Нелегальная миграция в мире в 2022 году: причины и последствия. Чем грозит незаконное проживание на территории иностранного государства

Об изменениях для мигрантов в 2022 году рассказали в МВД РФ

С началом октября сроки «путинской амнистии» для мигрантов, оставшихся в России во время пандемии, закончились и люди переживают что будет с ними уже в ближайшее время. По закону МВД должно заняться депортацией всех, кто не решил вопрос статуса пребывания в России, а в Федерации мигрантов РФ рассказали, что послаблений для мигрантов со стороны правительства больше не будет.

Что будет с мигрантами после 1 октября: кому теперь грозит депортация

Президент России Владимир Путин в июне текущего года продлил срок временного пребывания мигрантов на территории страны без санкций. Согласно указу главы государства, при условии отсутствия правонарушений иностранцев не выдворяли до 30 сентября. Теперь ситуация изменилась.

С 1 октября МВД вправе депортировать из России мигрантов, которые не урегулировали статус пребывания на российской территории, сказала начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова. Напомним, 30 сентября заканчивается мораторий на выдворение из России иностранных граждан и лиц без гражданства.

«Для той категории иностранных граждан, которая окажется после 30 сентября на нелегальном положении, будут действовать нормы 115 федерального закона, который, соответственно, позволяет сотрудникам органов внутренних дел принимать меры административного воздействия вплоть до удаления с территории РФ», — сказала госпожа Казакова на пресс-конференции (цитата по «Интерфаксу»).

Валентина Казакова уточнила, что на сегодняшний день в России находится около 7 млн мигрантов, включая нелегалов. Более 1 млн, оставшихся во время пандемии в РФ, урегулировали правовой статус.

По данным МВД, за первую половину 2022 года более чем тысяче иностранцев сокращен срок пребывания в России, за пределы страны выдворены 8,6 тыс. человек, почти 99 тыс. был запрещен въезд на территорию РФ. По оценке ведомства, на август 2022 года в стране незаконно находилось более 700 тыс. граждан стран СНГ и Украины. Первый замминистра Александр Горовой сообщил, что в 2022 году иностранцы стали чаще нарушать общественный порядок, устраивать массовые драки и применять силу в отношении представителей правопорядка.

Подробности нового закона о миграции

В МВД проанонсировали новый закон о миграции — этот документ может вступить в силу в 2024 году. Предполагается, что два основных вида въезда – визовый и безвизовый – сохранятся. Кроме того, планируется уточнить правила оказания медицинской помощи мигрантам в рамках ОМС.

В России разрабатывают новый закон в сфере миграции. Об этом в четверг, 23 сентября, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на заместителя начальника Главного управления по вопросам миграции МВД Кирилла Адзинова. Он отметил, что закон урегулирует все вопросы, связанные с въездом, пребыванием, трудовой деятельностью мигрантов, а также повлечет за собой отмену ряда нормативных актов, действующих в нашей стране сейчас.

О необходимости усилить в Москве борьбу с незаконной миграцией ранее заявлял избранный депутат Госдумы восьмого созыва Петр Толстой.

«У нас недостаточно делается для того, чтобы проблему незаконной миграции, этнической преступности решить. Политика — это не слова и заявления, а действия», — цитирует его «Российская газета».

Он напомнил, что массовые драки между мигрантами стали слишком частыми. В частности, Толстой привел в пример инцидент в столичном районе Некрасовка. После потасовки задержали 10 приезжих. Еще 29 человек задержали после конфликта в Сокольниках, а 27 — после драки на Бауманской. Кроме того, 20 мигрантов подрались в хостеле на территории новой Москвы.

По мнению Толстого, необходимо выстроить цепочку — от задержания приезжих дебоширов до их депортации из страны — в течение суток.

«Задача масштабная, но без этого мы не поставим заслон преступности. Въезд запрещать на 50 лет. Рынок труда не пострадает — российским гражданам работа нужна не меньше», — уверен Толстой.

В то же время, зачастую законопослушные иностранцы при переезде в Россию сталкиваются со значительными трудностями при оформлении документов и решении насущных вопросов — таких, как устройство ребенка в детский садик или его зачисление в школу по месту жительства.

«Один из моих клиентов перевез семью из Таджикистана. Здесь он с нуля создал успешный бизнес, исправно платит немалые налоги, но на оформление детей в школу ушел не один год», — рассказала «Газете.Ru» юрист Дарья Ахтырко.

По ее оценкам, разрабатываемый закон о миграции действительно в случае его принятия упростит порядок получения документов иностранцами.

«Потому что разобраться в том многообразии справок, которые необходимо собирать, продлевать и предоставлять в различные органы сейчас крайне затруднительно без специальных знаний или эксперта в области права», — отметила она.

Новости миграции 2022

Читай новости миграции 2022. Если есть вопросы, звони!

Новости миграции 2022

15. 06. 2022 года стало известно, что Президент Российской Федерации подписал указ о продлении мер по урегулированию правового положения иностранных граждан. Указ № 364 необходим для урегулирования законного нахождения иностранцев в связи с тем, что коронавирусная инфекция внесла свои серьезные коррективы в жизнь людей. Также указ №364 поможет многим иностранным гражданам избежать наказания в административной форме за то, что нарушили закон о пребывании на территории Российской Федерации.

Данные изменения в миграционном законодательстве вступают в силу с 16.06.2021.

Новости миграции 2022 касаются таких вопросов, как:

продление РВП, ВНЖ;

амнистия иностранным гражданам;

информация о безвизовом режиме;

приостановление сроков РВП, ВНЖ.

Новости миграции 2022: дополненная редакция закона №364.

С 16.06. 2022 года и до 30.09. 2022 года в отношении иностранцев, которые находятся в РФ, санкции, а именно их выдворение с территории страны на административной основе, приниматься не будут. Дополнение говорит о том, что граждане других стран не будут выдворяться за территорию России в принудительной форме. Также иностранцам не придется совершать самостоятельный выезд на контролируемой основе. Кроме того, контролирующие органы власти в этот период не будут принимать решения о передаче иностранных граждан властям другого государства.

Читайте также:
Дешевые авиабилеты в Кошице со скидками до 30%. Без комиссий, сборов и других переплат

Если данный указ был проигнорирован контролирующими органами, и вас по какой-либо причине принуждают покинуть страну, вы имеете полное право обращаться в суд. Также стоит отметить, что решения о нежелательности или запрете въезда на территорию России также приниматься не будут.

Заметка! Данная поправка не касается граждан, которые были освобождены из мест лишения свободы или были замечены в нарушении государственных границ. Также под поправку не попадают граждане, которые открыто заявляют о том, что активно поддерживают свержение государственного строя.

Новости миграции 2022: продление РВП, ВНЖ.

Новости миграции 2022 говорят о том, что все иностранцы, со странами которых на 16 июня будут открыты границы до истечения 90 дней, имеют право на законной основе и без введения санкций жить в России.

Продление РВП, ВНЖ также распространяется и на тех граждан, которые на момент выхода указа находятся на территории другой страны. Их документы, которые разрешают жить в России не будут подвергнуты аннулированию.

Новости миграции 2022: амнистия иностранным гражданам.

Хорошие новости миграции 2022 года станут крайне важными для людей, которые в своем миграционном досье имеют такую информацию, как:

был(а) выдворен или депортирован из страны;

Новости миграции 2022

Теперь на основании указа №364 они могут направить заявление в суд, чтобы отметить решение о запрете.

Важно! Решение не отменяется автоматически. Амнистия иностранным гражданам требует обязательного обращения в суд. Амнистия иностранным гражданам обязана быть приведенной в исполнение.

Но, иностранный гражданин все еще должен будет оплатить обязательный штраф.

Новости миграции 2022: приостановление сроков РВП, ВНЖ.

Миграционные новости 2022 свидетельствуют о том, что с 16. 06. 2022 по 31. 12. 2022 года приостановлено действие сроков РВП и ВНЖ для иностранцев, которые живут в России.

Приостановлены будут сроки проживания по месту регистрации, а также действие документ беженцев.

Данная поправка говорит о том, что иностранцы, разрешение которых на РВП или ВНЖ закончилось в период с 16. 06. 2022 по 31.12. 2022 года, смогут жить России и не бояться введения в отношении них санкций. Для них достаточно связаться с контролирующими органы власти, чтобы подать документы на продление РВП, ВНЖ.

Новости миграции 2022: изменения в законодательстве касающиеся членов Евразийского Экономического Союза.

С 16. 06. 2022 года по 31. 12. 2022 года имеют право на законных основаниях заключать трудовые и гражданские договоры. При этом не требуется обязательный учет требования для визита на территорию Российской Федерации.

Стоит напомнить, что с некоторыми странами открыто легальное сообщение еще с 2022 года.

Но, эта поправка позволяет на законных основаниях заключать трудовые договора, которые в итоге послужат основой для того, чтобы продление РВП, ВНЖ было оформлено.

Информация для граждан, которые прибыли на территорию России в безвизовом режиме.

С 16. 06. 2022 года по 31. 12. 2022 года все иностранцы, которые приехали в Россию на основе безвизового режима, смогут переоформить патент. Официальная цель визита, которая указана в специализированном документе не будет учитываться при оформлении всех бумаг.

Новости миграции 2022: продление миграционного учета.

Также новости миграции 2022 года говорят о том, что иностранцы, которые прибыли в Российскую Федерацию до 15. 02. 2022 и находящиеся на территории незаконно, могут на основе указа № 364 обратиться в территориальный контролирующий орган для того, чтобы встать на учет и начать оформлять все документы. Встать на учет нужно не позже 30.09.2022 года. Продление миграционного учета позволит многим людям избежать неприятностей с документами. Эта поправка гарантирует, что иностранцы, которые находятся в России незаконно, смогут урегулировать свой правовой статус.

Продление миграционного учета также гарантирует, что иностранцы не будут преследоваться за то, что ранее нарушили закон.

Помощь «Столичный юрист»

Компания «Столичный юрист» поможет разобраться с миграционным учетом, продлением РВП, ВНЖ иностранным гражданам. Новости миграции 2022 помогут легализовать в России десятки тысяч иностранцев.

Незаконным мигрантам пока грозит штраф, но не депортация

Подразделения МВД получили указания по борьбе с нелегалами

С 1 октября находящиеся в РФ гастарбайтеры попадут под подозрение. Фото с сайта www.мвд.рф

В России 1 октября истекает период пандемийных послаблений для гастарбайтеров. Их опять могут наказывать за нарушения вплоть до выдворения. В распоряжении «НГ» оказались методические рекомендации центрального аппарата МВД низовым подразделениям по работе с мигрантами, как подтвердившими законность пребывания, так и нелегалами. Первой категории приезжих обещана пролонгация льгот, вторых предлагается в основном штрафовать. Если же депортаций не избежать, то проводить их следует оперативно, не заполняя до отказа центры временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ). Похоже, МВД создает резерв мест под возможные массовые облавы.

В МВД подтвердили планы, о которых ранее писала «НГ» (см. номер от 27.09.21), по депортации мигрантов, не легализовавших присутствие в РФ до 30 сентября. Остальным действие разрешительных документов продлевается до конца года. Именно такой подход огласила глава Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД РФ Валентина Казакова. Она подчеркнула, что сейчас в стране находится около 7 млн иностранцев, более 1 млн мигрантов урегулировали проблемы со своим статусом. Количество нелегалов Казакова назвала «незначительным», но точных цифр не привела.

Между тем в распоряжении «НГ» оказалось циркулярное письмо для руководителей миграционных подразделений с подробными методическими рекомендациями, как действовать дальше. В нем говорится, что иностранные граждане (ИГ), не урегулировавшие свой статус, будут считаться «незаконно находящимися на территории РФ» и подвергнуты санкциям «в соответствии с действующим законодательством». При этом снимается запрет на разного рода наказания для нарушителей: их опять начинают депортировать и устанавливать им запрет на возвращение в РФ.

Читайте также:
Как получить вид на жительство в России гражданам Армении

Ведомство призывает проводить ежедневный мониторинг численности лиц, помещенных в центры временного содержания (ЦВСИГ), чтобы избежать превышения лимита. Кроме того, заблаговременно – то есть при наполнении учреждений от 80% до 85% – «вырабатывать необходимый комплекс мер» по перераспределению таких сидельцев по регионам. Отмечается, что, решая дальнейшую судьбу иностранцев, нужно учитывать резерв свободных мест в ЦВСИГах и наличие международного транспортного сообщения с государством, куда иностранного гражданина хотят выдворить, а также повторность совершения ими административного правонарушения.

Если правонарушение – первое и мигрант не представляет угрозы, подразделениям поручено «воздержаться от направления материалов в суд». И ограничиться альтернативным наказанием – административным штрафом. Если же дополнительное наказание в виде административного выдворения носит безальтернативный характер, чиновникам надо «заявлять в судебном заседании о целесообразности назначения мигранту самостоятельного контролируемого выезда».

Но может получиться и так, что человек не захочет добровольно покидать страну. В случае неизбежности помещения мигранта в ЦВСИГ нужно «ходатайствовать перед судом об избрании места помещения ИГ в спецучреждение без указания его территориальной принадлежности», чтобы иностранного гражданина можно было увезти в другой регион.

Что же касается ИГ, урегулировавших свое положение в срок, на них в полной мере распространяется действие Указа. В том числе по «приостановлению на 90 суток с даты снятия введенных РФ временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течения сроков временного пребывания иностранных граждан, сроков постановки на учет по месту пребывания без необходимости совершения действий для их продления». В МВД отмечают, что правительство до сих пор не утвердило перечень стран, в отношении которых сняты введенные РФ временные ограничения на транспортное сообщение. И пока этот перечень не появился действие положений Указа «распространяется на всех ИГ без исключения».

Как это ни парадоксально, под проверки
попадут даже иностранные граждане,
уже зарегистрировавшиеся в законном
порядке. Фото с сайта www.мвд.рф

Это означает, что мигранты могут свободно обратиться с заявлениями о выдаче разрешительных документов для проживания в РФ. При этом «разрешительные документы на проживание и регистрация по месту жительства иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, срок действия которых истекает до 31 декабря 2022 года, считаются действительными до 18 июля 2022 года включительно».

Кроме того, в документе указано, что сроки временного или постоянного проживания в РФ иностранцев в РФ, регистрации по месту жительства, действия удостоверений о беженстве или временном убежище, которые истекают в конце года, «возобновляются с 1 января 2022 года и считаются продленным на 199 дней с даты окончания».

Последний пункт рекомендаций касается трудоустройства иностранцев и дальнейшего урегулирования их прав на работу в России. Отмечается, что до конца 2022 года иностранные граждане, прибывшие в безвизовом порядке, не лишаются права на «обращение с заявлением о выдаче, переоформлении патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и заявленной цели визита в РФ». Право на заключение трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с работодателями вне зависимости от заявленной цели визита в РФ сохранят иностранцы из стран – членов Евразийского экономического союза.

«Работодатели или заказчики работ (услуг), имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, также смогут обращаться за выдачей (продлением) разрешений на работу иностранным гражданам без учета требований к заявленной цели визита в РФ», – разъясняется в документе. Помимо этого, трудовая деятельность иностранных граждан, оформивших трудовые отношения в соответствии с обозначенным порядком, признается законной даже после декабря.

«Таким образом, для всех иностранных граждан, урегулировавших свое правовое положение, сохраняется возможность оформления до окончания текущего года необходимых разрешительных документов осуществления трудовой деятельности в РФ на весь период действия таких документов или трудовых (гражданско-правовых) договоров соответственно», – констатируют в МВД.

По словам общественников, забота о свободных местах в ЦВСИГах может означать начало массовой кампании по поимке мигрантов. Понятно, что всех нелегалов в них не разместить, а в условиях закрытых границ – девать их больше некуда. Так что скорее всего вновь возникает риск возрастания коррупционного фактора. Еще на первом этапе, когда людей нужно было легализовывать, ведомство не решило организационные вопросы, чтобы эта возможность была у всех иностранных граждан.

Кроме того, МВД так и не решило проблему с дефицитом собственных кадров и разъяснительной работой на местах. В результате часть иностранцев, даже при желании, не успели урегулировать свой статус. Многие жаловались, что у них по формальным основаниям не принимают документы или что они физически не могут попасть на прием. Более того, в последнее время с проблемой нескончаемых очередей столкнулись даже ФГУПы, оказывающие мигрантам дорогостоящие услуги.

Между тем активисты-правозащитники сообщают, что в регионах уже начались массовые облавы на нелегалов. И это при том, что даже в самом Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ признают: нет ни одного государства, с которым бы у России сейчас были налажены регулярные авиасообщения. «Куда девать всех пойманных людей?» – возмущаются правозащитники. Фраза, что помочь в этом должны «консульские учреждения и диаспоры», выглядит чересчур оптимистично.

В целом эксперты назвали происходящее «кампанейщиной». Тем более, по их словам, произошло то, чего больше всего боялись иностранцы – под проверки попадут даже те, кто уже зарегистрировался в законном порядке. И далеко не факт, что к тем, кто встал на учет, но проживает не по указанным адресам, не возникнет претензий. Хотя многие арендодатели не желают «прописывать» у себя иностранцев, особенно переселенцев с семьями, и люди просто вынуждены покупать регистрацию.

По словам правозащитников, на самом деле, многие мигранты, давно находящиеся в серой зоне, осознают, что на борьбу с ними у силовиков не хватает ни сил, ни ресурсов. Поэтому сейчас, отмечают активисты, от проверок пострадают в основном законопослушные приезжие, которые хотели легализоваться. А вот нарушители миграционного законодательства так и останутся в тени. И даже в случае их задержания не исключено, что все закончится дачей взятки, только теперь эти суммы существенно подрастут.

Читайте также:
Недорогие туры в Тунис из Москвы от всех туроператоров и цены

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Верховный Суд подготовил разъяснения по уголовным делам о незаконной миграции в РФ

23 июня Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», по результатам онлайн- заседания документ был отправлен на доработку.

В своем докладе судья Верховного Суда Олег Борисов отметил, что актуальность такого документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов отметил, что грядущее постановление призвано обобщить судебную практику по уголовным делам, которая начала формироваться уже более 15 лет назад – с введением в Уголовный кодекс в 2004 г. статьи об организации незаконной миграции, последующим затем введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания и жительства и прочие преступления в сфере незаконной миграции. «Перекочевав из КоАП в УК РФ, данное деяние подняло волну уголовных дел, возбужденных в отношении “приглашающей стороны” в лице собственников квартир и юрлиц-работодателей. Известно о возбуждении в России многоэпизодных уголовных дел, когда собственники так называемых “резиновых” квартир одновременно регистрируют сотни или даже тысячи временных постояльцев», – отметил он.

Что следует считать незаконным въездом в РФ

В п. 1 документа обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 322 (Незаконное пересечение госграницы РФ), 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.2 (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания/жительства в жилье, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в российском жилье), 322.3 (Фиктивная постановка на учет иностранца или апатрида по месту пребывания в РФ) Уголовного кодекса, учитывать требования российского законодательства, регламентирующего правила пересечения Государственной границы РФ, въезда в Россию и проезда через ее территорию, пребывания в РФ и выезда из нее.

«Это разъяснение необходимо в связи с бланкетностью уголовно-правовых норм, при применении которых в приговоре или в ином судебном решении по уголовному деле должны учитываться конкретные статьи законодательных или иных нормативных актов, требования которых были нарушены при совершении преступления», – подчеркнул Олег Борисов.

В п. 2 проекта разъясняется, что следует понимать под действительными документами на право въезда в РФ или выезда из нее в соответствии с ч. 1 ст. 322 УК РФ. Как следует из п. 3 документа, в качестве пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее надлежит квалифицировать прохождение лицом пограничного контроля с использованием заведомо поддельных (подложных) документов либо с использованием подлинных документов другого лица.

Исходя из п. 4, предусмотренные ст. 322 УК преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через госграницу или без такового). В следующем пункте документа отмечено, что вышеуказанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.

В п. 6 проекта разъяснено, какие обстоятельства следует установить суду для квалификации деяния по ч. 2 ст. 322 УК РФ. В частности, суду необходимо установить, что иностранец или апатрид были осведомлены о том, что въезд в РФ не был разрешен им по законным основаниям. Согласно п. 7, если виновный два или более раза незаконно пересек госграницу РФ при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, содеянное не образует совокупности преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст. 322 УК РФ как одно преступление.

В соответствии с п. 8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч. 1 ст. 322 УК РФ, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в РФ / выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в установленном российским законодательством порядке. Отмечено, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 322 УК РФ, отсутствует в случаях, когда въезд в РФ с нарушением этих правил совершен иностранцем или апатридом, в отношении которых не имеется запрета российских властей о въезде таких лиц в РФ по законным основаниям. Также подчеркнуто, что нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна).

Организация незаконной миграции

В п. 9 документа поясняется, что понимать под организацией незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ. Такое преступление квалифицируется как оконченное с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет. При этом квалификация деяния не зависит от того, были ли привлечены к ответственности иностранцы или апатриды, в интересах которых оно было совершено (в частности, по той причине, что эти лица покинули Россию).

В следующем пункте отмечено, что, если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает совершение фиктивной регистрации (постановки на учет) иностранцев или апатридов по месту жительства (месту пребывания) в России, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 322.1, 322.2 или 322.3 УК РФ. Олег Борисов отметил, что этот пункт направлен на недопущение двойной ответственности за организацию незаконного пребывания в РФ иностранцев и апатридов, заключающегося исключительно в фиктивной регистрации таких лиц или постановке на учет по месту жительства/пребывания. В таких случаях, он отметил, деяние квалифицируется лишь по одному составу преступления.

Читайте также:
Тимирязевская станция метро. Метро Москвы, расписание, фотографии, Маршрут проложить

Если же преступные действия состояли лишь в осуществлении фиктивной регистрации (постановке на учет) вышеуказанных лиц по месту жительства (месту пребывания) в целях создания условий для незаконного пребывания последних в России, содеянное квалифицируется по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 322.1 Кодекса.

В п. 11 проекта разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным лицом или апатридом нескольких указанных в ч. 1 ст. 322.1 УК РФ нарушений миграционного законодательства, а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранцами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ.

В п. 12 документа поясняется, какое деяние следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. В следующем пункте отмечено, если лицо организовало незаконный въезд на территорию РФ иностранцев или апатридов путем незаконного пересечения ими российской госграницы, содеянное им охватывается соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ, но не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 33 и ст. 322 Кодекса. Когда лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло российскую границу (например, в качестве проводника), то при наличии оснований его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 322 и 322.1 УК РФ.

По словам адвоката АП МО Виктории Шевцовой, в настоящее время суды крайне формально подходят к рассмотрению данной категории дел. При этом фабула уголовных дел по ст. 322.1 УК носит объединяющий характер по всем действиям, которые можно отнести к организации незаконной миграции. Это поиск клиентов из числа иностранных граждан, нуждающихся во въезде в РФ и длительном пребывании в ней; организация фиктивных юрлиц в целях легализации пребывания вышеуказанных лиц в РФ; предоставление заведомо подложных документов в уполномоченные органы МВД России; получение материального вознаграждения в виде денежных средств за незаконное оформление приглашений иностранным гражданам на въезд и пребывание на территории РФ, а также их незаконную постановку на миграционный учет на территории РФ; фиктивная постановка на миграционный учет

Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания

Из п. 14 следует, что суды, рассматривая преступления по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, должны учитывать содержание понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иные положения отечественного законодательства о праве граждан РФ на свободу передвижения, миграционном учете иностранцев и апатридов.

В п. 15 документа подробно описан состав преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК. В п. 16 обращается внимание судов, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, ответственность несет собственник или наниматель соответствующего жилья, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной регистрации по определенному адресу. Также отмечено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 322.3, является собственник или наниматель жилья, руководитель или иной уполномоченный работник организации, в которой иностранец или апатрид не осуществляют трудовую или иную законную деятельность, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной постановки такого лица на учет по месту пребывания.

Виктория Шевцова согласилась с такими разъяснениями, но отметила, что в них не затрагивается момент, в чем должен выражаться преступный умысел и осознание лица, что его действия носят противоправный характер или могут наносить вред РФ. «Зачастую следствием и судами при рассмотрении дел не устанавливается факт осведомленности о противоправности деяний россиянина, поставившего на миграционный учет иностранца по месту своего проживания. Подразделения МВД и МФЦ, осуществляющие постановку на миграционный учет, обязаны разъяснять последствия таких действий, а также возможные сроки постановки на учет, поскольку правоохранительные органы иногда злоупотребляют своим правом и привлекают к ответственности граждан, которые решили, например, поставить на учет работников, ведущих у них ремонтные или хозяйственные работы. В таких случаях правоохранители квалифицируют умысел как направленный на фиктивное проживание с целью извлечения прибыли, игнорируя, в частности, тот факт, что иностранные граждане выполнили работы и уехали», – отметила она.

Если же сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, зафиксировавший представленные сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранца или апатрида, был заведомо осведомлен о фиктивности такой регистрации (постановки на учет), он несет ответственность за соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 322.2 или 322.3 УК РФ. Такие преступления, как отмечено в п. 17 проекта, могут совершаться только с прямым умыслом. Если же единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту жительства или по месту пребывания одновременно двух или более граждан РФ, иностранцев или апатридов, содеянное им образует одно преступление.

Согласно п. 18 документа освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления на основании примечаний к указанным статьям не препятствует привлечению к уголовной ответственности за иные совершенные незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования). Олег Борисов указал на целесообразность расширения примечаний к ст. 322.2 и 322.3 исходя из различного понимания судами способствования раскрытию преступления как основания для освобождения от уголовной ответственности. «Это предложение требует детального обсуждения», – подчеркнул он.

Читайте также:
Фото на французскую визу: требования 2022, видео

В п. 19 проекта отмечено, что при правовой оценке действий без отягчающих обстоятельств, связанных с организацией незаконной миграции по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ либо с осуществлением фиктивной регистрации, судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Филипп Шишов назвал интересной такую рекомендацию. «В данном случае речь может идти скорее всего о единичной фиктивной регистрации или аналогичном одноэпизодном преступлении», – предположил он.

В п. 20 документа судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящей инстанцией, о чем необходимо выносить частные определения (постановления) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.

Виктория Шевцова полагает, что в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражены очень важные моменты, которые суды должны устанавливать в ходе рассмотрения подобных дел. «Это место и время совершения преступления, а также момент, каким образом государственные органы при постановке на миграционный учет или выдаче приглашений на въезд на территорию РФ выдают документы установленного образца, не проверив обоснованность выдачи данных документов, если это напрямую входит в их обязанность. Важно устранить этот пробел в законодательстве, который имеется на сегодняшний день», – убеждена эксперт.

Ключевые изменения в миграционном законодательстве, вступившие в силу в 2022 году

В середине июня вступили в силу существенные изменения в миграционном законодательстве. Появились новые требования к оформлению иностранных работников. Сегодня расскажем, что поменялось, какие существуют риски, связанные с нарушением миграционного законодательства, и как их снизить.

Какие категории иностранцев существуют

Выделяют следующие категории иностранных граждан, в соответствии с их миграционным статусом:

  • постоянно проживающие — вид на жительство (ВНЖ), обратите внимание — ВНЖ не является документом, удостоверяющим личность;
  • временно проживающие — разрешение на временное проживание (РВП);
  • временно пребывающие — виза, разрешение на работу, патент, или на основании международных договоров — например, для граждан ЕАЭС.
  • иностранные работники делятся на большее количество категорий, чем иностранные граждане:
  • граждане Беларуси;
  • граждане стран ЕАЭС;
  • ВКС;
  • временно и постоянно проживающие;
  • граждане стран с безвизовым въездом;
  • граждане стран с визовым въездом;
  • студенты очных отделений.

В отношении граждан Беларуси существует двоякая позиция относительно необходимости уведомления о заключении/расторжении трудового /гражданско-правового договора и оформления полиса ДМС.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» заказчик работ или услуг обязан уведомить миграционные органы о заключении/расторжении с иностранным гражданином трудового / гражданско-правового договора в течение трех рабочих дней с даты заключения договора.

Cуществует альтернативная позиция о том, что необходимости уведомлять миграционные органы нет. Данная позиция основана на Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России подтверждена Постановлением Верховного Суда РФ.

В то же время, несмотря на наличие данной позиции, миграционные органы продолжают настаивать на необходимости уведомления о заключении и расторжении трудового /гражданско-правового договора с гражданами Беларуси, и в случае отсутствия подобного уведомления могут привлечь компанию к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ — для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области) с наложением административного штрафа на компанию до 1 000 000 рублей и административным приостановлением деятельности до 90 суток. В связи с этим, в случае договора с гражданином Беларуси для минимизации рисков мы рекомендуем уведомить миграционные органы.

С оформлением полиса ДМС сложилась такая же противоречивая ситуация. Согласно позиции Минтруда РФ полис ДМС не требуется для граждан Беларуси, но при этом есть судебная практика, которая говорит об обратном. В связи с этим эксперты рекомендуют в отношении граждан Беларуси как подавать в соответствующие органы уведомления о заключении/расторжении договора, так и оформлять для них полис ДМС.

Обязательными условиями в трудовом договоре с иностранным работником являются:

  • полное имя и паспортные данные работника (они должны быть указаны одинаково во всем оформляемых документах, в том числе и в случае изменения);
  • место заключения договора (миграционные органы могут проверить фактическое нахождение работодателя в России на момент заключения договора);
  • место работы. Если иностранный работник работает по патенту в нескольких регионах России, то необходимо получать патент в каждом регионе. Если же иностранный работник работает по разрешению на работу, то в разрешении необходимо указать все регионы, в которых он работает; при этом в договоре указывается одно место работы — по месту нахождении компании;
  • трудовая функция (некоторые миграционные органы требуют указывать должность иностранного работника согласно классификатору должностей);
  • условия о разъездном или дистанционном характере работы (есть ограничения на командировки иностранных граждан в том регионе, где у них нет разрешения на работу или патента; также есть ограничения на работу дистанционно за пределами России);
  • реквизиты разрешения на работу, патент, РВП или ВНЖ, полиса или договора ДМС. Все изменения в них должны быть внесены и в оформляемые на иностранного работника документы.

Новые нормативные акты

В 2022-2021-м годах в связи с пандемией коронавируса в России был разработан и принят ряд нормативно-правовых актов в сфере миграционного права, регулирующих въезд и выезд, трудоустройство, пребывание, карантин и т. п. В качестве ключевых можно выделить следующие документы:

  1. Указ Президента РФ от 15.06.2022 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее — Указ № 364).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2022 № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2022 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2022 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019».
  5. Указ Мэра Москвы от 05.03.2022 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».
Читайте также:
Учеба в Китае: перспективы и возможности для иностранных студентов

Также внесены изменения в те документы, которые подаются в миграционные органы. Новые формы документов для привлечения иностранных граждан:

  1. Приказ МВД России от 30.07.2022 № 356 — Уведомление о заключении трудового договора, уведомление о расторжении трудового договора, уведомление о выплате вознаграждения ВКС;
  2. Приказ МВД России от 29.09.2022 № 677 — Ходатайство о выдаче приглашения на въезд;
  3. Приказ МВД России от 10.12.2022 № 856 — Уведомление о прибытии иностранных граждан или лиц без гражданства в место пребывания;
  4. Приказ МВД России от 21.12.2022 № 23235 — Цели поездок в Россию — указываются в визе иностранного гражданина;
  5. Памятка об ответственности — в памятке об ответственности, которая подается в УВМ ГУ МВД России по г. Москве при аккредитации компании добавлены обязанности согласно Постановлению Правительства РФ от 15.09.2022 № 1428.

Рассмотрим наиболее значимый из них с точки зрения миграционного законодательства.

Указ № 364

С 15 июня 2022 года не действует Указ Президента от 18.04.2022 № 274. Вместо него принят новый документ — Указ № 364 от 15.06.2021, регулирующий вопросы трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства, их пребывание на территории РФ в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Указом № 364 установлены 3 реперных точки. 2 из них фиксированные, одна — плавающая:

  • до 30.09.2022 года иностранные граждане могут обратиться в миграционные органы для получения отметки в миграционной карте о продлении пребывания, либо для постановки их на миграционный учет.
  • до 31.12.2022 года иностранные граждане могут заключать трудовые договоры вне зависимости от цели въезда и вне зависимости от той категории визы, которая им была выдана.
  • как только открывается транспортное сообщение с иностранным государством (снимаются запреты на въезд), начинает исчисляться срок для того, чтобы иностранные граждане этого государства могли продлить свое пребывание в России. До этого момента течение их сроков пребывания, постановка на миграционный учет, визы и т.д. в России приостановлены. Течение сроков разрешений на работу и патентов согласно Указу № 364 не приостановлено, то есть их нужно продлевать по мере истечения срока.

Подключите услугу HR-абонемент и сможете получать письменные и устные консультации по:

  • управлению персоналом;
  • оформлению сотрудников, в том числе иностранцев;
  • по расчету и выплате заработной платы.

Изменения в практике работы миграционных органов

В практике миграционных органов Москвы также произошли изменения:

Собеседование при подаче документов на приглашение

При постановке компании-приглашающей стороны на учет в миграционных органах в них требуется прийти генеральному директору (главному бухгалтеру) для прохождения собеседования.

Место рождения иностранного работника

Ранее место рождения необходимо было указывать согласно паспорту иностранного работника. Сейчас у иностранного работника необходимо запрашивать свидетельство о рождении, если в его паспорте указана только страна рождения или место рождения не указано.

Сведения об образовании и местах работы высококвалифицированных специалистов (ВКС)

Ранее миграционные органы принимали документы без данных сведений. Сейчас в ходатайстве о прибытии необходимо указывать сведения о наиболее высокой имеющейся ступени образования и опыте работы за последние 10 лет.

Согласование профильного министерства для приглашения иностранных граждан

Ранее миграционные органы требовали согласование профильного министерства для подачи документов на приглашение ВКС и работников техобслуживания из «открытых» стран. Сейчас для приглашения иностранных граждан из «открытых» стран не требуется предварительное согласование вне зависимости от цели въезда.

Процесс привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов из «закрытых стран» теперь несколько усложнился. Отныне требуется согласование въезда работника и сопровождающих членов семьи в профильном министерстве. Таким образом, увеличился общий срок привлечения высококвалифицированных специалистов. Примерно до 2,5 месяцев.

Пошаговый план привлечения работников ВКС:

  1. Заключение трудового договора и подача уведомления;
  2. Согласование въезда работника и членов семьи в профильном министерстве;
  3. Подача документов для оформления разрешения на работу;
  4. Подача документов для оформления визовых приглашений на въезд для работников и членов их семей;
  5. Получение виз в российском визовом центре или Консульстве;
  6. Въезд в Россию и получение разрешения на работу.

То есть теперь необходимо пройти еще один шаг — согласовать въезд работника и членов его семьи в профильном министерстве. Такой «усложненный» режим в настоящее время сохраняется, например, для граждан Китая и Израиля.

Изменение миграционного статуса

Получение РВП, ВНЖ или гражданства России

Позиция миграционных органов: при смене миграционного статуса работника необходимо уволить работника в прежнем миграционном статусе и принять на работу в новом миграционном статусе, уведомив миграционные органы о каждом своем действии.

Позиция трудовой инспекции: при смене миграционного статуса работника расторгать трудовой договор нет необходимости, так как нет оснований для увольнения. Кроме того, иностранный работник может сам отказаться от увольнения, так как он может потерять корпоративные бонусы, накопленный отпуск и т.д.

Эксперты рекомендуют придерживаться позиции миграционных органов

Получение РВП работником — ВКС

Российским законодательством не предусмотрено совмещение статусов ВКС и временно проживающего. Эксперты рекомендуют аннулировать разрешение на работу ВКС сразу после получения РВП.

Ограничения работы иностранных граждан

После принятия решения о создании филиала, представительства иностранного юридического лица, необходимо представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой РФ сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства (ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

Читайте также:
Топ-лист лучших пляжей Гоа: описание и отзывы

В заявлении об аккредитации филиала, представительства, указывается точное число иностранных работников филиала, представительства, которые будут работать в филиале, представительстве. Если количество иностранных работников меняется, то это необходимо согласовывать через Торгово-промышленную палату РФ, затем зарегистрировать изменения в налоговой службе.

В случае превышения числа иностранных работников есть риск аннулирования аккредитации в связи с тем, что деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит законодательству ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и привлечение филиала, представительства к административной ответственности за несоблюдение ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ).

Удаленная работа иностранных граждан

По налоговому законодательству иностранный гражданин в случае длительного нахождения за пределами РФ теряет статус налогового резидента и ставка НДФЛ для него становится 30% (вместо 13%, либо 15%).

Миграционные последствия (при нахождении более 6 месяцев за пределами РФ) включают в себя риск аннулирования разрешения на работу, либо патента.

Законодательством не урегулирован вопрос относительно того, являются ли это 6 месяцев подряд, либо суммарно в течение календарного года. Эксперты рекомендуют ограничивать пребывание иностранного работника за пределами России шестью месяцами в течение календарного года. Необходимо отметить, что на практике подобная мера применяется миграционными органами крайне редко.

Что касается административной ответственности, то если иностранный работник работает на основании трудового договора, то согласно позиции Минтруда работодатель в этом случае не может обеспечить для него безопасные условия труда за пределами РФ. Поэтому работа иностранного работника на основании трудового договора за пределами России запрещена.

В случае нарушения этого запрета есть риск привлечения работодателя к административной ответственности. Эксперты рекомендуют в таких случаях заключать с иностранными работниками договор ГПХ.

Административная ответственность руководителей — иностранных граждан

Руководители — иностранные работники несут административную ответственность как за нарушения, которые они совершили самостоятельно (к примеру, превышение скорости при управлении транспортным средством), так и за правонарушения, которые совершает компания.

Существуют определенные «лимиты» на совершение административных правонарушений и в случае их превышения миграционными органами может быть принято решение о неразрешении въезда иностранному гражданину.

Наиболее частыми случаями привлечения к ответственности являются несвоевременная сдача отчетности и неуплата налогов.

Для снижения рисков привлечения руководителя — иностранного работника к административной ответственности эксперты рекомендуют назначить ответственное лицо в компании, в обязанности которого будет входить выполнение подобных действий. Подтверждающими документами в этом случае будут локальные нормативные акты, доверенности, соответствующие условия в трудовых договорах.

Автор — Иван Катышев, руководитель налоговой и юридической практики СберРешений.

Резидентам РФ, которые владеют имуществом или счетами в другой стране, мы помогаем составить отчетность. Если у вас есть вопросы по валютному регулированию, валютному контролю или другие, связанные с иностранными активами — оставьте нам заявку, мы проконсультируем вас, а также, по желанию, проведем личную встречу.

Нелегальная миграция в мире в 2022 году: причины и последствия. Чем грозит незаконное проживание на территории иностранного государства

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Приостановить с 16 июня 2022 г. до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством:

а) течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства;

б) течение сроков действия свидетельств участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, действительных по состоянию на 15 марта 2022 г.;

в) течение сроков действия разрешений на временное проживание в Российской Федерации и видов на жительство, действительных по состоянию на 15 марта 2022 г., в случае если иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие такие документы, находятся за пределами Российской Федерации;

г) течение сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство либо являющихся высококвалифицированными специалистами, в случае если участники названной Государственной программы и члены их семей, иностранные граждане и лица без гражданства не въехали в Российскую Федерацию до истечения 6-месячного срока нахождения за ее пределами, необходимого для принятия решения об аннулировании свидетельства участника названной Государственной программы, разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство, разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту.

2. Установить, что:

а) до 30 сентября 2022 г. включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации;

Читайте также:
Полная инструкция по составлению истории на политубежище в США

б) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2022 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2022 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2022 г. включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.

3. Приостановить с 16 июня до 31 декабря 2022 г. включительно течение сроков временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства зарегистрированы по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

4. Установить, что с 16 июня до 31 декабря 2022 г. включительно:

а) иностранные граждане, являющиеся гражданами государств – членов Евразийского экономического союза, вправе заключать трудовые договоры или гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг) с работодателями или заказчиками работ (услуг) без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию;

б) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и к заявленной цели визита в Российскую Федерацию;

в) работодатели или заказчики работ (услуг), получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, при условии выполнения установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, разрешений на работу без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

5. Установить, что иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять трудовую деятельность до истечения сроков действия трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), патентов или разрешений на работу, оформленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа.

6. Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.

7. Настоящий Указ вступает в силу с 16 июня 2022 г.

Президент Российской Федерации В. Путин

15 июня 2022 года

Обзор документа

Решено продлить истекающий 15 июня 2022 г. мораторий на выдворение иностранцев из России до 30 сентября 2022 г.

До этой даты иностранцы, которые прибыли в Россию до 15 марта 2022 г. и не имеют законных оснований для пребывания в нашей стране, могут обратиться в МВД с заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать из России.

Также решено приостановить течение сроков действия удостоверений беженца и свидетельств временного убежища в России с 16 июня по 31 декабря 2022 г.

Нелегальная миграция в мире в 2019 году: причины и последствия. Чем грозит незаконное проживание на территории иностранного государства

Сама по себе миграция – явление крайне важное для геополитической картины мира. Благодаря переселению народов заселились континенты и появились религии. Люди, обладающие здоровым духом авантюризма, меняют среду обитания и меняют мир. Конечно, сегодня мы говорим о миграции, которая происходит согласно букве закона. Ведь каждая из стран уже давно выработала свод законов в области миграционной политики. Однако нелегальная миграция в последние пять лет приобрела масштабы стихийного бедствия. Многие страны страдают от наплыва незаконных мигрантов. О причинах и последствиях незаконного переселения читайте в нашей статье.

Что такое нелегальная миграция?

В мире давно сложилась общая геополитическая карта. В последние 50 лет она претерпевает лишь незначительные изменения. Каждая из 200 стран мира выработала свою миграционную политику, которая зафиксирована в виде законов. Нелегальная миграция представляет собой переселение с нарушением миграционных законов. Нарушение любого законодательного принципа миграции является прямым нарушением закона, а именно:

  • пересечение иностранных государственных границ без разрешения или по поддельным документам;
  • физическое нахождение на территории иностранного государства без документов, удостоверяющих личность или с фальшивыми документами;
  • проживание и работа на территории иностранного государства без разрешения, после окончания визы.

Причины для нелегальной миграции

Во все времена причинами для переселения, в том числе и вынужденного, были два чувства: необходимость в защищённости и поиски лучших экономических условий.

Потребность в защищённости может проявляться в следующем:

  • бегство из страны из-за проблем с законом на родине;
  • бегство от военных действий, разрушительных стихийных бедствий, угрозы жизни, преследований на религиозной, расовой и другой почве.

Экономические причины сводятся лишь к одному — в чужой стране есть неплохие шансы на получение дохода. Нелегальные мигранты настоящего времени стремятся в другие страны в надежде обрести некоторую профессиональную востребованность, способную увеличить заработки. При этом многие понимают, что они будут находиться на нелегальном положении: их зарплаты будут нестабильными и более низкими, чем у легальных работников. Нередко нелегалы, закрепившиеся в иностранном государстве, «подтягивают» к себе родственников и знакомых.

Читайте также:
Сан Себастьян Испания достопримечательности: лучшие места для пляжного и культурного отдыха на элитном курорте

Последствия нелегальной миграции

Массовая нелегальная иммиграция способна привести к следующим последствиям для самих иностранцев:

  • ухудшение здоровья, так как их могут привлекать к вредным, опасным производствам и работам. Отсутствие медицинского обслуживания может привести к потере здоровья, инвалидности и высокой смертности;
  • невысокие стандарты взаимоотношений с работодателями приводят к низким и нестабильным заработным платам;
  • социальная незащищённость и бесправность;
  • риски быть обманутыми как работодателем, так и другими людьми;
  • разрушение семей из-за удалённости;
  • невозможность совершать какие-либо юридические действия (сделки, брак);
  • депортация, штраф, запрет на въезд в иностранные государства. Например, после принудительного выдворения из одной из стран ЕС могут наложить запрет на въезд во все страны Европейского Союза.

Страна, на территории которой проживает большое количество нелегалов, также получает негативные последствия:

  • неконтролируемую санитарно-эпидемиологическую ситуацию;
  • недополучение налогов ввиду того, что не происходят отчисления в бюджеты;
  • увеличение нагрузки на бюджет страны (на медицинское обслуживание, работу органов правопорядка и другие траты государства);
  • увеличение безработицы граждан и снижение доходов населения ввиду того, что рабочие места занимаются нелегалами;
  • перенаселение некоторых районов;
  • увеличение преступности и терроризма;
  • рост недовольства коренного населения.

Нелегальная миграция в России

По разным экспертным оценкам в 2019 году в России находятся от 8 до 10 миллионов незаконных мигрантов. Большинство из них прибыли из стран Средней Азии, Украины и кавказских республик. Нелегалы, как правило, занимаются неквалифицированным трудом. При этом создаются низкие стандарты оплаты труда: в 1,5-2 раза ниже, чем для легального работника, без какой-либо правовой защиты. Каждый нелегал вынужден опасаться проверки документов, а также рейдов полиции и миграционной службы. Российское законодательство предполагает, что нелегал должен быть оштрафован и выдворен за пределы нашего государства. Также предполагается запрет на въезд в страну.

Приток мигрантов

Основными причинами миграции в Россию можно назвать: огромные территории страны, постоянную потребность в рабочих руках и нежелание граждан страны работать на неквалифицированных работах. Одновременно с этим существует масса российских нанимателей, которые готовы брать на работу гастарбайтеров. Соответственно, они экономят на налогах и обязательных сборах. Таким образом, иммигранты знают, что в российской экономике есть значительная прореха и готовы её заполнить. Общую ситуацию усугубляет несовершенство законодательной базы и неорганизованная работа миграционной службы России.

Пути проникновения мигрантов в Россию

Некоторые гастарбайтеры пересекают российские границы в неохраняемых участках, однако основная масса будущих нелегалов в Россию прибывают на законных основаниях. Так как с большинством стран СНГ Россия поддерживает безвизовый режим, многие приезжают в нашу страну легально. Но по истечении 90 дней безвизового режима многие гости России превращаются в незаконных жителей. Часть нелегалов пересекают российские границы при помощи специальных организаторов, которые курируют данный сегмент теневой экономики. Они обеспечивают будущих нелегалов поддельными документами и проводят их через работающий таможенный пункт. В большинстве случае можно говорить о взяточничестве таможенников. Некоторые организаторы, находясь в сговоре с работодателями, трудоустраивают нелегалов на низкооплачиваемые работы (сельское хозяйство, строительство, сфера услуг). В результате въезд в страну и трудоустройство будут оплачены из кармана нелегала.

Ответственность за нелегальную миграцию

Российские правовые нормы ответственности предусмотрены для самого нелегала и для круга лиц, которые помогали ему в ассимиляции. Самые суровые меры наказания могут ожидать организаторов преступной группы, занимающейся перевозкой нелегалов. Так, например, организаторам массового незаконного пересечения российских границ грозит от 5 до 7 лет лишения свободы. Люди, которые взяли на себя ответственность за фиктивную регистрацию нелегала, могут получить до 3 лет лишения свободы и штрафы до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц применяются штрафы до ½ млн. рублей, лишение свободы и запрет занимать рабочие посты в течение 3 лет. Работодатель нелегала рискует получить штраф до ½ млн. рублей и административное наказание должностного лица в виде штрафа 40-50 тысяч рублей. На самого нелегала возлагаются следующие виды наказания: штраф до 5 тысяч рублей, депортация и запрет на въезд в Россию от 3 до 10 лет (в зависимости от срока нелегального пребывания в стране).

Процедура депортации

Организатором депортации нелегалов выступает российская миграционная служба. Срок исполнения решения – 5 дней. Иностранный гражданин обязан добровольно и за свой счёт покинуть Россию. Решение можно обжаловать в течение 90 суток со дня вынесения решения.

В том случае, если иностранец уклоняется от добровольного исполнения решения о депортации, то начинаются его поиски сотрудниками ФМС. Нелегал будет взят под охрану и помещен в специальное помещение. Ему будет обеспечено питание, медицинская помощь и необходимые бытовые условия. ФМС обеспечит доставку с конвоем на границу. Там сотрудники миграционной службы проставят штамп в паспорте о запрете въезда в РФ и принудительно переведут через границу. Таким образом выглядит депортация. Расходы на принудительную депортацию возлагаются на нелегала, его родственников, работодателя (если было приглашение, но срок визы прошёл), посольство страны эмигранта или правительство России (что бывает крайне часто).

Куда подать жалобу на нелегального мигранта?

Чтобы заявить о проживании или месте работы нелегалов, нужно написать заявление в миграционную службу или МВД. При этом заявление может быть от одного человека или группы лиц. Также можно подать жалобу без подписи (анонимно). Однако при подаче заявления к сотруднику правоохранительных органов или ФМС нужно прийти с паспортом. В жалобе нужно изложить суть дела, по возможности написать контакты (имена) нелегальных мигрантов. Органы правопорядка обязаны провести проверку в течение недели.

Нелегальная миграция в других странах

Все наслышаны о миграционном кризисе в Европе. Огромный поток беженцев из стран Африки и Ближнего Востока заполонил европейский континент. Беженцы также являются нелегальными мигрантами, однако мировые законодательные принципы выделяют беженцев как отдельную категорию граждан. Но классическое беженство от войн и разрушительных стихийных бедствий предполагает, что человек убегает из своей страны в любую ближайшую страну, готовую его принять. Он не занимается выбором страны и не передвигается по странам в поисках лучшей жизни. Он согласен на кров и мир. Журналистские расследования утверждают, что массовая миграция в Европу – это хорошо спланированное мероприятие, которое спонсируется заинтересованными лицами. Мигранты-нелегалы, бегущие в Европу, в преобладающем большинстве необразованные и абсолютно неграмотные люди, которые не умеют и не собираются работать. Если говорить о трудовой миграции и трудовых нелегалах, то самые массовые переселения наблюдаются в США и Китай.

Читайте также:
Как гражданам Таджикистана получить российское гражданство: проверка выезда, документы для оформления, возможные причины отказа, жизнь таджиков в России

Канада

Канаду называют страной иммигрантов, так как треть населения – это приезжие. Однако это не означает, что в этой стране преобладают нелегальные мигранты. Канадские власти вовремя оценили степень угрозы от массового вторжения нелегалов и псевдобеженцев, поэтому ввели визовые режимы практически со всеми странами третьего мира. Существенные изменения в миграционную политику Канады были внесены в период с 2008 по 2010 год. Теперь в стране наблюдается примерно 100-200 тысяч нелегалов, которые не могут нанести экономический урон стране. Преобладающее большинство нелегалов прибывают из США (между странами общая граница и безвизовый режим), а также из Филиппин (между странами принято соглашение о безвизовом транзите). На третьем месте среди нелегалов израильтяне.

Соединённые Штаты Америки не понаслышке знают, что такое незаконная миграция. Уже многие годы американское государство борется с массовой миграцией из Мексики и стран Латинской Америки. По различным аналитическим данным количество нелегалов в стране в 2019 году может колебаться от 13 до 40 млн. человек. При этом 2/3 нелегалов проживают в США более 10 лет.

Для незаконных переселенцев существует два основных пути:

  • приехать в США по визе и остаться после окончания её срока;
  • пересечение американских границ через неохраняемые участки.

Финляндия

Чаще всего нелегалы занимаются в Финляндии сбором лесных ягод и грибов. По финскому трудовому законодательству такой вид деятельности не считается трудовой занятостью. При этом предполагается, что человек занимается сбором ягод в качестве хобби и сдаёт урожай государственному специализированному учреждению. А так как Финляндия на 80 % покрыта лесами, количество нелегалов исчисляется десятками тысяч. На подобную нелегальную работу попадают несколькими способами:

  1. Попадают в трудовое рабство (посредник оформляет гостевую или туристическую визу, помогает пересечь границу, а потом отбирает паспорта).
  2. Добровольное решение работать по повышенной ставке, но без официального трудоустройства. В этом случае трудовой эмигрант имеет разрешительный документ и находится в стране на законных основания (в течение срока действия визы и на незаконных основаниях, если останется после просрочки визы).

Китай

По последним данным в Китае находится не менее 50 млн. незаконных мигрантов, включая примерно 1/3 млн. русских, украинцев и белорусов. Это настоящий феномен, учитывая тот факт, что в течение 20 лет именно китайцы нелегально стремились в Европу, Россию и Соединённые Штаты Америки. Они проникали в иностранные государства на кораблях с двойным дном и в фурах с овощами. Но мир изменился, и китайская экономика расцвела. Теперь Китай стал привлекательным для жителей более бедных стран. В Поднебесной стало очень много нелегалов из Африки. Со временем китайское правительство сильно ужесточило порядок получения визы и физически ограничило проникновение в страну. Строятся стены с колючей проволокой, по линии границы устанавливаются электронные датчики. Кроме того, в Китае стала работать программа «Охотники за головами»: китайцы, которые помогают в поимке нелегалов, получают денежное вознаграждение (100 юаней) и горячие линии разрываются от количества звонков. Полиция КНР регулярно проводит акции «100 дней разгона нелегалов», когда зачистке подвергаются целые кварталы. В прошлом году из Китая депортировали 200 тысяч нелегалов из США и Англии. В основном это преподаватели английского языка, которые приехали в страну как туристы, но остались работать в частных китайских школах «на птичьих правах». Руководство страны ужесточает наказание для тех лиц, которые помогают нелегалов.

Япония

В стране Восходящего Солнца практически нет нелегалов. В начале 2019 года японское Министерство Юстиции опубликовало официальные данные о нелегалах. Оказалось, что в Японии насчитали всего чуть более 74 тысяч нелегально проживающих граждан из общего количества населения (126 млн человек). При этом показатели ужаснули японцев, так как превысили предыдущие цифры на 11,5 %. Преобладающее большинство нелегалов приехало из Кореи, Вьетнама и Китая (примерно 45-46 % от общего количества), остальные из Таиланда, Филиппин, Индонезии, Сингапура и Малайзии. Примерно 1,5 % нелегалов неазиатской внешности. Мусульман-нелегалов в стране нет. Это связано с тем, что официальная Япония считает мусульманство экстремистской религией. В связи с опубликованными данными в Японии стали чаще проверять паспорта. Нелегалов ждёт незамедлительная депортация и пожизненный запрет на въезд в Японию.

Заключение

Нелегальная миграция – это распространённое мировое явление. Оно связано с изменением экономической карты мира: как только страна начинает развиваться и процветать, к ней появляется интерес жителей более бедных стран. Это явление вносит существенный дисбаланс в экономику принимающей страны и способно превратиться в миграционный кризис.

Как показывает практика, лучшим способом борьбы с нелегалами является ужесточение контроля на границах (применение современных технологий) в сочетании с усиленным контролем внутри страны (с привлечением населения). Однако «волшебного рецепта» от миграции нелегалов пока нет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: