, который подал заявление о выдаче паспорта, или гражданин Российской Федерации, в отношении которого указанное заявление подано, подлежит цифровому фотографированию, а гражданин Российской Федерации, который достиг возраста 12 лет, подал заявление о выдаче паспорта или в отношении которого указанное заявление по
Россия начала выдавать иностранцам визы на полгода
Этот материал обновлен 25.08.2021.
С 25 августа иностранные туристы могут получить российскую визу на полгода.
Раньше иностранцы получали визы на один месяц, в некоторых случаях — на полгода. Теперь ограничений нет — визу на шесть месяцев выдадут гражданам любой страны.
Какие документы нужны иностранцам для оформления визы
Чтобы получить визу, нужно выполнить одно из следующих условий:
- забронировать жилье в России из единого перечня классифицированных гостиниц;
- предъявить приглашение от туроператора. Он должен числиться в едином федеральном реестре туроператоров.
Раньше такого выбора не было — въехать можно было только по приглашению от туроператора.
Затем туристы должны оформить страховку, заполнить анкету, сделать фото размером 3,5 × 4,5 см и уплатить пошлину. Консульский сбор зависит от страны. Например, для граждан Евросоюза сбор за визу составляет 35 € ( 3148
Как победить выгорание
Кто может получить электронную визу по упрощенной схеме
В начале 2022 года правила въезда в Россию упростили для иностранцев из 52 стран, например Италии, Венгрии, Китая, Норвегии. Теперь по закону граждане этих стран могут получать электронные визы. Правда, когда именно, пока неизвестно: из-за пандемии их временно не выдают.
Когда возобновят выдачу, заявку нужно будет оставлять на сайте министерства иностранных дел или в специальном мобильном приложении.
Электронные визы будут выдавать для туристических, деловых, гуманитарных и гостевых поездок. Чтобы получить их, иностранцам не потребуется предъявлять приглашения, брони в отеле и другие документы, которые подтверждают цель путешествия. Достаточно заполнить анкету, загрузить личную фотографию и копию загранпаспорта, заплатить консульский сбор в размере 40 $ ( 2939
Р ) и дождаться уведомления. Для детей до шести лет виза должна быть бесплатной.
Если выдачу электронных виз возобновят, их обещают оформить за четыре дня. Они будут действовать в течение 60 дней с момента получения, но находиться по ней в России разрешено не больше 16 суток. МИД может продлить эти сроки в форс-мажорных обстоятельствах.
Кому не нужна виза для въезда в Россию
С некоторыми странами у России действует безвизовый режим. Например, виза не потребуется гражданам Кубы, Армении, Израиля, Чили, если они въезжают с некоммерческими целями на срок до 90 дней.
Туристы из каких стран могут въехать в Россию во время пандемии
Для большинства иностранцев граница России закрыта — нужна уважительная причина для посещения страны. На поезде в Россию могут приезжать граждане Беларуси — из своей страны и из Абхазии. А граждане Южной Осетии и Абхазии могут прибыть любым видом транспорта, но только с территории своих стран.
Граждане государств, с которыми Россия возобновила авиасообщение, могут прилетать без ограничений, например чтобы посмотреть достопримечательности. По суше они въехать не могут: наземные границы пока закрыты. Граждан вот каких стран пускают в Россию как туристов:
Абхазия, Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Германия, Греция, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Италия, Казахстан, Катар, Кипр, Киргизия, Китай, Куба, Ливан, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мальдивы, Мальта, Марокко, Мексика, Молдова, Объединенные Арабские Эмираты, Португалия, Республика Корея, Саудовская Аравия, Северная Македония, Сейшельские Острова, Сербия, Сингапур, Сирия, Соединенные Штаты Америки, Таджикистан, Танзания, Турция, Узбекистан, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Шри-Ланка , Эфиопия, Южная Осетия, Япония.
Президент на время запретил выдворять иностранцев и ограничивать их въезд в РФ
Все иностранные граждане, находящиеся в России, получили шанс легализоваться – даже те, кто давно нарушил сроки пребывания в стране. Для этого нужно обратиться в орган МВД с заявлением. Только надо успеть до 30 сентября 2022 г., пока действует запрет на выдворение и принятие решений об ограничении въезда в РФ
Вчера вступил в силу Указ Президента РФ от 15 июня 2022 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19)».
Новый указ продлевает действие временных мер по урегулированию правового положения иностранцев и допускает еще больше послаблений по сравнению с прежним Указом от 18 апреля 2022 г. № 274 (с изменениями от 15 июня, 23 сентября и 15 декабря 2022 г.).
Что же изменилось в правилах пребывания иностранных граждан на территории РФ с 16 июня 2022 г.?
Для кого и на сколько приостановили течение сроков пребывания в России и продлили действие разрешительных документов?
Согласно новому указу на 90 суток с даты снятия введенных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством для его граждан приостанавливается течение сроков пребывания на территории РФ. Что это значит? Будет считаться, что в течение 90 суток с момента возобновления транспортного сообщения с иностранным государством его граждане находятся в нашей стране законно. За это время они должны либо выехать из страны, либо легализоваться в России.
Многие считают, что всем иностранцам продлили срок пребывания в России на 90 суток. Это не так. Однозначно действие этого пункта указа распространяется только на иностранных граждан тех государств, с которыми не открыто транспортное сообщение (Украина, Молдова и др.). На граждан государств, с которыми транспортное сообщение возобновлено, это положение нового указа не распространяется, так как, согласно прежнему указу, они уже должны были выехать из России. А те, кто этого не сделал и при этом не легализовался, находятся в стране с нарушением миграционного законодательства.
Напомню: если к 15 декабря 2022 г. транспортное сообщение со страной было восстановлено 1 , ее граждане должны были выехать из России не позднее 90 суток начиная с указанной даты. Если транспортное сообщение со страной возобновлено позднее, ее граждане обязаны были выехать в течение 90 суток с момента открытия границ. Таким образом, граждане Азербайджана, Армении, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и др. уже должны были либо легализоваться, либо покинуть Россию. На практике тех, кто этого не сделал, суды начали привлекать к ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ 2 . Действие их разрешительных документов не продлевалось.
Возможно ли выдворение по новому указу президента?
Новый указ лояльнее прежнего. Напомню: иностранные граждане, нахождение в России которых к 15 марта 2022 г. считалось незаконным, с этой даты по 15 сентября 2022 г. подлежали привлечению к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа. В период с 16 сентября 2022 г. по 15 июня 2022 г. им назначалось наказание в виде выдворения за пределы РФ, но только в форме контролируемого самостоятельного выезда из России. При этом сроки добровольного выезда в соответствии с указом президента продлевались.
Согласно новому указу до 30 сентября 2022 г. не могут приниматься решения об административном выдворении. Поэтому даже если иностранный гражданин находится в России незаконно на протяжении 10 лет, самым суровым наказанием будет административный штраф в размере 5 тыс. руб.
Также новый указ запрещает до 30 сентября 2022 г. принимать решения о неразрешении въезда в Россию в отношении иностранных граждан, которые находятся на ее территории. Прежний указ президента не содержал подобных запретов, а потому было принято много таких решений на основании ч. 4 ст. 26 Закона № 114-ФЗ. В суде представители УМВД доказывали, что принятие данных решений возможно в пандемию.
Учитывая послабления, предусмотренные новым указом, – сейчас лучшее время для легализации в России без последствий в виде выдворения и запрета на въезд в страну. Обратите внимание: эти послабления распространяются на всех иностранцев, находящихся в данный момент в России.
Как легализоваться в России, если уже допущено нарушение миграционного законодательства?
Новый указ дает право иностранному гражданину в случае его незаконного нахождения на территории РФ обратиться в территориальный орган МВД с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании его правового положения. Однако указ не предусматривает корреспондирующей обязанности государственных органов урегулировать такой статус. Как это будет реализовано на практике – неизвестно, но думается, что государственные органы будут придерживаться лояльного подхода.
Еще раз обращаю внимание: согласно новому указу применение наказания в виде административного выдворения запрещено. При предъявлении указанного заявления до 30 сентября 2022 г. иностранному гражданину может грозить только привлечение к административной ответственности с назначением штрафа в размере 5 тыс. руб.
Изменилось ли что-то для иностранцев, работающих в России?
В новом указе, как и в прежнем, предусмотрено, что иностранные граждане могут получать патенты без учета требований к сроку предъявления заявления о выдаче патента и заявленной цели визита в Россию.
А если уже приняты постановление суда о выдворении и решение о запрете на въезд в Россию, иностранный гражданин может легализоваться?
В период действия прежнего указа многим иностранным гражданам суды назначили наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Они оказались в менее выгодном положении, чем те, кто допустит нарушение после 15 июня 2022 г. При наличии постановления суда органы МВД не смогут урегулировать правовой статус иностранного гражданина, поскольку судебный акт может быть отменен или изменен только актом вышестоящего суда. Поэтому в данном случае необходимо обратиться с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию.
А вот иностранным гражданам, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Россию, вероятно, будет легче. Органы МВД при рассмотрении заявления о легализации вправе самостоятельно отменить ранее принятое решение о запрете на въезд в страну.
Рекомендации иностранным гражданам
- Если вы являетесь иностранным гражданином и длительное время незаконно находитесь на территории РФ, то сейчас самое время легализоваться, поскольку до 30 сентября 2022 г. запрещено назначать наказание в виде административного выдворения и принимать решение о неразрешении въезда в Россию.
- Чтобы в дальнейшем законно пребывать на территории РФ, необходимо получить легальные документы. После снятия коронавирусных ограничений и окончания действия указа президента за нарушение миграционного законодательства (в том числе за нарушение сроков пребывания в России) вновь будут назначать наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.
- Если вы работаете в России, обязательно обратитесь за получением патента либо заключите трудовой договор (или договор гражданско-правового характера). За незаконную трудовую деятельность на территории РФ могут привлечь к ответственности, что станет помехой при дальнейшей легализации в России.
- Отнеситесь к легализации серьезно. Старайтесь не доводить до привлечения к административной ответственности. Если после окончания действия указа президента вас привлекут к ответственности, например за нарушение сроков пребывания в России (ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ), а потом еще и за незаконную работу (ст. 18.10 КоАП РФ), органы миграционной службы могут закрыть для вас въезд в страну. Признать незаконными такие решения крайне сложно.
1 Приложение № 1 к Распоряжению Правительства РФ от 16 марта 2022 г. № 635-р.
2 Постановление Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 мая 2022 г. по делу № 05-1803/21, Постановление Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 4 июня 2022 г. по делу № 05-1315/21, Постановление Люблинского районного суда г. Москвы от 11 июня 2022 г. по делу № 05-1431/21 и др.
Ключевые изменения в миграционном законодательстве, вступившие в силу в 2022 году
В середине июня вступили в силу существенные изменения в миграционном законодательстве. Появились новые требования к оформлению иностранных работников. Сегодня расскажем, что поменялось, какие существуют риски, связанные с нарушением миграционного законодательства, и как их снизить.
Какие категории иностранцев существуют
Выделяют следующие категории иностранных граждан, в соответствии с их миграционным статусом:
- постоянно проживающие — вид на жительство (ВНЖ), обратите внимание — ВНЖ не является документом, удостоверяющим личность;
- временно проживающие — разрешение на временное проживание (РВП);
- временно пребывающие — виза, разрешение на работу, патент, или на основании международных договоров — например, для граждан ЕАЭС.
- иностранные работники делятся на большее количество категорий, чем иностранные граждане:
- граждане Беларуси;
- граждане стран ЕАЭС;
- ВКС;
- временно и постоянно проживающие;
- граждане стран с безвизовым въездом;
- граждане стран с визовым въездом;
- студенты очных отделений.
В отношении граждан Беларуси существует двоякая позиция относительно необходимости уведомления о заключении/расторжении трудового /гражданско-правового договора и оформления полиса ДМС.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» заказчик работ или услуг обязан уведомить миграционные органы о заключении/расторжении с иностранным гражданином трудового / гражданско-правового договора в течение трех рабочих дней с даты заключения договора.
Cуществует альтернативная позиция о том, что необходимости уведомлять миграционные органы нет. Данная позиция основана на Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России подтверждена Постановлением Верховного Суда РФ.
В то же время, несмотря на наличие данной позиции, миграционные органы продолжают настаивать на необходимости уведомления о заключении и расторжении трудового /гражданско-правового договора с гражданами Беларуси, и в случае отсутствия подобного уведомления могут привлечь компанию к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ — для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области) с наложением административного штрафа на компанию до 1 000 000 рублей и административным приостановлением деятельности до 90 суток. В связи с этим, в случае договора с гражданином Беларуси для минимизации рисков мы рекомендуем уведомить миграционные органы.
С оформлением полиса ДМС сложилась такая же противоречивая ситуация. Согласно позиции Минтруда РФ полис ДМС не требуется для граждан Беларуси, но при этом есть судебная практика, которая говорит об обратном. В связи с этим эксперты рекомендуют в отношении граждан Беларуси как подавать в соответствующие органы уведомления о заключении/расторжении договора, так и оформлять для них полис ДМС.
Обязательными условиями в трудовом договоре с иностранным работником являются:
- полное имя и паспортные данные работника (они должны быть указаны одинаково во всем оформляемых документах, в том числе и в случае изменения);
- место заключения договора (миграционные органы могут проверить фактическое нахождение работодателя в России на момент заключения договора);
- место работы. Если иностранный работник работает по патенту в нескольких регионах России, то необходимо получать патент в каждом регионе. Если же иностранный работник работает по разрешению на работу, то в разрешении необходимо указать все регионы, в которых он работает; при этом в договоре указывается одно место работы — по месту нахождении компании;
- трудовая функция (некоторые миграционные органы требуют указывать должность иностранного работника согласно классификатору должностей);
- условия о разъездном или дистанционном характере работы (есть ограничения на командировки иностранных граждан в том регионе, где у них нет разрешения на работу или патента; также есть ограничения на работу дистанционно за пределами России);
- реквизиты разрешения на работу, патент, РВП или ВНЖ, полиса или договора ДМС. Все изменения в них должны быть внесены и в оформляемые на иностранного работника документы.
Новые нормативные акты
В 2022-2021-м годах в связи с пандемией коронавируса в России был разработан и принят ряд нормативно-правовых актов в сфере миграционного права, регулирующих въезд и выезд, трудоустройство, пребывание, карантин и т. п. В качестве ключевых можно выделить следующие документы:
- Указ Президента РФ от 15.06.2022 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее — Указ № 364).
- Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2022 № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2022 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2022 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019».
- Указ Мэра Москвы от 05.03.2022 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».
Также внесены изменения в те документы, которые подаются в миграционные органы. Новые формы документов для привлечения иностранных граждан:
- Приказ МВД России от 30.07.2022 № 356 — Уведомление о заключении трудового договора, уведомление о расторжении трудового договора, уведомление о выплате вознаграждения ВКС;
- Приказ МВД России от 29.09.2022 № 677 — Ходатайство о выдаче приглашения на въезд;
- Приказ МВД России от 10.12.2022 № 856 — Уведомление о прибытии иностранных граждан или лиц без гражданства в место пребывания;
- Приказ МВД России от 21.12.2022 № 23235 — Цели поездок в Россию — указываются в визе иностранного гражданина;
- Памятка об ответственности — в памятке об ответственности, которая подается в УВМ ГУ МВД России по г. Москве при аккредитации компании добавлены обязанности согласно Постановлению Правительства РФ от 15.09.2022 № 1428.
Рассмотрим наиболее значимый из них с точки зрения миграционного законодательства.
Указ № 364
С 15 июня 2022 года не действует Указ Президента от 18.04.2022 № 274. Вместо него принят новый документ — Указ № 364 от 15.06.2021, регулирующий вопросы трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства, их пребывание на территории РФ в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Указом № 364 установлены 3 реперных точки. 2 из них фиксированные, одна — плавающая:
- до 30.09.2022 года иностранные граждане могут обратиться в миграционные органы для получения отметки в миграционной карте о продлении пребывания, либо для постановки их на миграционный учет.
- до 31.12.2022 года иностранные граждане могут заключать трудовые договоры вне зависимости от цели въезда и вне зависимости от той категории визы, которая им была выдана.
- как только открывается транспортное сообщение с иностранным государством (снимаются запреты на въезд), начинает исчисляться срок для того, чтобы иностранные граждане этого государства могли продлить свое пребывание в России. До этого момента течение их сроков пребывания, постановка на миграционный учет, визы и т.д. в России приостановлены. Течение сроков разрешений на работу и патентов согласно Указу № 364 не приостановлено, то есть их нужно продлевать по мере истечения срока.
Подключите услугу HR-абонемент и сможете получать письменные и устные консультации по:
- управлению персоналом;
- оформлению сотрудников, в том числе иностранцев;
- по расчету и выплате заработной платы.
Изменения в практике работы миграционных органов
В практике миграционных органов Москвы также произошли изменения:
Собеседование при подаче документов на приглашение
При постановке компании-приглашающей стороны на учет в миграционных органах в них требуется прийти генеральному директору (главному бухгалтеру) для прохождения собеседования.
Место рождения иностранного работника
Ранее место рождения необходимо было указывать согласно паспорту иностранного работника. Сейчас у иностранного работника необходимо запрашивать свидетельство о рождении, если в его паспорте указана только страна рождения или место рождения не указано.
Сведения об образовании и местах работы высококвалифицированных специалистов (ВКС)
Ранее миграционные органы принимали документы без данных сведений. Сейчас в ходатайстве о прибытии необходимо указывать сведения о наиболее высокой имеющейся ступени образования и опыте работы за последние 10 лет.
Согласование профильного министерства для приглашения иностранных граждан
Ранее миграционные органы требовали согласование профильного министерства для подачи документов на приглашение ВКС и работников техобслуживания из «открытых» стран. Сейчас для приглашения иностранных граждан из «открытых» стран не требуется предварительное согласование вне зависимости от цели въезда.
Процесс привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов из «закрытых стран» теперь несколько усложнился. Отныне требуется согласование въезда работника и сопровождающих членов семьи в профильном министерстве. Таким образом, увеличился общий срок привлечения высококвалифицированных специалистов. Примерно до 2,5 месяцев.
Пошаговый план привлечения работников ВКС:
- Заключение трудового договора и подача уведомления;
- Согласование въезда работника и членов семьи в профильном министерстве;
- Подача документов для оформления разрешения на работу;
- Подача документов для оформления визовых приглашений на въезд для работников и членов их семей;
- Получение виз в российском визовом центре или Консульстве;
- Въезд в Россию и получение разрешения на работу.
То есть теперь необходимо пройти еще один шаг — согласовать въезд работника и членов его семьи в профильном министерстве. Такой «усложненный» режим в настоящее время сохраняется, например, для граждан Китая и Израиля.
Изменение миграционного статуса
Получение РВП, ВНЖ или гражданства России
Позиция миграционных органов: при смене миграционного статуса работника необходимо уволить работника в прежнем миграционном статусе и принять на работу в новом миграционном статусе, уведомив миграционные органы о каждом своем действии.
Позиция трудовой инспекции: при смене миграционного статуса работника расторгать трудовой договор нет необходимости, так как нет оснований для увольнения. Кроме того, иностранный работник может сам отказаться от увольнения, так как он может потерять корпоративные бонусы, накопленный отпуск и т.д.
Эксперты рекомендуют придерживаться позиции миграционных органов
Получение РВП работником — ВКС
Российским законодательством не предусмотрено совмещение статусов ВКС и временно проживающего. Эксперты рекомендуют аннулировать разрешение на работу ВКС сразу после получения РВП.
Ограничения работы иностранных граждан
После принятия решения о создании филиала, представительства иностранного юридического лица, необходимо представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой РФ сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства (ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).
В заявлении об аккредитации филиала, представительства, указывается точное число иностранных работников филиала, представительства, которые будут работать в филиале, представительстве. Если количество иностранных работников меняется, то это необходимо согласовывать через Торгово-промышленную палату РФ, затем зарегистрировать изменения в налоговой службе.
В случае превышения числа иностранных работников есть риск аннулирования аккредитации в связи с тем, что деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит законодательству ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и привлечение филиала, представительства к административной ответственности за несоблюдение ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ).
Удаленная работа иностранных граждан
По налоговому законодательству иностранный гражданин в случае длительного нахождения за пределами РФ теряет статус налогового резидента и ставка НДФЛ для него становится 30% (вместо 13%, либо 15%).
Миграционные последствия (при нахождении более 6 месяцев за пределами РФ) включают в себя риск аннулирования разрешения на работу, либо патента.
Законодательством не урегулирован вопрос относительно того, являются ли это 6 месяцев подряд, либо суммарно в течение календарного года. Эксперты рекомендуют ограничивать пребывание иностранного работника за пределами России шестью месяцами в течение календарного года. Необходимо отметить, что на практике подобная мера применяется миграционными органами крайне редко.
Что касается административной ответственности, то если иностранный работник работает на основании трудового договора, то согласно позиции Минтруда работодатель в этом случае не может обеспечить для него безопасные условия труда за пределами РФ. Поэтому работа иностранного работника на основании трудового договора за пределами России запрещена.
В случае нарушения этого запрета есть риск привлечения работодателя к административной ответственности. Эксперты рекомендуют в таких случаях заключать с иностранными работниками договор ГПХ.
Административная ответственность руководителей — иностранных граждан
Руководители — иностранные работники несут административную ответственность как за нарушения, которые они совершили самостоятельно (к примеру, превышение скорости при управлении транспортным средством), так и за правонарушения, которые совершает компания.
Существуют определенные «лимиты» на совершение административных правонарушений и в случае их превышения миграционными органами может быть принято решение о неразрешении въезда иностранному гражданину.
Наиболее частыми случаями привлечения к ответственности являются несвоевременная сдача отчетности и неуплата налогов.
Для снижения рисков привлечения руководителя — иностранного работника к административной ответственности эксперты рекомендуют назначить ответственное лицо в компании, в обязанности которого будет входить выполнение подобных действий. Подтверждающими документами в этом случае будут локальные нормативные акты, доверенности, соответствующие условия в трудовых договорах.
Автор — Иван Катышев, руководитель налоговой и юридической практики СберРешений.
Резидентам РФ, которые владеют имуществом или счетами в другой стране, мы помогаем составить отчетность. Если у вас есть вопросы по валютному регулированию, валютному контролю или другие, связанные с иностранными активами — оставьте нам заявку, мы проконсультируем вас, а также, по желанию, проведем личную встречу.
Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации
Коронавирус – COVID-19
Порядок въезда в Россию
По состоянию на 6 октября 2022 года
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, на сегодняшний день въезд в Российскую Федерацию граждан Казахстана осуществляется в порядке, предусмотренном Распоряжением Правительства РФ № 635-р от 16 марта 2022 года (СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ).
В настоящее время граждане Казахстана могут въезжать в Россию авиарейсами из всех государств, с которыми Россия возобновила регулярное пассажирское авиасообщение: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Германия, Греция, Дания, Джибути, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Иордания, Ирак, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Катар, Кения, Кипр, Киргизия, Китай, Колумбия, Куба, Кувейт, Ливан, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мальдивы, Мальта, Марокко, Мексика, Молдова, Новая Зеландия, ОАЭ, Перу, Португалия, Республика Корея, Саудовская Аравия, Северная Македония, Сейшельские Острова, Сербия, Сингапур, Сирия, Словакия, США, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Шри-Ланка, Эфиопия, ЮАР, Япония.
ПРИЛЕТ В РОССИЮ АВИАРЕЙСАМИ ИЗ СТРАН ЕАЭС И СНГ:
С 25 июля 2022 года для прилета в Россию регулярными и чартерными авиарейсами из государств-членов ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана), а 1 сентября 2022 года – также из Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, необходимо подтверждать наличие отрицательного результата ПЦР-теста на коронавирус (отобранного не ранее чем за три дня до прибытия на территорию Российской Федерации) ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ “ПУТЕШЕСТВУЮ БЕЗ COVID-19”.
Инструкцию по использованию приложения можно посмотреть здесь:
Версию приложения для устройств Apple можно скачать ЗДЕСЬ, для Android-устройств – ЗДЕСЬ.
ВАЖНО! ПРИ ВЪЕЗДЕ В РОССИЮ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПЦР-ТЕСТ НА КОРОНАВИРУС НЕОБХОДИМ ВСЕМ ГРАЖДАНАМ, НЕЗАВИСИМО ОТ ВОЗРАСТА, ВКЛЮЧАЯ ДЕТЕЙ ДО 5 ЛЕТ!
В случае путешествия с маленькими детьми или пожилыми родственниками, у которых нет смартфона, дополнительные устройства не обязательны. Ваши данные, а также данные ПЦР-тестов детей или пожилых родственников могут быть размещены вместе в одном мобильном приложении на одном мобильном устройстве.
В случае прилета в Россию через Беларусь миграционные карты требуйте в аэропортах этой страны.
ПРИЛЕТ В РОССИЮ АВИАРЕЙСАМИ ИЗ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ:
Помимо вышеуказанных стран ЕАЭС и СНГ, граждане Казахстана могут въезжать в Россию РЕГУЛЯРНЫМИ (НЕ ЧАРТЕРНЫМИ) АВИАРЕЙСАМИ из других государств, с которыми Россия возобновила регулярное пассажирское авиасообщение: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Германия, Греция, Дания, Джибути, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Иордания, Ирак, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Катар, Кения, Кипр, Киргизия, Китай, Колумбия, Куба, Кувейт, Ливан, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мальдивы, Мальта, Марокко, Мексика, Молдова, Новая Зеландия, ОАЭ, Перу, Португалия, Республика Корея, Саудовская Аравия, Северная Македония, Сейшельские Острова, Сербия, Сингапур, Сирия, Словакия, США, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Шри-Ланка, Эфиопия, ЮАР, Япония .
ВАЖНО! Статус рейса (регулярный или чартерный) уточняйте в авиакомпании.
ВНИМАНИЕ! Прилет ЛЮБЫМИ АВИАРЕЙСАМИ разрешен гражданам Казахстана, имеющим вид на жительство (ВНЖ) в России или основания согласно Распоряжению Правительства РФ № 635-р от 16 марта 2022 года (СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ).
Для граждан Казахстана и иностранных государств при въезде в Россию через воздушные пункты пропуска необходима справка об отрицательном результате ПЦР-теста на коронавирус, отобранного не ранее чем за 72 часа до пересечения границы.
ВАЖНО! ПРИ ВЪЕЗДЕ В РОССИЮ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПЦР-ТЕСТ НА КОРОНАВИРУС НЕОБХОДИМ ВСЕМ ГРАЖДАНАМ, НЕЗАВИСИМО ОТ ВОЗРАСТА, ВКЛЮЧАЯ ДЕТЕЙ ДО 5 ЛЕТ!
ПРИБЫТИЕ В РОССИЮ ЧЕРЕЗ СУХОПУТНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА:
ВЪЕЗД В РОССИЮ ЧЕРЕЗ СУХОПУТНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА ДЛЯ ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ ПО-ПРЕЖНЕМУ ОГРАНИЧЕН И РАЗРЕШЕН ТОЛЬКО ДЛЯ СЛЕДУЮЩИХ КАТЕГОРИЙ:
– аккредитованных или назначенных сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций и их представительств, иных официальных представительств иностранных государств, расположенных на территории Российской Федерации, членов семей указанных лиц (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные), членов официальных делегаций;
– лиц, имеющих дипломатические и служебные визы;
– лиц, въезжающих в Российскую Федерацию в связи со смертью близкого родственника (супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные) и следующих для осуществления его погребения, при условии предъявления копии свидетельства либо справки о смерти и документа, подтверждающего степень родства, а также въезжающих совместно с ними в Российскую Федерацию их супругов и несовершеннолетних детей ;
– лиц, являющихся членами семьи (супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные), опекунами и попечителями граждан Российской Федерации, при условии предъявления копии документа, подтверждающего степень родства или установление опеки (попечительства), а также въезжающих совместно с ними в Российскую Федерацию их супругов и несовершеннолетних детей ;
– лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (при наличии вида на жительства Российской Федерации), а также въезжающих совместно с ними в Российскую Федерацию их супругов и несовершеннолетних детей ;
– лиц, въезжающих в Российскую Федерацию в целях лечения, сведения о которых направлены медицинской организацией в соответствии с алгоритмом подачи заявок на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан, в том числе в целях получения медицинских услуг, утвержденным Оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” в ведомственный сегмент Минцифры России государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, для последующего направления в ведомственный сегмент ФСБ России указанной государственной системы;
– лиц, въезжающих в Российскую Федерацию к нуждающимся в уходе больным близким родственникам (супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные), при условии предъявления документов (копий документов), выданных медицинской организацией, подтверждающих их состояние, а также копии документа, подтверждающего степень родства, а также въезжающих совместно с ними в Российскую Федерацию их супругов и несовершеннолетних детей ;
– лиц, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 “О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом” (далее – Государственная программа), а также членов их семей, указанных в свидетельстве участника Государственной программы, при предъявлении свидетельства участника Государственной программы либо его копии, верность которой засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации (для членов семьи участника Государственной программы);
– лиц, въезжающих в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, указанных в списках, сформированных в соответствии с алгоритмом действий по привлечению в экономику Российской Федерации иностранных граждан, утвержденным оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, и направленных Рострудом с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” в ведомственный сегмент Минцифры России государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, для последующего направления в ведомственный сегмент ФСБ России указанной государственной системы;
– лиц, въезжающих в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, указанных в списках, сформированных этими образовательными организациями в соответствии с алгоритмом организации работы в отношении иностранных обучающихся, прибывающих в Российскую Федерацию в целях обучения в таких образовательных организациях, утвержденным оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, и направленных указанными образовательными организациями по согласованию с учредителями с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” в ведомственный сегмент Минцифры России государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, для последующего направления в ведомственный сегмент ФСБ России указанной государственной системы.
С полным списком категорий иностранных граждан, которым разрешен въезд в Россию через сухопутные пункты пропуска, можно ознакомиться ЗДЕСЬ
Для граждан Казахстана и иностранных государств при въезде в Россию через сухопутные пункты пропуска необходима справка об отрицательном результате ПЦР-теста на коронавирус, отобранного не ранее чем за 72 часа до пересечения границы.
Правила пребывания иностранных граждан на территории РФ
ПАМЯТКА
О ПРАВИЛАХ ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ВЫЕЗДА ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛЫ, ПРАВИЛАХ ОБУЧЕНИЯ И ПРОЖИВАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕЖИТИЯХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ОБУЧАЮЩИХСЯ В БАШКИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
МИГРАЦИОННЫЙ УЧЁТ
По прибытии в Россию иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет по месту пребывания в течение 7 рабочих дней со дня прибытия. Для этого он должен обратиться в течение 2-х рабочих дней к принимающей его в РФ стороне, а именно в Управление международных и межрегиональных связей (далее – УМиМС) по адресу: г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32, кабинет 316, и предъявить следующие документы:
- действительный документ, удостоверяющий его личность (паспорт/удостоверение);
- миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде в РФ;
- визу (при ее наличии).
Иностранные граждане, не предъявившие в указанные сроки необходимые документы для постановки на миграционный учет или предоставившие заведомо ложные сведения либо подложные документы, облагаются штрафом в размере 2 000–5 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ.
ВНИМАНИЕ!
Обо всех перемещениях (выезд за пределы г. Уфа, Республики Башкортостан и России) иностранный гражданин обязан уведомить УМиМС за 5 рабочих дней до предполагаемого выезда в письменном виде.
Сотрудник УМиМС, ответственный за паспортно-визовое обеспечение, обязан вручить иностранному гражданину отрывную часть уведомления о прибытии в РФ с отметкой Управления по вопросам миграции МВД России по РБ (далее – УВМ МВД) о постановке его на миграционный учет по месту пребывания.
Иностранный гражданин ВСЕГДА обязан иметь при себе:
- документ, удостоверяющий его личность (паспорт/удостоверение);
- миграционную карту;
3) отрывную часть уведомления о прибытии в РФ с отметкой УВМ МВД о постановке на миграционный учет в течение всего разрешенного срока пребывания в РФ;
4) предъявлять документы сотрудникам полиции при осуществлении проверок режима пребывания в РФ вместе с паспортом.
Отсутствие документов на право пребывания (проживания) в РФ влечет наложение административного штрафа на иностранного гражданина в размере 2 000–5 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ.
В случае изменения персональных данных иностранного гражданина (получение нового паспорта, изменение места фактического проживания, фамилии, имени, контактного номера телефона или изменение миграционного статуса (получение разрешения на временное проживание, вида на жительство или паспорта гражданина РФ)) в течение 2-х рабочих дней он обязан уведомить об этом УМиМС.
В случае утраты (порчи) иностранным гражданином отрывной части уведомления о прибытии иностранный гражданин должен в течение 2-х рабочих дней уведомить об этом УМиМС, поставившее его на миграционный учет, с заявлением об оформлении дубликата отрывной части и паспортом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается до окончания срока его обучения. Миграционная карта подлежит возврату в пункте пропуска через Госграницу РФ при выезде иностранного гражданина из Российской Федерации. В этой связи при повторном въезде в Россию иностранному гражданину необходимо заново проходить процедуру постановки на миграционный учёт, обратившись в течение 2-х рабочих дней в УМиМС к сотруднику, ответственному за паспортно-визовое обеспечение.
ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РФ
Срок пребывания в РФ иностранных граждан, прибывших в порядке, требующем получения визы, установлен сроком действия визы. Иностранный гражданин обязан покинуть пределы РФ по истечении срока действия визы, если на этот момент им не получена новая виза или не продлён срок действия текущей. Для оформления многократной визы и последующего ее продления иностранному гражданину за 45 дней до истечения срока действия текущей визы следует предоставить в УМиМС:
- копии всех страниц действующего паспорта;
- копию действующей визы;
- копию миграционной карты;
- 2 матовые фотографии 3х4;
- отрывную часть бланка уведомления о прибытии;
- квитанцию об оплате госпошлины в установленном размере;
- копию договора об обучении/направления Министерства науки и высшего образования РФ.
Продление срока пребывания в РФ иностранному гражданину может быть разрешено только УВМ МВД РФ по РБ в установленный законодательством срок.
Уклонение от выезда из РФ по истечении срока пребывания влечет наложение административного штрафа на иностранного гражданина в размере 2 000–5 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ.
МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
Иностранному гражданину не разрешено въезжать на территорию России в случае, если он не предоставил полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации. Отсутствие у иностранного гражданина (или лица без гражданства) полиса медицинского страхования, действительного на территории Российской Федерации, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ – нарушение правил въезда в Российскую Федерацию.
В случае отсутствия у иностранного гражданина медицинского страхового полиса он обязан незамедлительно обратиться за оформлением такового в страховые компании, действующие на территории России. Перечень таких компаний можно найти в сети интернет.
Важно! Просим обратить внимание, что страхование распространяется на случаи, произошедшие не ранее 15 дней после заключения договора о добровольном медицинском страховании.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность на территории РФ только на основании разрешительных документов, оформленных в УВМ МВД.
Незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ влечет наложение на него административного штрафа в размере 2 000–5 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ.
О ПРАВИЛАХ ПРОЖИВАНИЯ
Иностранные граждане, проживающие в общежитии, обязаны соблюдать «Правила проживания и внутреннего распорядка общежитий Студенческого городка БашГУ».
ВНИМАНИЕ!
РЕГИСТРАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА ТОЛЬКО ПО АДРЕСУ ФАКТИЧЕСКОГО ПРОЖИВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА!
Иностранный гражданин, проживающий не в общежитии БашГУ, а на квартире на основании договора найма жилого помещения, должен быть там зарегистрирован. В таком случае все обязательства по постановке на миграционный учет лежат на лице, сдавшем квартиру в аренду иностранному гражданину.
При перемещении в пределах Российской Федерации иностранный гражданин также обязан встать на миграционный учет по месту пребывания в субъекте РФ (в гостинице, хостеле, санатории, кемпинге, больнице, квартире, доме, общежитии и т.д.), если срок его предполагаемого пребывания составляет более 7-ми рабочих дней, с одновременным снятием с миграционного учета по предыдущему адресу. По прибытии иностранный гражданин, проживающий на территории студенческого городка БашГУ, должен в течение 1-го рабочего дня предоставить документы в УМиМС для повторной постановки на миграционный учет.
Иностранные граждане соблюдают правила обучения в Университете и правила проживания в общежитиях Университета наравне с обучающимися из числа граждан РФ, руководствуясь «Правилами внутреннего распорядка обучающихся БашГУ» и «Правилами проживания и внутреннего распорядка общежитий Студенческого городка БашГУ».
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Иностранные граждане пользуются на территории Российской Федерации правами, выполняют обязанности и привлекаются к административной и уголовной ответственности наравне с гражданами РФ.
В частности, административная и уголовная ответственность предусмотрена за следующие правонарушения:
– мелкое хулиганство – нарушение общественного порядка, сопровождающееся нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества;
– нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение вреда здоровью человека;
– распитие спиртных напитков и появление на улицах, стадионах, в скверах и парках, в транспортных средствах общего пользования, в других общественных местах в состоянии алкогольного опьянения;
– потребление наркотических средств, психотропных или иных одурманивающих веществ без назначения врача.
Иностранные граждане, прибывшие в РФ с нарушением установленного порядка пересечения государственной границы РФ, своевременно не вставшие на учет по месту пребывания, уклонившиеся от выезда из РФ по окончании разрешенного срока пребывания в РФ, осуществляющие незаконную трудовую деятельность, равно как и сообщившие о себе неточные или ложные сведения при осуществлении миграционного учета, согласно статье 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996 г. №114-ФЗ, являются незаконно находящимися на территории РФ и несут ПЕРСОНАЛЬНУЮ ответственность в соответствии с законодательством РФ. Ответственность таких иностранных граждан и лиц без гражданства, а также принимающей стороны, не исполнившей наложенных законом обязанностей по приему иностранных граждан, установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Статья 18.8.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ: нарушение иностранным гражданином режима пребывания на территории РФ, выразившееся в нарушении правил въезда в РФ, правил миграционного учета, отсутствии документов на право пребывания (проживания) в РФ, уклонении от выезда в РФ по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа на иностранного гражданина в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ либо без такового.
Статья 18.8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ: нарушение иностранным гражданином правил въезда в РФ либо режима пребывания на территории РФ, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в РФ, фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий, влечет наложение административного штрафа на иностранного гражданина в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ либо без такового.
Статья18.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ: незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ влечет наложение административного штрафа на иностранного гражданина в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ либо без такового.
Статья 19.27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ: предоставление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства влечет наложение административного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ либо без такового.