Предоставление политического убежища в рф в 2021 году: кто предоставляет и как получить

Предоставление политического убежища в России

Довольно часто иностранцы запрашивают политическое убежище в России, которое регулируется законами. Претендовать на такой статус году могут жители страны, которые считают, что им на родине угрожают, преследуют по политическим мотивам или же они становятся жертвами насилия.

Как выглядит Документ о временном убежище

Стать обладателем документа, который подтвердит политическое убежище, можно только на основании решения, принятого Президентом России. При этом учитываются интересы государства, обстановка в регионе и мире.

Кто становится политическим мигрантом

Если глава государства подписывает указ о том, что конкретному человеку необходимо предоставить убежище, тогда иностранец получает право на переезд в Россию. Просить политического убежища в 2021 году могут следующие категории граждан:

  • Иностранцы или апатриды, которые могут стать или уже стали жертвами преследования или преступления.
  • Лица, преследуемые за убеждения и взгляды в рамках демократических свобод.

Как получить политическое убежище в России

Временное убежище выдается не только просителю, но и его родным, если получено их согласие. Его не нужно получать только малолетним детям.

Не имеют права обращаться за политическим убежищем такие группы иностранцев:

  • Приехавшие из страны, с которой РФ подписала договор о безвизовом режиме.
  • Не желающие ехать домой по экономическим и другим причинам, далеким от политических преследований.
  • Привлеченные к уголовной ответственности в России.
  • Представившие ложные показания или обладающие гражданством другой страны.
  • Приехавшие из стран с высоким уровнем развития демократии или из государств, где им опасность не угрожает.
  • Преступники, в том числе и международные.

Также читайте статью “Чем отличается статус беженца от временного убежища” на нашем сайте пройдя по данной ссылке.

Иностранцы, получившие временное убежище в Российской Федерации, должны следовать определенным правилам и выполнять принятые обязательства. Кроме того, таким беженцам разрешено пользоваться правами, которыми обладают россияне. Запрещено лицам без гражданства и другим людям, пользующимся политическим убежищем в России, участвовать в выборах, занимать госдолжности, владеть землей.

Важные документы

Российское законодательство установило четкую процедуру оформления бумаг. Процесс того, как получить политическое убежище в России, предусматривает прохождение следующих этапов в 2021 году:

  • Поход в миграционную службу.
  • Подачу ходатайства (скачать бланк ходатайства).

Анкета ходатайствующего о политическом убежище

В первую очередь иностранцы должны составить письменное ходатайство на русском языке. Обычно это делает сам проситель. Если он не может сделать этого по ряду причин, то составлением ходатайства занимается сотрудник территориального органа по вопросам миграции.

К ходатайству прилагаются следующие бумаги:

  • Паспорт или документ, подтверждающий личность человека. К нему нужно представить копии всех страниц, которые заполнены.
  • Диплом об образовании.
  • Трудовую книжку (если она есть).
  • Две черно-белые или цветные фотографии размером 3,5 на 4,5 см. Запрещено фотографироваться в головном уборе, только если это не обязательный элемент приверженца той или иной религии. Таковой не должен закрывать лица, глаз.
  • Анкета, составленная по результатам опроса. Иногда проводятся индивидуальные собеседования.
  • Результаты дактилоскопии.
  • Свидетельства о браке и рождении детей.
  • Копию миграционной карты.(Скачать образец заполнения)

образец заполнения Миграционной карты России

Перед подачей ходатайства и других документов необходимо пройти медкомиссию и получить сертификат от врача о том, что человек здоров.

Все бумаги подшиваются в отдельную папку, делу присваивается номер. Если ходатайство принято, то человек должен получить справку, позволяющую временно находиться в России.

Бумаги, которые оформляются в день подачи

В день подачи бумаг в миграционную службу каждый иностранец или лицо без гражданства обязаны пройти дактилоскопическую экспертизу, собеседование и опрос. Данные процедуры оговорены в специальном регламенте, который применяется для ищущих убежище в России.

Результаты дактилоскопии регистрируются и вносятся сотрудником службы в компьютер, куда обратился для подачи ходатайства человек. Полученная информация необходима для внесения гражданина другой страны в специальную базу данных.

После дактилоскопии человека отправляют на анкетирование и собеседование, которое проводится в индивидуальном порядке. Опрос включает в себя выяснение обстоятельств у просителя, которые заставили его искать политическое убежище в РФ. (скачать опросный лист)

А также собираются следующие данные:

  • Информация о самом заявителе и его семье.
  • Месте, где ранее жил человек.
  • Сведения по документам.
  • Обстоятельства въезда в Российскую Федерацию.
  • Получения или попыток получить гуманитарные статусы в других государствах мира.

Ответы вносятся в анкету, форма которой утверждена на законодательном уровне. Следом иностранец должен пройти опрос, результаты которого записываются в опросный лист.

Органы, принимающие документы

  • Миграционный отдел, который расположен по месту пребывания иностранцев. Это могут быть управления, занимающиеся вопросами миграции в том или ином населенном пункте при УМВД. Сотрудники таких организаций уполномочены принять документы от заявителя и отправить бумаги на дальнейшее рассмотрение.

Вывеска миграционного отдела при УМВД

Главное управление по вопросам миграции МВД России. (ГУВМ МВД России)

Многие заявители пытаются уточнить при подаче бумаг, сколько времени занимает процедура рассмотрения документов и удовлетворения или отклонения ходатайства. На законодательном уровне не установлены конкретные сроки рассмотрения прошений от иностранцев. Есть несколько важных сроков, на которые нужно обратить внимание:

  • Территориальные органы УМВД обязаны рассмотреть документы в течение пяти дней и решить, передавать или нет их дальше.
  • Министерства и другие учреждения обязаны выдать заключения по иностранцу не позже одного месяца.
  • Комиссия, которая занимается вопросами гражданства при Президенте РФ, и сам глава государства изучают прошения столько, сколько нужно. Сроки законом не оговариваются и не регламентируются.

Лица без гражданства, как и беженцы, обязаны в течение семи дней с момента въезда в страну или обстоятельств, мешающих вернуться на родину, встать на учет в территориальное отделение УМВД.

Положительные результаты

Заявители на политическое убежище уведомляются органами, занимающимися вопросами миграции, о принятии их прошения. Сделать это сотрудники учреждения обязаны в течение семи дней после выхода Указа Президента. Вместе с иностранцем временное убежище получают члены его семьи, если согласны на переезд в РФ.

Граждане другой страны должны получить свидетельство, подтверждающее факт предоставления политубежища. На завершающем этапе территориальное отделение УМВД обязано оформить иностранцу и членам его семьи вид на жительство.

Вид на жительство в России

Как только человек получает от миграционной службы свидетельство о временном убежище, его национальный паспорт забирают и хранят в органе исполнительной власти, который расположен по месту проживания беженца.

Лица, получившие политубежище, могут устраиваться на работу, учиться, обращаться за медицинской помощью, заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в государственных программах. При этом обязаны придерживаться правил проживания в России, не нарушать законодательство, не угрожать общественному и государственному строю.

Также читайте статью “Прием на работу украинцев со статусом временного убежища” на нашем сайте пройдя по данной ссылке.

При наличии свидетельства о предоставлении политического убежища иностранец и члены его семьи обязаны оповещать органы миграции о любых переменах в своей жизни. Это касается изменения фамилии, места жительства, получения гражданства РФ.

Получен отказ, что делать?

Когда гражданин другого государства не получает желаемого ответа, то должен либо выехать с территории страны, либо урегулировать свое пребывание в России, согласно законодательству. В зависимости от того, к какой категории просителей относится человек, такой и будет порядок пребывания в Российской Федерации.

Также читайте статью “Депортация украинцев из России” пройдя по данной ссылке.

Сколько действует статус?

Человек получает временное убежище сроком на один год. Потом вынужденные мигранты имеют право подать ходатайство повторно, если считают, что в родной стране им будут угрожать преследования. Или там конфликт, который будет угрожать их жизни.

Подробнее читайте статью “Продление временного убежища в России” на нашем сайте пройдя по данной ссылке.

Могут ли украинцы пользоваться временным убежищем?

В последние несколько лет участились случаи обращения граждан Украины и Беларуси в органы миграции РФ с просьбой не просто поставить на миграционный учет, а предоставить убежище.

Для украинцев в 2021 году предусмотрен общий порядок оформления ходатайства на политическое убежище, а в дальнейшем предоставления российского гражданства. В первую очередь, украинцы, въехавшие в РФ со стороны своего государства или третьей страны, должны иметь 100 % доказательства и мотивы смены места жительства.

Сразу же после приезда гражданам следует обратиться в миграционную службу, которая находится там, где иностранцы остановились. Ее сотрудник объяснит, какие документы нужно собрать, в какие сроки происходит оформление убежища, когда ответы положительные и отрицательные.

Украинцы проходят стандартную процедуру получения убежища в России. Часто бывает так, что каких-то документов у лиц без гражданства или вынужденных мигрантов нет. В этом случае процесс затянется, но не становится поводом не подавать ходатайство или сдавать отпечатки пальцев.

У граждан Украины, как и у других иностранцев, есть право получить не политическое убежище, а статус беженца. Все зависит от причин миграции в Россию. Если свидетельство о временном убежище действует всего один год, то удостоверение беженца — три.

И в первом, и во втором случае граждане Украины могут подавать бумаги на продление статуса.

В Российской Федерации действует как национальное законодательство по защите граждан других стран, которые обращаются к российским властям с просьбой о политическом убежище, так и международные акты. Законодательная база и четкая процедура сокращают ожидание иностранцев и создают для них условия личной защиты, возможности жизни в России.

От заявителей требуется строго соблюдать все процедурные моменты, вовремя отмечаться в миграционной службе, сообщать об изменениях в работе, личных данных. Если заявители нарушают правила или процесс того, как получить политическое убежище в России, то этот статус могут аннулировать и попросить выехать из РФ.

В особо тяжелых ситуациях, когда человек нарушает криминальное или уголовное законодательство, его арестовывают и судят по законам РФ.

Кто и как может получить политическое убежище в России

Наряду с иными гуманитарными статусами, которые могут получить иностранцы на территории РФ, в силу ограниченного круга причин им также может быть предоставлено политическое убежище. Как и в других случаях, оно предоставляется по результатам обращения субъекта и является основанием для законного пребывания на территории России. Вместе с этим порядок получения политического убежища, в контексте ограниченного перечня оснований, сложен.

Понятие политического убежища

По сути, политическое убежище – это закрепленный Конституцией статус иностранного гражданина или апатрида, обладатель которого имеет законное право на въезд и пребывание на территории России.

Право искать укрытия на территории других стран в силу преследования закреплено за каждым человеком в ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, поэтому право просить политического убежища дается иностранцам большинством конституций стран мира.

Нужно понимать, что такое политическое убежище в России является гарантией для иностранца в том, что его не выдадут властям страны гражданской принадлежности или пребывания (если он апатрид), даже если та запросила экстрадицию.

Отказ в экстрадиции в силу такого статуса в трактовке ООН не может рассматриваться как недружелюбный акт. Однако вместе с этим на обладателя статуса возлагается перечень обязанностей, выполнять которые он обязано беспрекословно: в противном случае это чревато утратой предоставленного убежища.

Понятие политического убежища следует отличать от понятий временного убежища и статуса беженцев. В то время как последние два могут быть предоставлены в силу обоснованной угрозы преследования по этническим, национальным, языковым, расовым и иным мотивам или же в результате гуманных побуждений, первое затрагивает исключительно политические мотивы и общественную деятельность.

Законодательная база

Правовое регулирование предоставления политического убежища на территории России осуществляется как российскими, так и международными нормативно-правовыми актами. Центральным документом, определяющим правовой статус политического убежища, является Всеобщая декларация прав человека. Наряду с ней стоит рассматривать Декларацию о территориальном убежище, принятую Генассамблеей ООН от 14.12.1967. Она закрепляет международное право на политическое убежище в РФ и других странах-членах ООН, определяет основные принципы его предоставления, порядок определения оснований для наделения статусом, правовой статус лиц, которые обращаются за убежищем, и иные общепринятые членами ООН положения.

Нормативы, изложенные в международных нормативных документах, нашли отражение и в российском законодательстве. Так, институт политического убежища в РФ изначально закреплен в ст. 63 Конституции, которая допускает его предоставление в России по общепринятым международным нормам и исключает возможность экстрадиции лиц, которые его получили. Конкретный порядок предоставления статуса урегулирован Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Оно рассматривает порядок рассмотрения ходатайств, порядок исполнения принятых решений, основания для утраты и лишения статуса, сроки.

Кроме того, нельзя исключать и Административный регламент, утвержденный приказом ФМС № 451 от 05.12.2007, который пошагово определяет порядок предоставления политического убежища и является внутренним нормативным актом миграционных органов.

Обратим внимание, что еще в 2015 году ФМС разработала проект ФЗ о политическом убежище. Данным документом предлагалось собрать воедино и упорядочить основания и порядок предоставления гуманитарных статусов, регламентировать порядок создания центров временного размещения, закрепить единым документом права и обязанности лиц, находящихся в поисках укрытия на территории РФ, а также такие новеллы, как «очевидно необоснованное заявление о предоставлении убежища» и «заявление, носящее характер злоупотребления». Однако по прошествии двух лет документ так и не был принят.

Лица, претендующие на политическое убежище

Основания для предоставления политического убежища закреплены нормами п. 2 Положения, утвержденного указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Согласно ему, убежище может быть предоставлено иностранцу или апатриду, который ищет укрытия за пределами страны своей принадлежности или пребывания в силу преследования или обоснованной угрозы стать жертвой преследования, которое обусловлено общественно-политической деятельностью и убеждениями.

При этом политическое убежище может быть предоставлено лицу, преследуемому лишь за те убеждения и общественные позиции, которые не противоречат демократическим принципам, и лишь в том случае, если преследование прямо направлено на это лицо, то есть не имеет массового характера.

Обратим внимание, что убежище предоставляется всем членам семьи лица, которое получает укрытие, если они согласны с поданным им прошением. Согласие от малолетних лиц не требуется.

Кому не предоставят убежище

Пунктом 5 Положения определен перечень лиц, которым право политического беженца не может быть предоставлено. В число таких субъектов входят лица:

  • преследуемые за деяния, квалифицируемые в РФ как преступление или противоречащие принципам ООН;
  • привлекаемые или привлеченные к уголовной ответственности на территории РФ;
  • прибывшие в РФ с территории страны, в которой им не грозят преследования;
  • прибывшие в РФ из страны, имеющей развитые демократические институты;
  • прибывшие в РФ из стран, с которыми у РФ безвизовый режим;
  • предоставившие неправдивые сведения;
  • имеющие гражданство третьей страны, где это лицо не преследуется;
  • не желающие вернуться в свою страну по экономическим, продовольственным и иным причинам, не связанным с политическими преследованиями.

Права и обязанности лиц, получивших убежище

Согласно п. 4 Положения, лица, получившие в РФ политическое убежище, обладают теми же правами и обязанностями, что и россияне, за исключением ограничений, установленных для иностранцев и апатридов на территории РФ в силу их правового положения. Такие исключения, в частности, касаются избирательных прав, занятия конкретных государственных должностей, отдельные ограничения в праве собственности, касающиеся владения землей.

Порядок предоставления политического убежища

Порядок предоставления политического убежища Российской Федерацией определен Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997, а также Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС № 451 от 05.12.2007. Указанные нормативные акты предусматривают поэтапное прохождение установленных законом процедур, включающих в себя обращение в миграционные органы и подачу ходатайства, анкетирование и собеседование, прохождение медосмотра и дактилоскопической экспертизы .

Куда следует обращаться

Чтоб определить, кто в России решает вопрос о предоставлении политического убежища, необходимо обратиться к разделу II Положения, утвержденного указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Согласно п. 8 Положения и п. 25 Административного регламента, иностранцы, желающие получить указанный статус, обращаются в территориальный миграционный орган по месту своего пребывания. В субъектах федерации это управления по вопросам миграции УМВД в областях и подконтрольные им территориальные подразделения. Однако данный орган проводит лишь первичные процедуры и принимает решение о принятии обращения лица к рассмотрению.

В дальнейшем, в соответствии с пп. 36, 37 Административного регламента, решение вопросов предоставления политического убежища осуществляет Главное управление по вопросам миграции МВД, куда материалы направляются территориальными подразделениями.

ГУВМ рассматривает обращения и запрашивает заключения по этому вопросу в Министерстве иностранных дел, Министерстве внутренних дел и Федеральной службе безопасности. Заключение ГУВМ основывается на заключениях других органов и представленных заявителем материалах.

В случае положительного заключения все необходимые документы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте. Согласно п. 11 Положения, комиссия рассматривает все поступившие материалы, вносит свои предложения и передает их Президенту РФ, ведь предоставление политического убежища в РФ относится к компетенции именно Президента. Все дальнейшие решения принимаются именно им, а предоставление убежища фиксируется указом Президента.

Обратим внимание, что конкретные сроки рассмотрения законом не предусмотрены, однако территориальные органы УВМ должен принять решение и передать обращение в течение 5 дней, а ГУВМ, ФСБ, МВД и МИД дают свои заключения на протяжении месяца. Сроки рассмотрения вопроса Комиссией при Президенте и самим Президентом законом не регламентированы.

Как подается ходатайство

То, как попросить политического убежища в РФ, определено в п. 8 Положения и п. 25 Административного регламента. Согласно им, иностранцы и апатриды, желающие получить политическое убежище, обращаются в вышеуказанные органы посредством подачи ходатайства.

Указанное ходатайство не может быть подано в свободной форме или форме электронного документа – требуемая форма определена Приложением №1 к Административному регламенту. В документе указываются анкетные данные, данные о гражданстве и личных документах, данные о членах семьи и их отношении к ходатайству, а также собственно просьба предоставить политическое убежище.

Как установлено п. 22 Административного регламента, заполнение формы осуществляется на русском языке, поэтому, если заявитель не может заполнить его самостоятельно, оно заполняется компетентным сотрудником миграционных органов. Документ подается на имя Президента РФ лично самим заявителем.

Сроки подачи ходатайства

Согласно п.п. 19, 25 Административного регламента и п. 8 Положения, ходатайство подается иностранцами и апатридами в течение недели с момента прибытия в РФ или возникновения обстоятельств, которые препятствуют выезду в страну принадлежности. Однако каких-либо санкций за нарушение этого срока указанными НПА не предусмотрено.

Пакет документов

Лица, желающие получить политическое убежище в России, согласно п. 14 Административного регламента, при подаче ходатайства обязаны предоставить:

  • паспорт иностранного государства либо иной документ, удостоверяющий личность ;
  • документ, удостоверяющий личность апатрида, или РВП , или ВНЖ , полученные в РФ;
  • две личные фотографии.

Фотографирование при наличии технической возможности может производиться непосредственно в миграционных органах.

Отсутствие документов, удостоверяющих личность, не является основанием для отказа в приеме ходатайства. В таком случае заявитель объясняет причину отсутствия документов и подтверждает свою личность иными способами, в том числе свидетельскими показаниями.

Обратим внимание, что согласно п. 26 Административного регламента, заявитель вправе представить компетентным органам любые другие документы, которыми он обоснует свое прошение предоставить убежище.

Дактилоскопическая экспертиза

Согласно п. 31 Административного регламента, после подачи ходатайства заявитель подлежит обязательной дактилоскопической регистрации, которая заключается в предоставлении отпечатков пальцев. Указанная регистрация проводится сотрудниками миграционных органов по месту подачи ходатайства.

Опрос и собеседование

Кроме прочего, схема предоставления политического убежища в РФ предусматривает проведение анкетирования и индивидуального собеседования с заявителем. Опрос с заполнением анкеты, согласно п. 27 Административного регламента, проводится сразу после подачи ходатайства.

Анкета является составной частью ходатайства – в ней отображаются:

  • обстоятельства, которые породили мотивы для обращения;
  • автобиографические сведения, касающиеся самого заявителя и членов его семьи;
  • прежние места проживания;
  • данные о документах лица; обстоятельства въезда на территорию РФ;
  • факты представления гуманитарных статусов другими государствами.

Анкета должна соответствовать форме, установленной Приложением №1 к ходатайству, утвержденному Административным регламентом.

После заполнения анкеты и перерыва проводится индивидуальное собеседование, результаты которого фиксируются в опросном листе. В нем, в частности, отражаются вопросы, касающиеся мотивов обращения заявителя, а также ответы на эти вопросы. Опросный лист должен соответствовать форме, установленной Приложением № 2 к ходатайству, утвержденному Административным регламентом.

Свидетельство

По результату рассмотрения ходатайства в территориальных управлениях УВМ, ГУВМ, МИД, МВД, ФСБ, Комиссии по вопросам гражданства и Президентом выносится решение, в результате которого президент подписывает соответствующий указ о предоставлении убежища или отклоняет ходатайство.

В случае предоставления статуса, согласно п. 39 Административного регламента, лицу выдается свидетельство о предоставлении политического убежища. Оно заполняется в соответствии с требованиями регламента по форме, установленной Приложением № 5 к Административному регламенту.

Срок действия статуса

Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление убежища, не регламентируют сроков действия данного статуса. В силу этого логично предположить, что политическое убежище в России для граждан Украины и других стран предоставляется бессрочно – до появления обстоятельств, свидетельствующих об устранении причин его предоставления.

Что делать после получения убежища

Как уже сказано, лица, которым предоставлено политическое убежище, обладают равными с россиянами правами, за исключением ограничений, предусмотренных российским законодательством для иностранцев и апатридов. Таким образом, имеющие данный статус лица наделены правом на:

  • трудоустройство ,
  • получение образования,
  • реализацию своих предпринимательских способностей ,
  • получение медицинской помощи,
  • участие в государственных программах,

иными правами, необходимыми для полноценного обустройства и обеспечения жизнедеятельности на территории РФ.

Утрата и лишение статуса

Основания для утраты убежища установлены нормами п. 6 Положения и п. 41 Административного регламента. Согласно им, иностранец утрачивает статус, если:

  • вернулся в страну принадлежности или пребывания;
  • выехал для постоянного проживания в третью страну;
  • добровольно отказался от статуса;
  • приобрел гражданство РФ или другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией при Президенте РФ на основании представления ГУВМ и заключения МИД и ФСБ.

Кроме того, лицо может быть лишено статуса принудительно, если:

  • этого требует государственная безопасность;
  • лицо занимается деятельностью, противоречащей принципам ООН;
  • лицо совершило преступление и осуждено за это.

Лишение статуса оформляется указом Президента РФ.

Самые простые способы получения российского гражданства: Видео

Как получить политическое убежище в России в 2021 году

Помимо статуса временного убежища, беженства и вынужденного переселения, в России действует такой гуманитарный статус как политическое убежище. Лицо, оформившее данный статус, как и в прочих случаях, может находиться на территории страны легально. Из данной статьи вы узнаете, что такое политическое убежище, кто может на него претендовать, кто не имеет на него права, какими правами обладает получатель статуса политического убежища, как получить политическое убежище в России, куда обращаться, какие понадобятся документы и процедуры, как долго действует статус.

Что понимается под политическим убежищем

Важно! Каждый человек имеет право на поиск убежища на территории иностранных государств в случае преследования его в стране постоянного пребывания. Такое право закреплено за гражданами статьей 14 Всеобщей декларации прав человека.

Политическое убежище – статус иностранца/апатрида на территории иностранного государства, который установлен Конституцией и предполагает возможность легального пребывания в России. При этом исключается экстрадиция иностранца властям его родной страны, даже если поступит запрос на его выдачу. ООН предупреждает, что отказ в выдаче иностранца/апатрида, получившего политическое убежище, не может рассматриваться как провокация или недружелюбный акт.

Политическое убежище может быть предоставлено только в том случае, если человек преследуется на Родине за участие в какой-либо общественной деятельности или в силу политическим мотивов.

Как получить политическое убежище в России – кто имеет право на политическое убежище

Важно! Если заявителю будет одобрено прошение о предоставлении политического убежища, правом на пребывание в России будут наделены также все члены его семьи, причем согласия на проживание в РФ малолетних не требуется.

Чтобы ходатайство о предоставлении политического убежища было удовлетворено, заявитель должен отвечать всем перечисленным ниже требованиям:

  1. Он должен являться иностранным гражданином или апатридом.
  2. Он должен находиться в поисках убежища вне территории страны постоянного пребывания или своей принадлежности из-за реальной угрозы или преследований.
  3. Ему должна угрожать опасность в силу того, что он занимается определенной политической деятельностью или обладает нетрадиционными политическими убеждениями.
  4. Его деятельность и убеждения не идут вразрез с демократическими принципами.
  5. Преследование ведется в отношении только его самого или его и семьи, но не имеет массового характера.

По каким причинам может быть отказано в предоставлении политического убежища

Прошение о предоставлении права на пребывание в России на основании политического убежища будет отклонено, если:

  • заявитель не хочет возвращаться в страну своей принадлежности по каким-либо причинам, не связанным с политическими гонениями;
  • у иностранца оформлено гражданство третьей страны, куда он мог бы уехать;
  • иностранное лицо в попытке заполучить статус предоставил о себе ложные сведения;
  • иностранец приехал в Россию из страны, с которой у РФ заключено соглашение о безвизовом въезде;
  • заявитель прибыл из страны, с которой у России различные демократические институты;
  • не имеется никакой реальной угрозы в стране принадлежности;
  • лицо привлекалось (или расследование ведется в настоящий момент) к уголовной ответственности в России;
  • заявитель претерпевает гонения из-за поступков, которые в России рассматриваются как преступления (или если деяния противоречат принципам ООН).

Как получить политическое убежище в России – куда обращаться

Как и во всех иных случаях, связанных с узакониванием гуманитарного статуса в России, иностранцы и апатриды, желающие получить в РФ политическое убежище, должны подавать прошение в территориальных отделения Министерства внутренних дел – ГУВМ МВД. Данный орган власти уполномочен на первичное рассмотрение прошения, на помощь в составлении ходатайства и на принятие решения о принятии заявления к изучению.

Далее, если ходатайство было принято, дело передается на рассмотрение Главного управления по вопросам миграции МВД. Заключение по делу запрашивается у Министерства иностранных дел (МИД), также участие в принятии решения принимает Федеральная служба безопасности. В итоге результаты изучения материалов направляются обратно в Главное управление Министерства внутренних дел, где составляется заключение по делу.

Если решено было удовлетворить прошение иностранца, бумаги передаются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Последней инстанцией в рассмотрении вопроса становится сам Президент РФ – глава государства издает Указ.

Как получить политическое убежище в России – подача ходатайства

Важно! Ходатайство о предоставлении политического убежища пишется на русском языке. Документ составляется на имя Президента РФ.

Ходатайство о предоставлении политического убежища должно быть составлено по унифицированной форме (см. Приложение №1 к Административному регламенту). В частности, в документе в обязательном порядке должны быть сообщены личные данные о заявителе, сведения о гражданской принадлежности, номера документов, информация о членах семьи и наличии их согласия на проживание в России.

Позаботиться о подаче ходатайства необходимо в течение 7 дней после пересечения границы России или обнаружения препятствий к выезду в страну принадлежности. При себе необходимо иметь:

  • удостоверение личности (общегражданский паспорт, загранпаспорт, ID-карта и т.д.);
  • разрешение на временное проживание или вид на жительство (для апатридов);
  • 2 фото (если фотографий нет, их можно сделать прямо в отделении ГУВМ МВД).

По месту подачи прошения будет также проведена дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев). Будет также проведен индивидуальный опрос, по итогам которого сотрудник ГУВМ МВД заполнит опросный лист и анкету.

Какими правами обладают носители статуса политического убежища

Важно! Свидетельство о предоставлении политического убежища предоставляется на бессрочной основе – прекратить действие статуса можно, когда не будет причин для пребывания под защитой РФ.

Обладатели свидетельства о предоставлении политического убежища наделены следующими правами:

  • правом на участие в гос. программах;
  • правом на обращение в поликлиники за бесплатной помощью квалифицированных врачей;
  • правом на открытие собственного дела;
  • правом на обучение в российских ВУЗах;
  • правом на поиск работы и заключение трудового договора.

Экспертное мнение к вопросу о том, почему иностранец может лишиться статуса политического убежища

Сотрудники Комиссии по вопросам гражданства при Президенте решают вопрос о лишении человека политического убежища на основании заключения ГУВМ МВД, МИД и ФСБ. Утрата статуса последует после выявления следующих обстоятельств:

  • выдворения из страны иностранца требует гос. безопасность;
  • иностранец занимается деятельностью, которая противоречит принципам ООН;
  • иностранец совершил уголовное преступление и был осужден;
  • заявитель уехал обратно в родную страну по собственному желанию;
  • иностранец решил уехать на ПМЖ в третью страну;
  • иностранный гражданин сам заявил о своем желании отказаться от политического убежища;
  • иностранец вступил в гражданство РФ или гражданство третьей страны.

Законодательные акты по теме

ст. 14 Всеобщей декларации прав человека О правовом статусе политического убежища
Декларация о территориальном убежище (принята в Генассамблее ООН от 14.12.1967) Закрепление прав на политическое убежище в РФ и иных странах-членах ООН
ст. 63 Конституции РФ О предоставлении политического убежища на территории России
Указ Президента РФ от 21.07.1997 № 746 Порядок предоставления заявителям статуса политического убежища
Приказ ФМС от 05.12.2007 № 451 Порядок предоставления политического убежища с точки зрения оформления документов миграционной службой

Типичные ошибки

Ошибка: Иностранец не стал подавать ходатайство о предоставлении политического убежища, поскольку у него не было документов, удостоверяющих его личность.

Комментарий: Отсутствие документов у заявителя не является основанием для отказа в предоставлении политического убежища – личность иностранца будет установлена путем отправки запросов в компетентные органы сотрудником МВД.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить политическое убежище в России

Вопрос №1: Какими правами на территории России обладает иностранец или апатрид, получивший политическое убежище?

Ответ: Лицо, получившее в России политическое убежище, наделено теми же правами, что и граждане страны. Исключением являются лишь права, которыми невозможно наделить иностранцев и апатридов в силу их правового положения – им нельзя выдвигать себя на руководящие должности в государственных учреждениях, голосовать на выборах, производить некоторые процедуры, связанные с владением земельными участками.

Вопрос №2: Какие установлены сроки рассмотрения ходатайства о предоствлении политического убежища?

Ответ: Конкретные сроки не установлены в силу того, что Комиссия по вопросам гражданства РФ при Президенте и сам Глава государства не ограничены во времени. Что касается ГУВМ МВД, ФСБ, МВД и МИД, то они обязаны дать заключение не позднее чем через месяц после направления им материалов дела. Органы УВМ передают документы упомянутым органам в течение 5 дней после получения ходатайства от иностранца.

Федеральный закон от 24.02.2021 г. № 22-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства

Принят Государственной Думой 9 февраля 2021 года

Одобрен Советом Федерации 17 февраля 2021 года

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2003, № 46, ст. 4437; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 30, ст. 3286; 2007, № 2, ст. 361; № 49, ст. 6071; № 50, ст. 6241; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616; 2009, № 19, ст. 2283; № 23, ст. 2760; № 26, ст. 3125; 2010, № 21, ст. 2524; № 30, ст. 4011; № 31, ст. 4196; № 40, ст. 4969; № 52, ст. 7000; 2011, № 1, ст. 29; № 13, ст. 1689; № 17, ст. 2321; № 27, ст. 3880; № 49, ст. 7043, 7061; № 50, ст. 7342, 7352; 2012, № 31, ст. 4322; № 47, ст. 6396, 6397; № 50, ст. 6967; № 53, ст. 7640, 7645; 2013, № 19, ст. 2309, 2310; № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3461, 3470, 3477; № 30, ст. 4036, 4037, 4057, 4081; № 52, ст. 6949, 6951, 6954, 6955; 2014, № 16, ст. 1828, 1830, 1831; № 19, ст. 2311, 2332; № 26, ст. 3370; № 30, ст. 4231, 4233; № 48, ст. 6638, 6659; № 49, ст. 6918; № 52, ст. 7557; 2015, № 1, ст. 61, 72; № 10, ст. 1426; № 21, ст. 2984; № 27, ст. 3951, 3990, 3993; № 29, ст. 4339, 4356; № 48, ст. 6709; 2016, № 1, ст. 58, 85, 86; № 18, ст. 2505; 2017, № 11, ст. 1537; № 17, ст. 2459; № 24, ст. 3480; № 31, ст. 4765, 4792; № 50, ст. 7564; 2018, № 1, ст. 77, 82; № 27, ст. 3951; № 30, ст. 4537; № 53, ст. 8433, 8454; 2019, № 18, ст. 2224; № 23, ст. 2904; № 25, ст. 3164, 3165; № 30, ст. 4134; № 31, ст. 4416; № 52, ст. 7821; 2020, № 6, ст. 595; № 9, ст. 1122; № 15, ст. 2242; № 17, ст. 2713; № 31, ст. 5027, 5064; № 42, ст. 6516; № 50, ст. 8057; 2021, № 1, ст. 56) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 2:

а) дополнить новым абзацем седьмым следующего содержания:

“временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации – документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации не может быть выдано в форме электронного документа;”;

б) абзацы седьмой – девятый считать соответственно абзацами восьмым – десятым;

в) абзац десятый считать абзацем одиннадцатым и изложить его в следующей редакции:

“временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;”;

г) абзацы одиннадцатый – двадцатый считать соответственно абзацами двенадцатым – двадцать первым;

2) пункт 1 статьи 5 дополнить абзацем следующего содержания:

“Срок временного пребывания в Российской Федерации лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, определяется сроком действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, лица, ходатайствующего о признании беженцем, – сроком действия свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, беженца – сроком действия удостоверения беженца, лица, получившего временное убежище, – сроком действия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.”;

3) дополнить статьей 52 следующего содержания:

“Статья 52. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации

1. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из Российской Федерации при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии (далее – государство, готовое принять лицо без гражданства).

2. Заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, заявление о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации подаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после завершения процедуры установления личности лица без гражданства в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона.

Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства в течение десяти рабочих дней со дня подачи им заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или заявления о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

Направление лицом, содержащимся в специальном учреждении, заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и выдача временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации такому лицу осуществляются через администрацию специального учреждения.

3. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации выдается лицу без гражданства на десять лет.

В случае истечения срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, изменения лицом без гражданства фамилии, имени, отчества (последнее – при наличии), сведений о дате (число, месяц, год) и (или) месте рождения либо непригодности временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин, обнаружения неточности либо ошибки в произведенных во временном удостоверении личности лица без гражданства в Российской Федерации записях ранее выданное временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации подлежит замене.

Лицо без гражданства не позднее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия имеющегося у него временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации обязано обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с заявлением о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, а при наличии иных условий, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, в течение тридцати дней со дня их наступления.

4. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), написанные буквами русского алфавита, дату и место рождения, пол, соответствующую запись о том, что владелец является лицом без гражданства, срок действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, фотографию владельца временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, наименование территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавшего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.

5. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации лицу без гражданства не выдается, а ранее выданное ему временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации аннулируется при установлении факта сообщения лицом без гражданства заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов при подаче заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, либо в случае, если указанное лицо без гражданства имеет либо получило разрешение на временное проживание или вид на жительство.

При аннулировании временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства или в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, данному лицу в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона выдается справка для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации, а в случае аннулирования временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением факта сообщения лицом без гражданства заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов в отношении данного лица проводится процедура установления личности иностранного гражданина, предусмотренная статьей 101 настоящего Федерального закона.

При аннулировании временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган уведомляет об этом в течение трех рабочих дней уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, вынесший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и (или) решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

В случае, если временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации аннулировано в связи с установлением наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо в связи с установлением государства, готового принять лицо без гражданства, данное лицо обязано выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати календарных дней. Иностранный гражданин, не исполнивший такой обязанности, подлежит привлечению к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Лица, указанные в настоящей статье, не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей данными лицами заявления об установлении личности, предусмотренного статьей 101 настоящего Федерального закона, или заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

7. Форма и описание бланка временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, являющегося бланком строгой отчетности, порядок выдачи, замены, аннулирования временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, форма заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации и форма заявления о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

8. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет об этом с приложением копии такого решения орган прокуратуры в целях опротестования постановления суда об административном выдворении за пределы Российской Федерации, а также территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов, и должностных лиц.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение о депортации, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет об этом с приложением копии такого решения федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган, принявший решение о депортации данного лица, в целях отмены решения о депортации.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче лицу, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения уведомляет об этом с приложением копии соответствующего решения федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, принявший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в целях отмены соответствующего решения.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или решение о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации лицу, в отношении которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или решения о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации уведомляет об этом с приложением копии соответствующего решения федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в целях приостановления действия соответствующего решения или продления приостановления действия соответствующего решения.”;

4) статью 6 дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано лицу без гражданства, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.”;

а) пункт 12 после слов “в Российской Федерации” дополнить словами “, в том числе в случае приостановления действия такого решения,”;

б) дополнить пунктом 21 следующего содержания:

“21. В случае аннулирования ранее выданного лицу без гражданства разрешения на временное проживание данному лицу выдается временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 52 настоящего Федерального закона.”;

а) пункт 2 после слов “в Российской Федерации” дополнить словами “, в том числе в случае приостановления действия такого решения,”;

б) дополнить пунктом 82 следующего содержания:

“82. В случае аннулирования ранее выданного лицу без гражданства вида на жительство данному лицу выдается временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 52 настоящего Федерального закона.”;

7) пункт 2 статьи 10 дополнить подпунктом 21 следующего содержания:

“21) временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации;”;

а) пункт 3 после слова “формы” дополнить словами “с фотографией”;

б) пункт 4 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

“5) направлять запросы в дипломатические представительства или консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, международные организации.”;

в) пункт 12 изложить в следующей редакции:

“12. По результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об установлении личности иностранного гражданина вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления этого заключения.

Иностранному гражданину, не имеющему действительных документов, удостоверяющих личность, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, выдается справка установленной формы с фотографией для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации.

Форма заявления о выдаче справки для следования в дипломатическое представительство иностранного государства в Российской Федерации, форма такой справки и порядок ее выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.”;

дополнить предложением следующего содержания: “В случае непоступления из дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций ответов на запросы территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина может быть однократно продлен по решению руководителя указанного территориального органа, но не более чем на три месяца.”;

дополнить абзацем следующего содержания:

“В случае непоступления ответов в течение времени, на которое продлен срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина, заключение об установлении личности иностранного гражданина выносится на основании данных, имеющихся ко времени истечения этого срока.”;

9) пункт 4 статьи 13 дополнить подпунктом 13 следующ

Предоставление статуса беженца в РФ в 2021 году

В соответствии с целями приезда – туризм, учеба, работа, желание сменить гражданство – иностранцы получают определенный правовой статус. Часть мигрантов покидает родину вынужденно. В таких ситуациях важно знать, как получить статус беженца в РФ, и кто может на него рассчитывать.

Кого считают беженцем

Законодательство Российской Федерации в сфере миграции дифференцирует приезжих в зависимости от причин и целей их прибытия в страну. Правовой статус вынужденных мигрантов определяется в соответствии с ФЗ «О беженцах». Согласно закону, к этой категории относятся:

  • лица, покинувшие страну из-за преследования за политические убеждения или по расовому, национальному, религиозному признаку;
  • лица без гражданства, которые не хотят или не могут вернуться в государство, где до этого проживали, из опасений такого преследования.

Статус беженца в РФ могут получить только мигранты, подвергающиеся угрозам из-за своих взглядов либо принадлежности к определенной этнической группе. Отвечая на вопрос, кто такой беженец, закон исключает из этой категории лиц, уехавших из страны из-за экономической обстановки, природных или техногенных катастроф и т. п. (ст. 2).

Проблема беженцев является глобальной, поэтому вопросы их статуса регулируются, прежде всего, международными конвенциями. Законодательство каждой страны имеет свои нюансы, но в основополагающих моментах должно соответствовать принципам международного права.

Права и обязанности в РФ

Статус беженца в России дает его обладателю возможность жить и работать на новом месте. Для трудоустройства таким лицам не требуется получать патент. Также они могут пользоваться набором социальных услуг, куда входит: медицинское обслуживание, предоставление детям мест в образовательных учреждениях, профессиональная подготовка и переподготовка.

Постоянное пособие для беженцев не предусмотрено, но им предоставляются единовременные подъемные. Также эта категория вправе рассчитывать на пенсию. Обладатели статуса наделяются правом свободно перемещаться по России, пользоваться услугами переводчика, покидать страну и возвращаться обратно.

Если на момент признания беженцем человек находится за пределами РФ, ему и его семье помогут оформить документы на въезд. Также эти люди вправе рассчитывать на содействие в переезде к месту жительства, включая доставку багажа.

Беженцы должны чтить и не нарушать законодательство РФ. При нахождении в местах временного проживания они обязаны придерживаться правил, соблюдать санитарно-гигиенические нормы. При переезде в другой регион необходимо сняться с учета по месту пребывания и не позднее 7 дней зарегистрироваться по новому адресу. Если меняются личные данные либо состав семьи, об этом также надо поставить в известность миграционный орган в течение недели.

Временное убежище или статус беженца

Не все приезжие, даже покинувшие дом вынужденно, получают статус беженца. В этом случае они могут попросить о временном убежище. Таким правом обладают:

  • иностранцы, имеющие законные основания оформить удостоверение беженца, но по каким-либо причинам не желающие этим воспользоваться;
  • лица, которые не могут быть признаны беженцами, но из соображений гуманности не подлежат депортации на родину.

Временное убежище предоставляется максимум на год, после чего документ потребуется продлить. Если в течение этого времени человек покинет Россию, то по возвращении статус придется восстанавливать. Кроме этого, существует понятие временного переселения. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев частично схож.

Вторые имеют право поселиться в центрах временного размещения, получить бесплатное питание и медицинскую помощь. Отличия состоят в том, что статус временного переселенца присваивается гражданину РФ, которого вынудили покинуть иностранное государство или регион проживания в связи с преследованием из-за взглядов (ФЗ от 20.12.1995 №202). Проблемами вынужденных переселенцев, как и беженцев, в РФ занимаются миграционные и социальные службы.

Порядок получения в 2021 году

Процессуальный регламент зафиксирован в ФЗ «О беженцах». В нем описаны основания получения статуса и возможные причины отказа, порядок подачи и рассмотрения ходатайства. Также в нем закреплены обязанности, которые накладывает получение статуса беженца в России, и права этой категории лиц.

Куда необходимо обращаться

Для получения статуса беженца приезжему нужно обратиться в УВМ МВД по месту пребывания. Когда человек еще не покинул другую страну, но намерен сделать это в ближайшее время, он может оформить запрос в Посольство или консульство РФ в государстве исхода. Сообщить о желании получить статус беженца можно и на пограничном пункте при въезде в нашу страну.

Особенности оформления в Москве

Поскольку законы РФ действуют на всей территории страны, процедура оформления статуса беженца в столице аналогична общим правилам. Лицам, интересующимся, как получить статус беженца в Москве, стоит учитывать большую загруженность отделов, занимающихся вопросами в сфере миграции. Из-за этого претендента могут перенаправить в другой регион.

Подача и рассмотрение ходатайства

Документ заполняется на специальном бланке. Граждане, достигшие 18 лет, подают прошение индивидуально, несовершеннолетних детей вписывают в документы родителей. На рассмотрение отводится 3 месяца. До тех пор, пока окончательное решение не вынесено, приезжие получают свидетельство. Оно подтверждает законность их нахождения в стране и дает те же права, что и удостоверение (предоставляется при положительном исходе рассмотрения документов).

Когда поступит отказ

Если по ходатайству было принято отрицательное решение, приезжий должен покинуть Россию в течение месяца после того, как ему об этом сообщат. Если он обжаловал решение и получил отказ, покинуть страну необходимо в течение 3 дней.

Процедура обжалования

У мигранта есть право оспорить отрицательный вердикт миграционных органов. Жалоба подается в вышестоящие инстанции или в суд. Если отказ был получен в письменной форме, срок подачи протеста равен месяцу. Когда человек узнал об этом другим способом, у него есть 90 дней. Пока жалоба рассматривается, все права и обязанности беженца за приезжим и членами его семьи сохраняются.

Необходимые документы

Чтобы оформить удостоверение, беженцу потребуется предъявить:

  • документ, позволяющий удостоверить личность;
  • отрывной талон Б (выезд) миграционной карты;
  • свидетельство о браке и документы на детей – для семейных;
  • иные документы по запросу миграционного ведомства.

Документы на иностранном языке должны иметь нотариально заверенный перевод на русский.

Прохождение медицинского осмотра

После того как ходатайство примут к рассмотрению и выдадут приезжему свидетельство, ему потребуется пройти медобследование. В него включаются и лабораторные анализы, в том числе на ВИЧ. Проводят осмотр бесплатно.

Заполнение анкеты и опросного листа

Анкета и опросный лист заполняются человеком лично или в его присутствии. Поскольку для беженцев владение русским языком не является обязательным требованием, им в случае необходимости бесплатно предоставляют переводчика.

В анкету вносятся личные данные приезжего. Опросный лист заполняется по результатам собеседования. В нем указывают причины, по которым мигрант оказался вынужденным покинуть страну. Расписать их надо как можно подробнее. Электронная подача документов не допускается, все заполняется и передается лично.

Получение удостоверения беженца

Сотрудники ведомства, занимающегося вопросами миграции, проверяют документы заявителя и выносят решение о выдаче удостоверения беженца. На это отводится срок в 3 месяца, в случае необходимости его могут продлить на такой же период. Документ представляет собой книжечку, изготовленную на специальной бумаге. В ней содержится информация о личных данных человека и его несовершеннолетних детях. Также в документе указывают сведения об органе, выдавшем его, номер дела и срок действия.

Удостоверение беженца выдается на три года, в случае необходимости допускается продление. Каждый взрослый член семьи получает его индивидуально. Дети вписываются в документ законных представителей. Если таковых не оказалось, их могут записать в удостоверение взрослого человека, согласного взять такую ответственность. Когда и это невозможно, дети получают собственный документ.

Проездной документ беженца является аналогом загранпаспорта. Он дает возможность беспрепятственно выехать из России в любое государство, кроме того, откуда человек прибыл, и вернуться обратно. Выдают его по заявлению на основании удостоверения беженца. Срок действия составляет 2 года. Но если мигрант собирается проживать в другой стране, проездной утратит силу через 3 месяца.

Сдача национальных документов

После того, как человеку присвоен статус беженца, он сдает свой паспорт в ГУВМ МВД РФ. Документ хранится там до тех пор, пока человек не решит вернуться на родину.

Виды господдержки

Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев закреплена законодательно. После подачи заявки на получения статуса приезжие получают возможность разместиться во временном жилье с предоставлением бесплатного питания. Это дает возможность начать поиск работы и наладить быт на новом месте.

Материальная помощь

Регулярные пособия беженцам и вынужденным переселенцам не предусмотрены. Однако они могут рассчитывать на единовременную денежную помощь. Размер выплаты переселенцам зависит от региона и рассчитывается исходя из установленной ежедневной суммы. Также беженцам помогут добраться до места временного размещения и доставить багаж.

Обеспечение жильем

Социальная работа с беженцами включает не только помощь в адаптации в стране-укрытии, но предоставление им крыши над головой с коммунальными удобствами, питание. Квадратные метры выделяются из специального фонда, предназначенного для расселения мигрантов. Выбирать, где проживать, приезжие не могут. Если их не устраивает предложенный вариант, и позволяют средства, они вправе снять помещение самостоятельно. Деньги за съем им возвращать не будут. Бесплатное жилье предоставляется на период оформления документов и поиска работы.

Медицинская помощь

В Москве и других российских городах помощь беженцам включает медицинское обслуживание. После прохождения бесплатного обследования приезжие получают сертификат, дающий право на неотложную врачебную помощь.

Упрощенный порядок оформления для украинцев

Из-за событий, происходящих в последние годы на Украине, сроки рассмотрения документов для граждан этой страны сокращены. Кроме этого, те, кто не имеет возможности или желания возвращаться на родину, наделены правом воспользоваться упрощенной процедурой получения гражданской принадлежности к России по программе, предусматривающей условия возвращения соотечественников на родину. Работа в России для граждан ЛНР и ДНР, имеющих статус беженца или получивших временное убежище, возможна без дополнительных позволительных документов. В остальных случаях потребуется оформление патента или разрешения на работу.

Причины для отказа в предоставлении статуса беженца

ГУВМ МВД РФ откажется предоставить статус беженца в следующих случаях (ст. 5 ФЗ «О гражданстве»):

  • обстоятельство, по которому человек покинул страну, не соответствует требованиям. Например, он уехал по экономическим причинам или из-за стихийного бедствия;
  • приезжий совершил преступление в другой стране и скрывается от закона;
  • заявителя отказалось признать беженцем другое государство, чьи правовые нормы в миграционном законодательстве не противоречат российскому праву;
  • у мигранта есть неисполненные гражданские обязательства: служба в армии, неуплаченные налоги и т. п.;
  • у него уже есть РВП в России;
  • супруг беженца является гражданином РФ;
  • у приезжего есть гражданство другой страны, в которой он может просить защиты;
  • при предоставлении недостоверных сведений о себе или отказе предоставить личную информацию;
  • после прибытия в страну человек долго жил нелегально, не подавая документы в миграционное ведомство. В случае незаконного пересечения границы срок подачи заявления составляет сутки.

Отказ можно обжаловать в суде.

Утрата или лишение

Человек может утратить статус добровольно в результате:

  • оформления гражданской принадлежности к РФ;
  • получения законного права на временное проживание;
  • возвращения на родину или отъезд в третье государство.

Также утрата статуса может произойти при изменении обстоятельств, ставших причиной его присвоения, или в результате лишения. Второе произойдет в случае совершения правонарушения или если выяснится, что для получения удостоверения использовались поддельные документы. Мигранта уведомляют о том, что он больше не является беженцем. На обжалование решения дается 3 дня.

Подводя итоги

Беженцами признаются люди, чье пребывание на родине стало невозможным в силу преследования. По прибытии в другое государство им предоставляется временное жилье, возможность работать и лечиться, отдавать детей в школу и т. д. Все это дает возможность адаптироваться на новом месте и наладить жизнь.

Временное убежище в РФ

Что это такое, кому положено, как оформить?

Иностранный гражданин, нуждающийся в защите от своего государства или от происходящих на территории этого государства событий и обстоятельств, на зависящих от самого гражданина, может попросить такую защиту у РФ. В этом случае ему предоставляется временное убежище в России, либо политическое убежище, либо статус беженца.

Сегодня именно временное убежище является для целого ряда иностранцев наиболее приемлемым выходом из сложившейся ситуации. Оно позволяет мигранту пребывать в России на протяжении длительного времени без оформления ВНЖ или гражданства.

Кто имеет право на получение временного убежища в РФ?

Существует несколько категорий иностранных подданных и лиц без гражданства, имеющих основания воспользоваться данной возможностью. Это:

  • лица, у которых нет причин быть признанными беженцами и при этом их нельзя депортировать из гуманных соображений. Под гуманными соображениями имеются ввиду угроза жизни, здоровью, свободе таких лиц, риск несправедливого наказания в своей стране и тому подобные;
  • лица, которые могут быть признаны беженцами, но по той или иной причине не намерены воспользоваться этой возможностью;
  • граждане Украины, пересекшие границу с РФ в поисках защиты и убежища.

Как получить временное убежище в России?

Иностранцам, имеющим основание для предоставления данного статуса, следует обращаться в территориальное подразделение МВД по работе с мигрантами. Допустимо только личное обращение – онлайн-формат получения временного убежища в настоящее время российским законодательством не предусмотрен.

На первом этапе соискатель заполняет заявление и анкету, в которую вносятся личные данные и те обстоятельства, которые привели заявителя к получению временного убежища.

Сотрудник МВД регистрирует заявление и проводит с претендентом собеседование в форме вопросов и ответов. Полученная информация заносится в опросный лист. После окончания интервью мигрант должен ознакомиться с этим документом и указать на неточности либо согласиться с достоверностью изложенной в нем информации.

Если заявитель не владеет русским языком, ему должен быть предоставлен бесплатный переводчик.

После этого претенденту выдается справка о том, что его заявление находится на рассмотрении. Эта справка узаконивает пребывание лица и несовершеннолетних членов его семьи на территории РФ, а также является основанием для постановки на миграционный учет.

Обратите внимание: оформлять миграционный учет до подачи заявления не обязательно!

После того, как по данному вопросу будет вынесено позитивное решение, соискатель получает свидетельство о предоставлении временного убежища, которое является официальным документом, легитимизирующим пребывание в России. Документ выдается исключительно на руки мигранту.

При получении свидетельства заявитель обязан сдать гражданский паспорт страны, из которой прибыл. Он будет храниться в МВД на протяжении всего времени проживания мигранта в России.

Бланки и образцы заявлений на временное убежище в РФ

Что дает получение временного убежища?

Обладающий данным статусом иностранный подданный, проживая на российской территории, а также его несовершеннолетние дети имеют право:

  • оформить страховой полис ОМС и в дальнейшем получать в его рамках необходимую медицинскую помощь;
  • получить на общих основаниях ИНН и СНИЛС;
  • посещать детский сад, школу, обучаться в других учебных заведениях;
  • пройти бесплатную переквалификацию и воспользоваться помощью Центра занятости в получении работы;
  • трудоустроиться без разрешения на работу или трудового патента;
  • получать материальную помощь в размерах, установленных в регионе проживания;
  • подать заявление на получение вида на жительство, минуя стадию оформления РВП.

Документы, сроки и продление временного убежища

Вместе с заявлением подаются следующие документы:

  • паспорт иностранного гражданина либо иное удостоверение личности;
  • документы, подтверждающие родственные связи с теми членами семьи, которые въехали в страну вместе с заявителем (свидетельства о браке, о рождении);
  • фотографии претендента размером 3х4 в количестве 4 шт;
  • аналогичные фотографии всех несовершеннолетних членов семьи – по 2 шт.

Важно: госпошлина за оформление свидетельства лица, которому предоставлено временное убежище, не взымается.

Сроки рассмотрения прошения о предоставлении иностранным гражданам большинства стран временного убежища составляют 3 месяца. В то же время, для выходцев из Украины этот срок сокращен до 3 дней. Такое решение было принято в связи с большим потоком мигрантов из этой страны после событий 2013-2014 года.

Отрицательное решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном действующим российским законодательством.

Изначально временное убежище предоставляется лицу на срок в 1 год. Такой же срок указывается и в документе, подтверждающем полученный статус.

Продлевать действие свидетельства можно неограниченное количество раз, однако не более, чем на 1 год одномоментно. Для подобных действий необходимо, чтобы изначальная ситуация, которая стала причиной переезда иностранного гражданина в Россию, сохранилась либо усугубилась.

Например, в стране, из которой прибыл мигрант, все еще продолжаются боевые действия, сохраняется высокая вероятность притеснения иностранца и членов его семьи по политическим мотивам, развивается нетерпимость к представителям определенных национальностей и религиозных течений и тому подобные.

Обращаться за продлением срока действия статуса следует не позднее, чем за месяц до окончания действующего. Если этот срок закончится раньше, чем будет принято решение о продлении, всю процедуру получения временного убежища придется проходить заново.

Подается заявление на продление временного убежища там же, где оформлялся статус и выдавалось свидетельство. Госпошлина за пролонгацию действия статуса также не взымается.

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 “Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища” (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746
“Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища”

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г., 7 декабря 2016 г., 19 декабря 2018 г.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 763 “Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 3095).

Президент Российской Федерации

21 июля 1997 года

Положение
о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища
(утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746)

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г., 7 декабря 2016 г., 19 декабря 2018 г.

Настоящее Положение определяет порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

I. Общие положения

1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются – лица) с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Положением.

2. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

3. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

4. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

5. Утратил силу с 19 декабря 2018 г. – Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 6 внесены изменения

6. Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

выезда на жительство в третью страну;

добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

7. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

II. Порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 8 внесены изменения

8. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту своего пребывания с письменным ходатайством. Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Абзац утратил силу с 19 декабря 2018 г. – Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731

Информация об изменениях:

На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации. Справка не может быть выдана в форме электронного документа. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

9. В ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах, указанных в пункте 2 настоящего Положения, а также необходимые автобиографические сведения.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 10 изложен в новой редакции

10. Министерство внутренних дел Российской Федерации рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

11. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 12 внесены изменения

12. Срок рассмотрения ходатайств в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

III. Порядок исполнения указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища

13. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 14 внесены изменения

14. Министерство внутренних дел Российской Федерации в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 12 июля 2012 г. N 978 в пункт 15 настоящего Положения внесены изменения

15. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Свидетельство не может быть выдано в форме электронного документа.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 16 изложен в новой редакции

16. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, вид на жительство.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 17 изложен в новой редакции

17. Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Читайте также:
Гражданство РФ: как получить, процедура и порядок получения российского гражданства
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: