Что означает реадмиссия в миграционном законодательстве

Что означает реадмиссия в миграционном законодательстве

В настоящее время для многих государств проблема борьбы с незаконной миграцией становится всё более актуальной. Это связано с тем, что граждане слабо развитых стран в поисках работы или по другим соображениям стремятся попасть в более развитые государства, при этом часто нарушая действующие законы, которые регламентируют легализацию там иностранцев. Известно, что для высылки из страны лиц, нарушивших правила въезда или условия пребывания, используется такая процедура, как депортация, однако при этом не многие знают, что такое реадмиссия иностранного гражданина. В то же время эта мера является довольно действенной для того, чтобы избавить свою страну от нарушителей миграционного законодательства.

Общая информация

Реадмиссия – это узаконенное согласие государства на то, чтобы ранее проживавшие на его территории лица, выехавшие за границу, в принудительном порядке были возвращены обратно. Реадмиссия простыми словами может быть описана следующим образом. Например, в Россию въехал нелегальный мигрант, который через некоторое время был выявлен органами ГУВМ МВД. После того как установлено, с территории какой страны он въехал, иностранец высылается.

При этом следует учитывать, что реадмиссия распространяется не только на лиц, являющихся гражданами той страны, на территорию которой они будут возвращены. Реадмиссия иностранного гражданина также вполне возможна. Например, если таджик нелегально въехал в Россию из Казахстана, то выслан он будет на территорию последнего.

Отличие от депортации

Реадмиссия и депортация имеют отличия.

При депортации лицо может быть выслано только в ту страну, гражданином которой оно является. Реадмиссия же позволяет выслать нарушителя миграционного законодательства на территорию той страны, из которой он прибыл, и при этом неважно, гражданство какого государства он имеет.

Депортация из России иностранных граждан осуществляется в тех случаях, когда с их стороны имеет место грубое нарушение миграционного законодательства.

Для депортации необходима одна из следующих причин.

  • Установленный незаконный въезд на территорию РФ.
  • Нарушение норм и правил проживания иностранца в России.
  • Отказ добровольно покинуть пределы страны после окончания срока действия документов, разрешающих законное проживание в ней (например, визы, разрешения на временное проживание).

Депортация может быть осуществлена только после того, как судом вынесено соответствующее решение.

Достаточно часто спрашивают, как проверить депортацию иностранного гражданина? Для получения такой информации следует войти на специальную страницу официального сайта ГУВМ МВД, ввести данные на иностранца, после чего можно будет получить всю информацию относительно его депортации. Данная услуга оказывается бесплатно, воспользоваться ею может любой желающий.

Помимо депортации, по отношению к нарушителям миграционного законодательства применяется административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина. Депортация и выдворение являются в определённой степени сходными понятиями, но имеют и отличия. Прежде всего, это касается источника финансирования. Если при депортации оплата всех расходов производится за счёт бюджета страны, с территории которой принудительно высылается иностранец, то в случае выдворения все расходы берёт на себя само лицо, подвергшееся такому виду административного наказания.

Помимо этого, при административном выдворении используется упрощенный порядок оформления документов, и весь процесс идёт значительно быстрее.

Миграционная политика и реадмиссия: Видео

Поиск и задержание иностранцев

Поиск подлежащих реадмиссии лиц осуществляется органами МВД. При задержании нелегалов они ставятся на специальный учёт, фотографируются и проходят дактилоскопию. При этом помещение их в специальные учреждения для временного содержания мигрантов осуществляется только в том случае, если есть основания полагать, что такое лицо может скрыться с места проживания.

Лицо, которому предстоит реадмиссия, имеет право на:

  • помощь адвоката;
  • медицинские услуги;
  • подачу апелляции.

Кроме того лицо, которому предстоит реадмиссия, может подать прошение о предоставлении убежища, изложив в нём имеющиеся для этого причины.

Причины реадмиссии

Основаниями для реадмиссии могут послужить нарушения, допущенные иностранцем при въезде на территорию РФ и в период нахождения в стране.

Основные нарушения, которые могут стать причиной реадмиссии, следующие:

  • въезд на территорию нашей страны с нарушением действующего законодательства;
  • нарушение нормативных актов, регламентирующих правила пребывания иностранных граждан в РФ;
  • использование поддельных документов, как для въезда, так и для легализации в России.

Любая из этих причин является достаточной для того, чтобы в отношении иностранца была начата процедура реадмиссии.

Заключение соглашения

Для того чтобы в отношении иностранного гражданина была возможна реадмиссия, между страной, которая хочет его отправить со своей территории и государством, из которого он въехал, должно быть заключено соответствующее соглашение.

В этом документе чётко прописывается процедура реадмиссии между двумя конкретными странами начиная от того, кто может быть ей подвергнут, и заканчивая сроками исполнения. При этом следует учитывать, что наполнение такого документа в каждом случае может быть разным, и, например, соглашение о реадмиссии между РФ и Литвой может отличаться от такого же документа, регламентирующего этот процесс между Россией и Беларусью.

Читайте также:
Что посмотреть в Вене за 1 день — 16 самых интересных мест

Как правило, инициаторами подобных соглашений являются страны, привлекательные для мигрантов. Процесс заключения таких межгосударственных соглашений далеко не всегда проходит гладко. Например, КНР, будучи заинтересованной в увеличении диаспор своих граждан практически во всех странах мира, такие документы ни с кем не подписывает, и борьба с незаконной миграцией китайских граждан проходит довольно сложно.

Как проходит процедура

Процедура реадмиссии достаточно проста. Реадмиссия иностранного гражданина входит в компетенцию ГУВМ МВД РФ, которое рассматривает поступившие в отношении иностранного гражданина документы.

Если установлено, что для выдворения иностранца имеются достаточные основания, то принимаются меры к установлению его местонахождения. После того, как он найден, на него оформляются необходимые документы, и он высылается из страны.

Условия отмены реадмиссии

Бывают ситуации, при которых процесс реадмиссии может быть отменён. Это возможно в тех случаях, когда в процессе проведения розыскных мероприятий установлено, что нелегал умер или пропал без вести, а также в случае урегулирования им вопроса о своём пребывании на территории РФ, например, получении статуса беженца.

Отсрочка

При наличии веских оснований процедура реадмиссии может быть отсрочена. Это возможно в следующих случаях.

  • Если лицо, подлежащее реадмиссии, является тяжелобольным и не подлежит перемещению.
  • Если лицо, обязанное покинуть нашу страну, осуществляет уход за проживающим в ней на законных основаниях тяжелобольным родственником.
  • При подаче документов на предоставление убежища.
  • Если в отношении подлежащего реадмиссии лица проводятся следственные действия.
  • Если в стране, куда лицо должно быть выслано, возникла чрезвычайная ситуация, например, землетрясение или опасная для жизни эпидемия.

Во всех случаях отсрочка носит временный характер, и как только послужившие для неё основанием причины будут устранены, реадмиссия будет осуществлена.

Указ Президента Российской Федерации от 15.06.2021 г. № 364

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Приостановить с 16 июня 2021 г. до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством:

а) течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства;

б) течение сроков действия свидетельств участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, действительных по состоянию на 15 марта 2020 г.;

в) течение сроков действия разрешений на временное проживание в Российской Федерации и видов на жительство, действительных по состоянию на 15 марта 2020 г., в случае если иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие такие документы, находятся за пределами Российской Федерации;

г) течение сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство либо являющихся высококвалифицированными специалистами, в случае если участники названной Государственной программы и члены их семей, иностранные граждане и лица без гражданства не въехали в Российскую Федерацию до истечения 6-месячного срока нахождения за ее пределами, необходимого для принятия решения об аннулировании свидетельства участника названной Государственной программы, разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство, разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту.

2. Установить, что:

а) до 30 сентября 2021 г. включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации;

Читайте также:
Жизнь в Новой Зеландии глазами русских, плюсы и минусы

б) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 г. включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.

3. Приостановить с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно течение сроков временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства зарегистрированы по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

4. Установить, что с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно:

а) иностранные граждане, являющиеся гражданами государств – членов Евразийского экономического союза, вправе заключать трудовые договоры или гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг) с работодателями или заказчиками работ (услуг) без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию;

б) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и к заявленной цели визита в Российскую Федерацию;

в) работодатели или заказчики работ (услуг), получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, при условии выполнения установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, разрешений на работу без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

5. Установить, что иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять трудовую деятельность до истечения сроков действия трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), патентов или разрешений на работу, оформленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа.

6. Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.

7. Настоящий Указ вступает в силу с 16 июня 2021 г.

Реадмиссия: понятие, особенности и виды

Нередко возникают ситуации, когда человек уезжает в другую страну, но из-за определенных обстоятельств ему необходимо вернуться обратно. Данная проблема относится к миграционной политике государств и имеет название «реадмиссия». Процедура направлена на защиту своих граждан, благодаря ей человеку обеспечена сохранность прав и законных интересов. Чтобы подробнее узнать о процессе реадмиссии, рекомендуется изучить ее виды, причины, а также рассмотреть список стран, подписавших соглашение о процедуре.

Что означает реадмиссия в миграционном законодательстве

Проблемы, возникающие из-за массовой миграции граждан в различные страны, связаны с уровнем развития государств. Невозможность заработать достойную сумму на жизнь подвигает людей уехать в более благополучную страну, чтобы там заниматься трудовой деятельностью. С регулировкой нелегальных миграционных потоков хорошо справляется такое понятие как «реадмиссия». Оно подразумевает процедуру приема государством своих граждан, а также иностранцев, которые ранее проживали на территории или временно на ней находились.

Пример такого процесса выглядит так: приезжает нелегальный мигрант, который не имеет соответствующих документов для законного нахождения в стране. После того, как факт его пребывания на территории чужого государства вскрывается, человека высылают обратно в то государство, где он проживал ранее. Миграционное законодательство гарантирует сохранность прав и интересов нелегальных приезжих.

Читайте также:
Какие страны входят в Великобританию, входит ли она в Евросоюз и Шенген?

Реадмиссия – принудительное возвращение

Договор государства могут заключить с иными территориями, а потом, согласно ему, принимать обратно как граждан, так и иностранных подданных, проживавших здесь ранее. Реадмиссия может рассматриваться как принудительное возвращение человека на родину, этому предшествует список причин. Сам процесс регулируется специальным положением в законодательстве, этот акт должны обоюдно соблюдать обе стороны подписанного договора.

Принудительно вернуть гражданина на родину может любое государство, участвующее в подписании акта. При этом принудительное выдворение не требует согласия человека, а является административным наказанием за нарушение закона. В таком случае мигрант отправляется в то государство, в котором он проживал ранее, независимо от того, имеет ли он гражданство в указанной стране.

Виды принудительного возвращения в страну проживания

Реадмиссия означает возвращение, она подразделяется на виды:

  • Административное выдворение. Данный процесс является наказанием для мигрантов, которые нарушили закон в период своего пребывания на территории другой страны. Это своеобразная мера административной ответственности за правонарушение. В России данное положение регулируется Кодексом об Административных правонарушениях, процедура заключается в принудительном и контролируемом перемещении лиц за пределы государственной границы. Также может осуществляться добровольное выдворение, но его реализация происходит только под контролем соответствующих органов. Решение о выдворении могут принимать органы пограничного контроля, а также суд.
  • Депортация. Под определением данного понятия подразумевают принудительную высылку иностранного гражданина с территории государства за нарушение или прекращение законных оснований его пребывания в этой стране. Решение о депортации принимается территориальным органом миграционной службы.

Реадмиссия иностранного гражданина схожа с указанными выше понятиями, но имеет отличия. У процедуры существует ряд оснований, которые являются определяющими при оглашении решения.

Причины реадмиссии, отличие от депортации

Существует несколько отличий реадмиссии от депортации, они заключаются в следующем:

  • во время депортации мигрант отправляется в ту страну, гражданином которой он является, а во время процедуры он будет отправлен в то государство, в котором проживал ранее, до переезда на указанную территорию;
  • реадмиссия осуществляется только по соглашению международного образца, тогда как депортация не требует предварительных договоров;
  • депортация может быть оспорена в суде, тогда как реадмиссия является окончательным решением вышестоящих органов и не подлежит обжалованию.

Основными причинами данной процедуры являются незаконный въезд на территорию другой страны, махинации с документами, их подделка, а также незаконное трудоустройство.

Соглашение о реадмиссии: в чем суть

Рассматривая положение соглашения о реадмиссии, стоит отметить, что суть данной процедуры заключается в передаче запрашивающим государством и принятии запрашиваемым государством лиц, чье проживание и пребывание на чужой территории было признано незаконным. Разница между депортацией или административным выдворением в обоюдном участии в процессе двух государств. Например, в России было подписано Соглашение с Европейским Сообществом от 25 мая 2006 года, которое включает основные условия и положения:

  • финансовое обеспечение мигрантов;
  • условия их транзита;
  • правила, по которым можно законно въехать на территорию;
  • способы защиты личных данных;
  • условия определения гражданства.

В Российской Федерации, согласно закону, всем лицам, которые попадают под процесс, обеспечивается сохранность прав и защита интересов, представляемых другим принимаемым государством.

Процесс реадмиссии: действия мигрантов

Все иностранные лица проходят строгий учет, данные каждого человека фиксируются. В процессе реадмиссии из России мигранты заполняют анкеты, указывая личную информацию, а также фотографируются. Весь материал заносится в базу данных, на момент ожидания иностранцам нужно находиться в специальном учреждении.

Если иностранное лицо проявляет агрессию или существует угроза его побега, то мигранта заключают под стражу на время оформления документов и разрешений на выезд с территории РФ. При необходимости субъектам иностранных государств предоставляют услуги медицины, адвоката, а при надобности могут отправить в консульство или посольство той территории, где субъект проживал ранее. До 2016 года процедурой занималась ФМС России, после указанного периода полномочия были переданы органам МВД.

Механизм задержания и передачи иностранных граждан

Поиском лиц занимается подразделение МВД. Во время задержания нелегальных мигрантов их доставляют в учреждение и постанавливают на учет. При этом обязательно происходит фотографирование и процедура дактилоскопии. Помещать мигрантов в специальные учреждения разрешается лишь в том случае, если существует угроза побега иностранного лица с места его проживания, а также при отсутствии документов, удостоверяющих личность.

Механизм передачи мигранта подразумевает перемещение иностранного лица за пределы государственной границы той местности, где он пребывал. Сама передача осуществляется территориальным органом в сфере миграции, с предварительной договоренностью о месте выезда и принятия мигранта другим государством.

Отмена или отсрочка реадмиссии: основания

Процедуру можно отсрочить или отменить. Для отсрочки необходимы следующие условия:

  • мигрант имеет тяжелое заболевание и не является транспортабельным;
  • иностранное лицо осуществляет уход за тяжелобольным родственником на территории страны;
  • мигрант подает документы о предоставлении убежища;
  • проводятся следственные мероприятия по отношению к иностранному лицу;
  • страна назначения переживает природные или другие бедствия, например, землетрясение или эпидемии опасных заболеваний.

Отменить процесс также возможно, но это происходит в редких случаях. Например, когда осуществляется розыск нелегалов, в итоге оказывается, что мигрант умер или пропал без вести. Если же нелегальное лицо предоставляет документы о статусе беженца или решает вопросы своего нахождения на территории государства, реадмиссия также может быть отменена.

Страны, с которыми у России имеются соглашения о реадмиссии

Главное отличие от других видов выдворения из страны – двухстороннее заключение договора. На данный момент Россия подписала соглашение со следующими государствами:

  • Швейцария;
  • Украина;
  • Киргизия;
  • Узбекистан;
  • Дания;
  • Литва;
  • Армения;
  • Турция;
  • Норвегия;
  • Вьетнам;
  • Исландия.
Читайте также:
Средняя зарплата в Краснодаре в 2021 годах — делимся знаниями

Большое значение при составлении договора имеет месторасположение стран, так как многие государства являются основными «поставщиками» нелегальных мигрантов. Благодаря такому соседству количество иностранных лиц постепенно увеличивается, а регулировкой административных нарушений как раз занимается данное соглашение.

Страны, отказавшиеся от подписания соглашений о реадмиссии

Отдельно можно выделить перечень стран без соглашения о реадмиссии. Такие государства не видят ничего плохого в пребывании на своей территории нелегальных иностранных лиц и наоборот, способствуют притоку мигрантов. Посольства таких стран отказываются принимать обратно своих граждан, тем самым способствуя созданию диаспор за рубежом.

Ярким представителем страны, отказавшейся от реадмиссии, является Китай. Государство приняло сознательный отказ по простым причинам: государство стремится к увеличению количества своих граждан за пределами страны. Это объясняется серьезными внутренними проблемами демографического характера, когда на территории наблюдается перенаселение.

Зная, что такое реадмиссия иностранного гражданина, можно сделать вывод о том, что данная процедура является необходимой для многих стран. Она помогает защитить интересы своих граждан и не допустить их депортации в конкретных случаях. Реадмиссия проводится по обоюдному соглашению двух стран и в определенных ситуациях может быть отсрочена или отменена.

Что такое реадмиссия

Такое явление, как реадмиссия, связано с ежегодно возрастающей нелегальной эмиграцией. Население слабых в социальном и политическом плане стран переезжает в более благополучные государства. Причем делает это без соблюдения миграционных правил и норм, нарушая законодательство страны, в которую прибыли.

Депортация и выдворение с территорий стали неактуальными. Порядок, предусмотренный этими процедурами, требует больших затрат. При современном состоянии проблемы для многих государств, к примеру, для Российской Федерации, нелегальная иммиграция начала представлять угрозу для экономики страны. Решать вопрос старыми методами означает нести огромные убытки. Реадмиссия стала выходом из сложившегося положения дел. Благодаря ей, согласно договору, заключенному между странами, можно нарушителя миграционного режима не только депортировать, но и, воспользовавшись реадмиссией, сделать это с меньшими затратами на транспортировку и оформление документов.

Что представляет собой процедура

Регулирование потоков мигрирующего населения — это проблема не сегодняшнего дня. Она существует с тех пор, как появилась государственность. Сегодня вопрос достиг неслыханных масштабов. В результате была введена реадмиссия. Ее суть в том, что высылку мигрантов производят не только в их родное государство, но и в иные страны, где граждане находились до прибытия в последнюю государственную единицу, высылающую их.

Если копнуть глубже вопрос, что такое реадмиссия, получим исходник на английском языке to readmit, что означает ‘принимать назад’. То есть имеются в виду не столько высылки или депортации, сколько прием, для которого предусмотрен специальный порядок. Причем принимающие государства не препятствуют возврату не только своих граждан, но и иностранных. Важное условие состоит в том, что иностранцы попали на территорию, подвергающую их высылке, из государства, куда депортируются.

По закону, процедура реадмиссии не должна нарушать прав высылаемых лиц и нарушать законодательства других стран. Ее цель — защита интересов сторон.

Процедура имеет отличия от аналогичных процессов, цель которых — избавление от нелегально находящихся на территории иммигрантов.

Существующие типы выдворения нелегалов

Есть три варианта выдворения с государственных территорий, которые отличают по сути:

  1. Административное выдворение.
  2. Депортация.
  3. Реадмиссия.

В первом случае речь идет об иностранных гражданах, которые совершили правонарушение, либо их нахождение в стране идет вразрез с ее законами. Это принудительный способ, который считается наказанием. Человека высылают домой без его на то согласия. Речь может даже идти о помещении иностранного гражданина под стражу. Решение о том, что он должен быть выслан на родину, принимают судебные органы.

Читайте также:
Что посмотреть в Афинах за 3 дня — 16 самых интересных мест

Под депортацией понимают также принудительную форму отправки иностранца. Основанием является его закончившееся право жить на территории выдворяющей страны. Это также является наказанием. Только в данном случае принятие решения берут на себя миграционные службы. У иностранца, подлежащего процедуре, есть право написать заявление в суд и обжаловать действия ГУВМ МВД.

И в первом, и во втором случае базовым основанием для принятия решений является национальное законодательство. Нарушитель отправляется в страну, гражданином которой является, или туда, где он постоянно проживает. Параллельно с этими действиями ГУВМ или суд направляет в консульство страны, к которой принадлежит высылаемый, соответствующее уведомление.

Последним и самым новым вариантом направления граждан за границы государства является реадмиссия. Она в корне отличается от двух предыдущих процедур. Это не наказание. На осуществление процедуры должно быть согласие принимающей стороны. Базовые документы приняты на международном уровне. Между сторонами, отправляющей и принимающей, должны быть заключены договоры. Решение на реадмиссию, как и в предыдущем случае, принимает ГУВМ.

Что представляют собой международные соглашения

Для административного выдворения и депортации не требуется договоров с государствами, куда будет направлен мигрант. Отличие to readmit в том, что для процедуры необходимо соглашение о реадмиссии, подписанное сторонами.

Если договор отсутствует, процедура не может быть осуществлена. Подлежащего высылке гражданина придется выдворять путем наказания.

Соглашения всегда включают:

  • Урегулирование финансовой стороны вопроса.
  • Гарантию защиты персональных данных лиц.
  • Рассмотрение условий транзита.
  • Установку временных границ.
  • Список лиц, подлежащих процедуре.
  • Перечень исключений из принимаемых сторонами обязательств.
  • Подтверждение гражданской принадлежности высылаемых.

Защита интересов лиц предполагает сохранение целостности семей. В договорах обязательно оговариваются действия в отношении несовершеннолетних и инвалидов. Отличие реадмиссии в том, что процедура никого не наказывает, она не является административной мерой ответственности.

В основе соглашений зачастую лежат некие условия, предусмотренные для решения других миграционных вопросов. К примеру, Российская Федерация пошла на договор о реадмиссии с Литвой, чтобы обеспечить своим гражданам упрощенный транзит через литовские территории в Калининград и область. Основанием для подписания соглашения с Европейским Союзом послужило облегчение визовых правил между сторонами.

Российская Федерация нацелена на продолжение заключения соглашений о реадмиссии с государствами, из которых непрерывным потоком «вливаются» незаконные иммигранты. Контролировать этот поток в настоящее время невозможно. Еще сложнее ситуация в Европейском Союзе. Новый порядок выдворения нелегалов призван облегчить ситуацию и снизить экономическое давление на страны.

Как проходит процесс высылки

На первом этапе процесса реадмиссии подается ходатайство о том, что некими гражданами нарушается миграционный режим, в результате государство просит принять их. Далее, осуществляется обработка документации. Все лица, подлежащие высылке, разделяются на две категории:

  1. Иностранцы для принимающей стороны.
  2. Граждане принимающей стороны.

В обоих случаях должно быть документальное подтверждение того, что по закону высылающей стороны гражданин является нарушителем миграционного режима.

В отношении иностранных граждан нужны доказательства, что они прибыли именно с территорий, куда их намерены возвратить.

В завершении процесса будет либо согласие на прием лиц, входящих в список, либо отказ. Во втором случае гражданина нельзя выслать.

Для реадмиссии подходят следующие обстоятельства:

  • Трудоустройство, противоречащее законодательству.
  • Подделка документов.
  • Незаконное пересечение границы и т. п.

Перечисленные факты должны быть документально подтверждены. Только при таком условии лица будут приняты в рамках to readmit.

Процедура задержания и отправки из страны

Граждане, попадающие под реадмиссию, ставятся на учет. Их подвергают дактилоскопии и фотографируют. Процессом в различных государствах занимаются специальные ведомства. Их задача — вести учет иностранных лиц, заботиться о помещении для их проживания в нормальных условиях, если на то есть необходимость.

Дактилоскопия- обязательная процедура при постановке эмигранта на учет

Если подопечные службы нуждаются в какой-либо помощи, она должны быть им предоставлена. Это может быть обращение в суд, направление в консульство или медицинское учреждение.

Задержанные лица при изъявлении желания должны быть обеспечены следующим:

  • Возможностью ходатайствовать о предоставлении убежища.
  • Поддержкой адвоката.
  • Медпомощью.
  • Возможностью в установленном порядке подать заявление на апелляцию.

В исключительных случаях, когда установлена вероятность побега, граждане, подлежащие высылке в рамках реадмиссии, могут быть размещены в специализированных помещениях, находящихся в ведении ГУВМ. Это правило не распространяется на тех, кто попал в государство как жертва торговли людьми, несовершеннолетних, не имеющих сопровождения, и семей с детьми, не достигшими совершеннолетия, инвалидов и т. п.

Читайте также:
Посольство Армении в Москве. Адрес, телефоны, официальный сайт армянского посольства в России

Перед осуществлением непосредственно процедуры реадмиссии оговаривается время и место, где она будет проведена. Пока иностранцы находятся на территории государства, за соблюдением их прав следят органы исполнительной власти.

Когда речь идет о возврате не достигших совершеннолетия граждан, не имеющих сопровождения, их могут выдать принимающей стороне только в том случае, если она докажет, что способна обеспечить их защиту.

Когда реадмиссия может быть отменена или отсрочена

Предусмотрено несколько причин, по которым реадмиссия может быть отменена, а именно:

  • Добровольный выезд иностранца из страны.
  • Когда было принято решение предоставить подлежащему высылке временное убежище.
  • Переход из статуса нелегала в статус беженца.
  • Когда гражданин официально признан пропавшим без вести.
  • Смерть лица, подлежащего реадмиссии.

А также процесс может быть приостановлен по следующим причинам:

    • Участие гражданина в следствии или процессе суда.
    • Заключение под стражу.
    • Возникновение форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, пожары и т. п.).
    • Когда иностранец ходатайствует о получении статуса беженца или официально просит убежище.
    • В случаях тяжелых заболеваний лиц, подлежащих высылке.

Не все государства готовы идти на заключение договоров о реадмиссии, некоторые заинтересованы, чтобы их зарубежные диаспоры разрастались.

Что такое реадмиссия иностранных граждан и как она исполняется

С каждым годом посещение других стран становится все более простой процедурой. Однако до сих пор существует проблема нелегальной миграции населения. Все государства уделяют большое внимание контролю за въезжающими на их территорию лицами.

При обнаружении нарушений законодательства страна выдворяет нарушившее закон лицо. Одним из таких инструментов является реадмиссия. Что такое реадмиссия иностранного гражданина? Расскажем об этом в нашей статье.

Определение реадмиссии

Реадмиссия — что это такое? Этим термином определяется обратный прием государством своих граждан или иностранцев, проживающих на территории этого государства.

Основной нормативный документ, регулирующий данный вопрос, — Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в частности статья 32.2.

Этой процедуре подлежат лица, нелегально находящиеся на территории России, осуществившие въезд по поддельным документам, незаконно осуществляющие трудовую деятельность. Однако есть и исключения.

Не подвергаются отправке назад следующие категории лиц:

  • с тяжелыми заболеваниями, угрожающими здоровью, или смертельными;
  • нарушившие миграционные правила;
  • у которых умер или находится в тяжелом состоянии близкий родственник;
  • подавшие заявление на предоставление статуса беженца или получение убежища;
  • участвующие в следственных действиях или уголовном делопроизводстве;
  • осужденные в соответствии с УК РФ.

Справка. Также процедура приостанавливается во время стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Отличия от депортации

Реадмиссия и депортация имеют отличия. К основным отличиям относят следующие:

  • при депортации мигрант выдворяется на территорию страны, гражданином которой он является. При реадмиссии — в государство, с территории которого он прибыл в Россию. При этом гражданство лица не имеет значения;
  • реадмиссия, в отличие от депортации, основана на предварительной договоренности между странами, в частности на международном договоре Российской Федерации о реадмиссии;
  • выдворение по договоренности не подлежит обжалованию в суде. Депортацию можно оспорить.

Важно! В отличие от всех иных видов выдворения граждан, при реадмиссии задействованы две стороны: принимающая и передающая.

Виды реадмиссии

В зависимости от того, в отношении каких лиц проводится процедура выдворения, различают следующие виды реадмиссии:

  1. Реадмиссия российских граждан. Проводится в отношении российских подданных, выехавших за пределы РФ и нарушивших миграционные правила страны, на территории которой они находятся.
  2. Реадмиссия граждан третьих стран и лиц без гражданства. Проводится силами специальных органов РФ в отношении лиц, нарушивших миграционные правила, находясь на территории России.

Как заключается соглашение

Проведение процедуры возможно только при наличии заключенного между странами соглашения. Как правило, страны заключают такой договор с соседями — основными «поставщиками» нелегальных мигрантов.

Российская Федерация заключила такие договоры со следующими странами:

  • Украина;
  • Киргизия;
  • Швейцария;
  • Армения;
  • Турецкая Республика;
  • Норвегия;
  • Литва;
  • Узбекистан;
  • Исландия;
  • Вьетнам;
  • Дания.

Соглашение содержит в себе основные условия и механизмы, согласно которым производят процедуру выдворения. Среди них:

  • категории лиц, которые могут быть подвержены реадмиссии, и исключения;
  • правила определения гражданства;
  • правила определения въезда на территорию РФ;
  • условия транзита и перемещения граждан, место их передачи;
  • способы защиты персональных данных;
  • вопросы финансового обеспечения.

Соглашение также определяет особые условия в отношении инвалидов, детей и иных социально незащищенных групп. В нем закрепляются права и обязанности принимающей и выдворяющей сторон.

Читайте также:
Уведомление об отказе в выдаче загранпаспорта

Порядок исполнения

Граждане, которым предстоит процедура реадмиссии, подвергаются строгому учету. Их фотографируют, заполняют анкету и передают сведения в банк данных. Сами граждане временно размещаются в специальных учреждениях.

В исключительных случаях, когда существует вероятность побега или от лица исходит угроза окружающим, гражданина помещают под стражу. По запросу граждан им предоставляют медицинскую помощь, адвоката, отправляют в суд, консульство или посольство.

Передача граждан проводится силами уполномоченного органа по вопросам миграции. До 2016 года эту функцию осуществляла ФМС, а после полномочия перешли соответствующим подразделениям МВД.

Заключение

Реадмиссия зарекомендовала себя как один из наиболее успешных методов борьбы с нелегальной миграцией. Это связано с тем, что в первую очередь она основана на взаимовыгодных договоренностях между странами. В процесс вовлечены две стороны: принимающая и передающая.

Охрана правопорядка

08.09.2016г.

Участие прокурора при рассмотрении административных дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение

Вопросы реадмиссии регулируются Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», главой 28 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с действующим законодательством депортация – это принудительное и контролируемое перемещение или самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации в случае совершения ими административного правонарушения или отсутствия законных оснований пребывания на территории Российской Федерации. Реадмиссия – это передача запрашивающим государством запрашиваемому государству иностранных граждан или лиц без гражданства, чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными.

Депортация и реадмиссия осуществляются Российской Федерацией в отношении иностранных граждан государств, с которыми заключены международные договоры о правовой помощи.Например, такое соглашение о реадмиссии заключено 25.05.2006 в г. Сочи между Российской Федерацией и Европейским сообществом.

Передача или прием иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии.

В случае задержания иностранного гражданина в пределах приграничной территории передача данного иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству на основании международного договора Российской Федерации о реадмиссии осуществляется по ускоренной процедуре соответствующим пограничным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на основании решения о реадмиссии по ускоренной процедуре данного иностранного гражданина, которое принимается должностным лицом, уполномоченным руководителем федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на принятие таких решений .

Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении. В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность. (ч.ч. 1, 1.1, 2 ст. 32.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Специальными учреждениями, в которых содержатся иностранные граждане, подлежащие реадмиссии, являются подведомственные Федеральной миграционной службе России центры для содержания лиц, подлежащих реадмиссии.

Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение на срок, не превышающий 48 часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя.

В остальных случаях помещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальное учреждение может осуществляться только на основании решения суда.

Порядок производства по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении установлен главой 28 КАС РФ.

Представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии, подается Административное исковое заявление рассматривается и разрешается судом в сокращенный 5-дневный срок.

В судебном заседании должны принимать участие административный истец и гражданин, в отношении которого решается вопрос о помещении в специальное учреждение или о продлении срока пребывания в таком учреждении. Иностранному гражданину должно быть обеспечено право на переводчика, если он не владеет языком, на котором ведется судопроизводство.

Читайте также:
Средняя зарплата в Краснодаре в 2021 годах — делимся знаниями

Обязательным является и участие прокурора при рассмотрении дел данной категории.

Реадмиссия: что это, когда и к кому применяется

Миграционная ситуация остается напряженной по всему миру. Нелегальные мигранты готовы тратить десятки тысяч долларов и рисковать жизнью, лишь бы добраться до более благополучных стран. Государства, наоборот, ищут все более эффективные инструменты борьбы с нелегальной миграцией и нелегалами. Одним из таких инструментов является реадмиссия. Сегодня мы подробно разберемся, что собой представляет этот миграционный инструмент, в отношении кого и в каком порядке он применяется, и ответим на множество других вопросов.

  1. Общая информация
  2. Отличия реадмиссии от депортации и выдворения
  3. Причины и основания применения реадмиссии
  4. В какие страны допустимо принудительное возвращение
  5. Межгосударственные соглашения о реадмиссиии
  6. Страны, с которыми подписаны соглашения
  7. Почему страны не хотят подписывать договоры о реадмиссии
  8. Процедура реадмиссии
  9. Особенности реадмиссии детей
  10. Отсрочка или прекращение процедуры
  11. Заключение

Общая информация

Внешняя нежелательная миграция является межгосударственной проблемой. Страны исхода ежедневно наводняют внешние границы Российской Федерации и других стран тысячами нелегалов, ищущих лучшей жизни. Потому проблемы нелегальной миграции могут быть решены лишь совместными усилиями заинтересованных государств. Одним из инструментов решения таких проблем является реадмиссия.

Реадмиссия – это один из вариантов высылки нелегалов. В этом случае обязательства по их принятию возлагаются на государство, с территории которого они нелегально прибыли в страну высылки.

Если рассматривать реадмиссию с точки зрения принимающей стороны, то это согласие государства принять нелегала обратно на свою территорию, с которой он в незаконном порядке попал на территорию высылающей страны. Простыми словами, реадмиссия – это право одного государства выслать нелегала на территорию приграничной страны его незаконного въезда, которая обязана, в свою очередь, его принять.

При применении реадмиссии гражданство нелегала не всегда имеет значение. Как правило, он может быть направлен лишь в ту страну, из которой он прибыл, – соответственно, принимающая сторона должна его принять независимо от гражданской принадлежности. Так как это невозможно выполнить без взаимодействия государств, правовое регулирование этого процесса осуществляется в соответствии с международными договорами. Подписание таких договоренностей – приоритет миграционной политики множества стран, в том числе России, ЕС, США.

Параллельно понятие, процесс и содержание реадмиссии урегулированы и внутренним законодательством. Этому, в частности, посвящена глава 5.1 Федерального закона от 25.07.2002 ФЗ №-115 «О правовом положении иностранцев в РФ» (далее – ФЗ № 115). В ней, в частности, подробно описана процедура высылки, применяемые в ее рамках другие процедуры, возможности приостановления и прекращения и другие особенности. Но о них позже.

Важно понимать, что с правовой точки зрения реадмиссия не является мерой ответственности за нелегальное пребывание на территории страны. Это качественно отличает ее от депортации или, например, выдворения.

Отличия реадмиссии от депортации и выдворения

На первый взгляд, административное выдворение, депортация и реадмиссия представляются понятиями одного порядка. Но это не так, и вот почему:

  1. Выдворение – мера административной ответственности, назначается, как правило, судом, может быть обжалована и предполагает запрет на дальнейший въезд. Реадмиссия же проводится во внесудебном порядке и не предполагает обжалования.
  2. Депортация применяется в отношении лиц, которые имели, но утратили законные основания для пребывания на территории страны. Реадмиссия же предполагает, что у иностранного гражданина изначально не было оснований для законного пребывания.
  3. Депортация и выдворение – категории исключительной компетенции национального законодательства, в отличие от реадмиссии, решение по которой принимается на межгосударственном уровне.
  4. Еще одно отличие депортации от реадмиссии заключается в принимающей стороне. В первой процедуре высылка осуществляется в страну гражданства. Реадмиссовать же, как правило, можно лишь туда, откуда лицо приехало, хотя возможны и исключения.

Причины и основания применения реадмиссии

Внедрение реадмиссии и ее распространение как инструмента межгосударственной миграционной политики обусловлено рядом причин:

  • изначальной предпосылкой возникновения такого института стало стремление государств к организации процесса выявления и принудительного возвращения нелегалов в страны их постоянного проживания таким способом, чтобы обеспечить соблюдение основополагающих прав человека. Межгосударственное регулирование – гарантия их соблюдения;
  • позже, по мере ухудшения ситуации с миграцией в мире, она стала инструментом реализации национального миграционного законодательства и непосредственно защиты границ цивилизованных стран. Наиболее активное распространение она получила среди европейских стран, которые в настоящее время больше всех страдают от нелегальной миграции;
  • параллельно реадмиссию можно рассматривать как инструмент принуждения государства к более жесткому контролю своих границ. Например, соглашение об упрощенном порядке транзита в Калининградскую область было достигнуто между Литвой и Россией только после заключения соглашения о реадмиссии.
Читайте также:
Что посмотреть на Мальте самостоятельно. Или 3 причины поехать на Мальту

Что касается оснований применения этого инструмента, то они обычно оговариваются условиями двустороннего или международного договора. Формулировки в разных документах могут отличаться, но суть обычно одна и та же: реадмиссии подлежат лица, которые не соответствуют или перестали соответствовать правилам въезда из страны, условиям временного пребывания или проживания, установленным законодательством страны их въезда/пребывания/проживания.

В какие страны допустимо принудительное возвращение

Международное законодательство позволяет принудительно возвращать мигрантов лишь в те страны, с которыми высылающая сторона имеет соответствующее соглашение. Без него процесс реадмиссии невозможен даже теоретически, при этом считается, что реадмиссовать мигранта можно лишь в ту страну, из которой он приехал в Россию. И это правильно лишь отчасти. Дело в том, что возможность возвращения иностранца в ту или иную страну оговаривается содержанием межгосударственного договора.

Анализ подписанных РФ соглашений позволяет нам сделать вывод, что принудительное возвращение из РФ осуществляется в страну:

  • из которой иностранец въехал в Россию, имея при этом на момент въезда действительную визу этого государства;
  • из которой иностранец въехал в Россию незаконно, независимо от наличия у него разрешительных документов на пребывание/проживание в этой стране на момент въезда;
  • в которой иностранец имеет вид на жительство или иной разрешительный документ для постоянного проживания или же гражданство, даже если он попал в Россию не из этой страны.

Таким образом, страна, из которой мигрант прибыл незаконно, – лишь один из вариантов, куда российские пограничные службы могут вернуть иностранца. Конечный выбор страны-адресата остается за ними и зависит от конкретной ситуации. При этом наличие документальных доказательств возможности высылки в конкретную страну является обязательным. Но и существование межгосударственного соглашения с конкретным государством остается при этом главным условием реадмиссии.

Межгосударственные соглашения о реадмиссиии

Межгосударственные соглашения о реадмиссии, подписанные Россией, являются единственным основанием, по которому допустимо принудительное возвращение иностранца в этом порядке. Параллельно они являются единственным источником межгосударственного правового регулирования взаимоотношений в этой сфере.

Такими соглашениями устанавливаются:

  • взаимные обязательства стран друг перед другом в рамках реадмиссии;
  • порядок предоставления доказательств наличия основания для принудительного возвращения, в частности порядок представления документов;
  • порядок и сроки подачи соответствующих ходатайств, сроки предоставления решения по ним, в том числе по упрощенной процедуре;
  • порядок отклонения ходатайств;
  • условия передачи и виды транспорта, порядок и процедура транзита, порядок несения расходов по реадмиссии, порядок разрешения межгосударственных споров и так далее.

Для наиболее полного урегулирования вопросов, связанных с реализацией подписанных договоров, страны также подписывают исполнительный протокол к соглашению о реадмиссии.

Такой протокол, как правило, содержит:

  • перечень органов и служб от каждой из стран, компетентных рассматривать вопросы реадмиссии;
  • полный перечень документов, доказывающих наличие оснований для возвращения гражданина;
  • необходимость и порядок проведения собеседования с иностранцем;
  • перечень данных в запросе на возврат иностранца;
  • сопровождающие лица, порядок прохождения реадмиссии, язык, порядок несения расходов и прочие вопросы.

Еще раз напоминаем, что указанные соглашения и протоколы к ним являются основным источником правового регулирования отношений по принудительному возврату граждан. И именно они могут устанавливать те или иные особенности.

Страны, с которыми подписаны соглашения

Перечень стран, с которыми Российская Федерация заключила соответствующие дву- или многосторонние соглашения о реадмиссии, представлен в таблице ниже.

Обращаем внимание, что каждое из указанных соглашений имеет свои особенности. Например, Соглашение о реадмиссии между Россией и ЕС предполагает, что соответствующие исполнительные протоколы принимаются РФ не с самим Союзом, а с каждой страной Евросоюза отдельно. Такие протоколы в частности подписаны между Россией и Швецией, Нидерландами, Мальтой, Австрией, Финляндией, Словацкой Республикой, Францией, Бельгией, Польшей и другими странами.

Есть и другие яркие примеры. В частности, международный договор о реадмиссии между Казахстаном и Россией, согласно которому страны соглашаются на взаимный принудительный возврат не только лиц, которые въехали на территорию стран-подписантов незаконно либо имеют в них право на проживание/пребывание, но и граждан этих стран. Например, если гражданин Казахстана приехал в Россию для натурализации из страны, с которой у РФ нет соглашения, и основания для его пребывания были аннулированы, РФ может запросить его возврат в Казахстан.

В некоторых случаях возможность реализации соглашения определяется отношениями между странами. Например, новый договор между РФ и Украиной действует с 2021 года, однако в силу сложившейся в регионе обстановки и отношений между государствами выполнение достигнутых соглашений крайне затруднительно.

Читайте также:
Что посмотреть в Вене за 1 день — 16 самых интересных мест

Почему страны не хотят подписывать договоры о реадмиссии

Подписание реадмиссионных соглашений – приоритет лишь для развитых стран, которые стремятся ликвидировать или хотя бы минимизировать нелегальные миграционные потоки. Другие же страны, наоборот, стремятся избежать такого подписания, как правило, это страны исхода нелегалов. Например, несмотря на длительные переговоры, на момент подготовки публикации до сих пор не подписан договор с Таджикистаном. Связано это с массовостью миграционных потоков между странами, ведь большинство депортированных из РФ – таджики.

Второй важный момент – транзит. Страны, через которые пролегают крупные миграционные потоки на пути в более благополучные государства, отказываются принимать таких мигрантов на свою территорию. Впрочем, отказ их принимать может быть предусмотрен и соглашением.

Процедура реадмиссии

Как уже сказано, конкретный порядок осуществления процедуры реадмиссии иностранного гражданина и лица без гражданства с территории РФ регулируется не только международными договорами, но и внутренним законодательством.

Так, в соответствии со ст. 32.2 ФЗ № 115 процедура включает следующие этапы и действия:

  1. Выявление лица, подлежащего реадмиссии. Такими полномочиями наделено лишь ГУВМ МВД (бывшая ФМС) и его территориальные органы на местах.
  2. Принятие решения по принудительному возвращению иностранца. В соответствии с приказом от 17.02. 2021 МВД № 75, такое решение принимает лишь министр МВД, его заместители, начальник ГУВМ МВД и его заместители, министр МВД субъекта Федерации и его заместители, а также начальник УВМ УМВД в субъекте и его заместители.
  3. Подача в иностранное государство ходатайства о реадмиссии, получение ответа по нему.
  4. При необходимости – помещение иностранного гражданина в специализированное учреждение, где он может находиться без решения суда лишь на протяжении 8 часов, если больше – только по решению суда.
  5. Согласование вопроса передачи иностранца с пограничными органами.
  6. При необходимости – согласование транзита иммигранта через территорию третьей страны.
  7. Непосредственно передача через границу в место назначения и прием лица пограничниками второй стороны.

Законодательство позволяет как обычную, так и ускоренную процедуру возвращения, но она должна быть предусмотрена международным договором. Это позволяет сократить сроки рассмотрения ходатайства, как правило, с обычных 30 суток до 2. Согласно п. 1.1 ст. 32.2 ФЗ № 115, ускоренная процедура применяется в случаях, когда человек задержан пограничниками в приграничной территории.

Особенности реадмиссии детей

Российское законодательство в отношении несовершеннолетних и ряд международных правовых актов (в частности, Конвенция о правах ребенка) определяют некоторые особенности процедуры принудительного возвращения в отношении детей:

  • процедура реадмиссии для несовершеннолетних не может предусматривать их содержание в специализированном учреждении без сопровождения – их можно поместить туда лишь с законными представителями;
  • передавать ребенка без сопровождения в другую страну можно лишь его родителям или иным законным представителям;
  • при принятии решений учитывается правовое положение несовершеннолетних мигрантов, часто не позволяющее реадмиссовать их. А если нельзя вернуть ребенка, высылка его родителей также недопустима – высылать необходимо лишь всю семью вместе.

Отсрочка или прекращение процедуры

В соответствии со ст. 32.4 ФЗ № 115, процедура реадмиссии может быть отсрочена, если:

  • подлежащий высылке мигрант имеет заболевание, которое в случае высылки повлечет угрозу для жизни и здоровья окружающих;
  • у подлежащего высылке мигранта имеется в РФ тяжело болеющий близкий родственник, в том числе в случае его смерти;
  • мигрант подал ходатайство о предоставлении статуса беженца;
  • мигрант участвует в досудебном следствии или судебном процессе или осужден к лишению свободы;
  • возникла чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие или иные обстоятельства непреодолимой силы.

В свою очередь, прекращение процедуры возможно лишь в случае смерти мигранта, признания его умершим или пропавшим без вести, предоставления ему гуманитарного статуса или же его добровольного выезда.

Заключение

Реадмиссия – процедура принудительного возвращения иностранца в страну его пребывания/проживания/нелегального въезда в случае, если основания для его нахождения в России не действуют. Процедура применяется лишь на основании заключенных Россией международных соглашений, которыми и регулируются правила ее применения.

На сегодня у РФ действует 13 таких соглашений. Решение о реадмиссии принимается миграционными органами, а его реализация – при участии Пограничной службы РФ. В исключительных случаях эта процедура может быть приостановлена по ходатайству иностранца.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: