Государственная пошлина за выдачу вида на жительство
Услуга
Подтверждение вызова
за подачу запроса на подтверждение вызова
за подачу запроса на подтверждение вызова в электронном виде, воспользовавшись специальным онлайн-формуляром, имеющимся на портале услуг государственного управления www.latvija.lv
дополнительно – за каждое включенное в запрос на вызов лицо старше шести лет
дополнительно – за каждого включенного в запрос на вызов ребенка до шести лет
дополнительно – за каждый запрос на трудовую деятельность приглашаемого лица
Уточнение информации, включенной в запрос на вызов, предпринятое по требованию приглашающего лица (за каждое исправление)
За присвоение дополнительного права на трудовую деятельность или уточнение имеющегося права на трудовую деятельность
Рассмотрение поданных документов в связи с запросом временного вида на жительство
в течение 30 дней
в течение 10 рабочих дней
в течение 5 рабочих дней
Рассмотрение поданных документов в связи с запросом Голубой карты Европейского союза
в течение 10 рабочих дней
в течение 5 рабочих дней
Рассмотрение поданных документов в связи с запросом временного вида на жительство для супруга/супруги гражданина Латвии, негражданина Латвии, иностранца, получившего постоянный вид на жительство, его несовершеннолетнего ребенка или находящегося под опекой или попечительством лица, а также для учащегося аккредитованного учебного заведения или студента очного отделения
в течение 30 дней
в течение 10 рабочих дней
в течение 5 рабочих дней
Рассмотрение поданных документов в связи с запросом временного вида на жительство для иностранца, получившего альтернативный статус, членов его семьи в случае воссоединения семьи или иностранца, который запрашивает временный вид на жительство согласно 27-му пункту первой части статьи 23 Закона об иммиграции
в течение 30 дней
в течение 10 рабочих дней
в течение 5 рабочих дней
Рассмотрение поданных документов в связи с запросом временного вида на жительство для иностранца, который запрашивает временный вид на жительство согласно 28-му, 29-му, 30-му или 31-му пункту первой части статьи 23 Закона об иммиграции, и члена его семьи
в течение 30 дней
в течение 10 рабочих дней
в течение 5 рабочих дней
Рассмотрение поданных документов в связи с запросом временного вида на жительство согласно 2-му пункту первой части статьи 33 Закона об иммиграции
в течение 90 дней
в течение 45 дней
в течение 10 рабочих дней
Рассмотрение поданных документов в связи с запросом статуса постоянного жителя Европейского союза в Латвийской Республике
в течение 90 дней
в течение 45 дней
в течение 10 рабочих дней
Рассмотрение поданных документов в связи с запросом постоянного вида на жительство
в течение 30 дней
в течение 10 рабочих дней
Рассмотрение поданных документов в связи с запросом постоянного вида на жительство для иностранца, который является несовершеннолетним ребенком гражданина Латвии, негражданина Латвии или иностранца, получившего постоянный вид на жительство, или который до получения гражданства другого государства был гражданином Латвии или негражданином Латвии, либо рассмотрение поданных документов в связи с запросом статуса постоянного жителя Европейского союза в Латвийской Республике для негражданина Латвии
в течение 30 дней
в течение 10 рабочих дней
Рассмотрение поданных документов в связи с запросом постоянного вида на жительство для иностранца, получившего статус беженца, и членов его семьи в случае воссоединения семьи
в течение 30 дней
в течение 10 рабочих дней
в течение 5 рабочих дней
Рассмотрение поданных документов в связи с запросом статуса постоянного жителя Европейского союза в Латвийской Республике для иностранца, который до получения гражданства другого государства был гражданином Латвии или негражданином Латвии, или для иностранца, который находится в Латвийской Республике на основании действительного постоянного вида на жительство
в течение 90 дней
в течение 45 дней
в течение 10 рабочих дней
Государственная пошлина за выдачу вида на жительство или регистрационного удостоверения, если предыдущий вид на жительство был утерян или поврежден, либо изменились включенные в него данные
Государственная пошлина за рассмотрение документов, поданных с целью регистрации временного вида на жительство
в течение 30 дней
в течение 10 рабочих дней
в течение 5 рабочих дней
Государственная пошлина за рассмотрение документов, поданных с целью регистрации временного вида на жительство, выданного согласно 28-му, 29-му или 30-му пункту первой части статьи 23 Закона об иммиграции, для иностранца или членов его семьи
в течение 30 дней
в течение 10 рабочих дней
в течение 5 рабочих дней
Государственная пошлина за рассмотрение документов, поданных с целью регистрации постоянного вида на жительство
в течение 30 дней
в течение 10 рабочих дней
в течение 5 рабочих дней
Расчитываться за услуги УДГМ можно:
- платёжными картами (VISA, VISA Electron, Maestro, Master) в любом территориальном отделении;
При расчёте с помощью платежной карты, комиссионный сбор покрывает Государственная касса из бюджетных средств.
- Используя перечисление в кредитных ужреждениях.
Производя перечисление, в платежном требовании необходимо указать имя, фамилию лица за которое производится уплата государственной пошлины.
Реквизиты:
Цель платежа: VN PMLP dok. MK 557 (12.09.2017.)
Получатель: Valsts kase, reģistrācijas Nr.90000050138
Учреждение: Valsts kase, kods TRELLV22
Номер счета: LV37TREL1060140918500
Если оплату государственной пошлины производите, используя перечисление в кредитном учреждении или интернет банке, просим принять во внимание, что обработка может длится несколько дней. Если перечисление не поступит в Государственную кассу, УДГМ не имеет право на предоставлении запрошенной услуги.
На основании изменений произведённых в нормативных актах, выписка об оплате в интернет банке, платёжное требование банка и др. документы, подтверждающие оплату, не рассматриваются как документы о произведённой оплате. Единственным подтверждением оплаты является информация в электронной расчётной информационной системе «e-Kase».
Запрашивая услугу УДГМ в ускоренном порядке, предлагаем оплату услуги в УДГМ, используя платёжную карту.
Чтобы удостоверится, что платёж поступил в Государственную кассу, советуем использовать е-услугу “Budžetā veiktā maksājuma pārbaude”
Налоги в Латвии
В последние годы, стремясь гармонизировать свою фискальную систему с общепринятыми нормами европейской зоны, Латвия постоянно изменяет налоговое законодательство. Благодаря этому подавляющее большинство норм и требований налоговой системы соответствует аналогичным в других странах ЕС.
Система налогообложения в Латвии
Один из важных показателей для предпринимателей, налоги в Латвии остаются самыми низкими в Европе. Причина этого, невзирая на низкий уровень государственного долга и малый дефицит госбюджета, — еще не полностью окрепшая экономика. Чтобы обеспечить ее стабильно высокий рост, в стране вводят налоговые преференции предпринимателям.
Благодаря довольно простой налоговой системе вести бизнес и учет в этой стране намного легче. Но в то же время различных законодательных «лазеек», позволяющих значительно уменьшить налоговые выплаты, в налоговой системе очень мало. Что же нужно знать о налогах и пошлинах рядовому бизнесмену?
Особенности налогообложения
В Латвии подоходный налог платят все резиденты. На этот процесс не влияет ни размер доходов, ни страна происхождения налогоплательщика. На размер ставки не влияет уровень дохода: она остается одинаковой и равняется 23 %. Это немного меньше, чем было в 2014 году, когда фискальный платеж равнялся 24 %.
Малоимущие имеют право пользоваться льготами: тем, кто получает минимальную зарплату (380 евро), ежегодный налог уменьшают от 700 евро.
Смотрите видео: Система налогообложения в Латвии.
Какой размер налога определен в Латвии для физических лиц в 2022-2022 годах?
Пошлиной облагается не только местное население, но и иностранцы, в том числе и россияне, которые живут и работают в этой стране. Налоги в Латвии в 2022 году необходимо выплачивать со следующего:
- Заработной платы.
- Прибыли от деятельности (хозяйственной, профессиональной).
- Других видов дохода, которые перечислены в латвийском законе.
Собирается подоходный налог с населения по следующим ставкам:
- Основной. Размер сбора — 23 %, это налог на доход от заработка и хозяйственной деятельности.
- С прироста капитала физические лица должны выплачивать государству 15 %.
- Проценты, дивиденды и другие виды прибыли от капитала облагаются налогом на прибыль в размере 10 %.
Трудовые граждане и нерезиденты могут составлять соглашения о ежемесячной или ежегодной выплате налогов для всех доходов, кроме зарплаты, с нее взимается сбор каждый месяц.
Так выглядит стандартный расчет налога с заработной платы в Латвии
Налог для юридических лиц
Налоги в Латвии для юридических лиц имеют свои особенности:
- В зависимости от того, какой деятельностью занимается фирма, какова ее резидентность и уровень дохода, ее владелец должен выплачивать 2–20 % дохода.
- Компании, инвестиционные проекты которых выше 7,1 млн евро, имеют льготы в том случае, если они работают в приоритетной для Латвии сфере.
- При формировании размера выплат с суммы дохода вычисляются средства, нужные для ведения бизнеса, а оставшаяся сумма облагается налогом.
- Длительность отчетного года — 12 месяцев. При этом с календарным годом он может не совпадать.
Перечисленные правила касаются крупных и средних корпораций. Малые предприятия выплачивают налоги и пошлины по другому регламенту.
Налоговую декларацию можно подать онлайн через EDS – систему электронного декларирования
Какие же предприятия считаются малыми? Компании, штат которых состоит максимум из пяти сотрудников и имеют годовой оборот меньше 70 000 латов. Ставка для таких фирм — 9 %. Если одно из условий будет нарушено, размер обложения будет увеличен.
Согласно изменениям, принятым в 2022 году, налогообложение увеличивается следующим образом:
- Если в штат будет взят один сотрудник, к ставке налога добавится 2 %, если два сотрудника — 4 % и т. д. Из-за того, что учет ведется поквартально, процент ставки увеличивают даже в том случае, если нанимаются временные работники.
- Если уровень товарооборота превысит указанную цифру, процент ставки возрастает на 20 %.
- На 20% увеличивается размер пошлины, если работники компании получают более 712 евро в месяц.
При устранении приведенных изменений размер налогообложения будет возвращен к изначальному показателю.
Хотя отчетный период составляет 12 месяцев, налоговая база включает прибыль, полученную на протяжении квартала. Соответственно, каждый должен подавать декларацию и платить налоги четыре раза на протяжении года.
Не выплачиваются налоги на доход, полученный от продажи акций, за исключением тех лиц, которые внесены в черный список.
Смотрите видео: Законодательство и налоги в Латвии.
Выплаты на недвижимость: что изменилось?
Налог на недвижимость в Латвии накладывают на следующие объекты:
- Подземные/наземные гаражи, стоянки.
- Дома, квартиры или долю в них.
- Участок под домом или квартирой.
- Часть земли или целые земельные участки.
Для определения размера налоговой выплаты для каждого конкретного случая используется формула: сумму кадастровой стоимости объекта необходимо умножить на процент налога, определенного для данного вида недвижимости в Латвии. Кадастровая стоимость ежегодно рассчитывается Государственной земельной службой.
Сравнение налога на недвижимость и заработной платы в странах ЕС
Налог НДС
Согласно поправкам к Закону «О налогах и пошлинах» были внесены изменения и в налог, касающийся добавленной стоимости (НДС). В документе было изменено несколько пунктов, а именно:
- Снижен порог оборота. Только после его превышения налогоплательщика ставят на НДС-учет. Одновременно с этим ему выдают номер плательщика. Ранее этот порог составлял 50 000, а с начала 2022 года — 40 000 евро.
- Снижен порог на проведение услуг и закупок товаров, которые облагаются НДС. Ранее порог закупок и услуг НДС в Латвии составлял 1430 евро, а с начала текущего года может быть куплено товаров или предоставлено услуг на 150 евро.
Не были внесены изменения базовой ставки: выплаты остались на уровне 21 %. Предметом налогообложения в этом случае являются прибыль от продаж и услуг, приобретение и поставка из стран ЕС транспортных средств, импорт различных товаров.
На почтовые отправления, медицинские товары и услуги, образовательную литературу ставка снижена до 12 %. Ставка на международные транспортные услуги и экспортные товары является нулевой.
Смотрите видео о снижении НДС в Латвии.
Другие виды налогов
Налогообложение Латвии включает и выплаты по следующим показателям:
- Налог на авто. Платят как владельцы автомашин, так и те, кто имеет мотоцикл. Объем двигателя при этом не имеет никакого значения. Сбор выплачивают до того, как будут поданы в ГИБДД документы на регистрацию транспортного средства.
- Налог на животных, которых содержат в доме. Размер сбора зависит от некоторых факторов. Так, за собаку, возраст которой старше шести месяцев, нужно ежегодно вносить плату в размере 10 евро. Если животное стерилизовано, плата — в два раза меньше. Владельцам, которые имеют инвалидность второй и первой группы, предоставляются скидки.
- Пошлина за наследство. На размер перечислений в данном случае влияет степень родства. Например, дети платят 0,5 % налога от суммы наследства, дальние родственники, друзья, знакомые должны будут выплатить в кассу государства 15 % от той суммы, в которую оценен объект наследства.
- Дорожный сбор. Размер данного вида налога в Латвии зависит в первую очередь от объема двигателя: чем он больше, тем выше сумма оплаты. Ежегодно население страны выплачивает от 47 до 640 евро. Кроме того, имеет значение и длительность эксплуатации транспортного средства. Так, за каждый автомобиль, который был зарегистрирован в 2016 году и ранее, нужно будет платить пошлину в размере 7,4 %.
- Сбор за номера на автомобилях. Речь идет об использовании иностранных номеров. Все резиденты, которые проживают в Латвии и ездят на автомобилях с иностранными номерами, облагаются ежегодной пошлиной в 1000 евро. Но снизить размер сбора можно, если пройти временную регистрацию. После этого владельцы седанов и джипов обязаны будут платить только 700 евро, а имеющие авто других марок — 200 евро.
- Пошлина на продажу квартиры или домовладения. Операция приравнена к приросту имеющихся средств, поэтому ставка выплат равняется 15 %.
- Выплаты из дохода, полученного от недвижимости. Для населения в Латвии есть возможность пользоваться одним из вариантов: как малому предприятию платить с прибыли 9 % или производить расчет доходов от сдачи имущества и расходов на содержание объекта и с разницы платить 24 %.
- Выплаты за загрязнение среды. Согласно Закону «О налоге на природные ресурсы» владельцы компаний, чья работа связана с загрязнением окружающей природы, должны будут производить оплаты в государственную казну. Их размер зависит от величины компании и особенностей ее производства.
В Латвии компании, чья работа связана с загрязнением окружающей природы, должны производить оплаты в государственную казну
Защита от двойных налогов
С начала 2013 года действует конвенция, подписанная латвийской и российской стороной, о предотвращении двойной выплаты налогов тех, кто является гражданами РФ, а работают в Латвии. Благодаря соглашению об избежании двойного налогообложения были приняты следующие нормы:
- По новому Закону «О налогах и пошлинах» дивиденды не должны взиматься с общей суммы в размере более чем 5 %.
- Налог на проценты составляет 5 % от суммы, если кредит был взят компанией одного государства в другом. Во всех других случаях ставка равняется 10 %.
- Размер налога на роялти не должен быть выше 5 %.
- Налоги, которые ранее удерживались с российских компаний, оплачивающих услуги зарубежных перевозчиков, не будут взиматься, если дело касается Латвии.
Возвращение переплат
С 2017 года в Латвии начала работать система дифференцированного минимума. Ее размер стал определяться по уровню всего дохода, включая не только зарплату, но и другие денежные поступления жителей. Из-за этого произошла значительная переплата.
Смотрите видео: Как вернуть налоги через интернет.
Государство гарантирует возврат налогов. Для этого каждый гражданин должен подать декларацию в СГД. Выплаты в Латвии начались с начала 2022 года. Часть средств государство уже вернуло в счет налогов.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал (Москва, 20 декабря 2010 г.)
Соглашение
между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал
(Москва, 20 декабря 2010 г.)
ГАРАНТ:
См. справку о двусторонних международных договорах РФ об избежании двойного налогообложения
Правительство Российской Федерации и Правительство Латвийской Республики,
желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал и в целях укрепления экономического сотрудничества между двумя странами,
согласились о нижеследующем:
Совершено в городе Москве в двух экземплярах 20 декабря 2010 года на русском, латышском и английском языках, все тексты имеют одинаковую силу. В случае любого расхождения при толковании будет применяться текст на английском языке.
При подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал (далее именуемого Соглашением) нижеподписавшиеся договорились о нижеследующих положениях, которые являются неотъемлемой частью Соглашения:
Договаривающиеся Государства исходят из того, что все доходы, возникающие в результате отчуждения недвижимого имущества, расположенного в Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом Договаривающемся Государстве в соответствии с положениями пункта 1 статьи 13 настоящего Соглашения.
Если одно Договаривающееся Государство запрашивает информацию в соответствии с настоящей статьей, другое Договаривающееся Государство должно получить информацию, относящуюся к этому запросу, таким же образом и в такой же степени, как если бы налог первого упомянутого Государства являлся налогом этого другого Государства и взимался этим другим Государством, даже если это другое Государство может не нуждаться в такой информации для целей налогообложения.
Договаривающееся Государство не может отказать в предоставлении информации о банковских счетах и денежных операциях налогоплательщика исключительно по причине того, что она находится в распоряжении банка или иного финансового учреждения.
Однако Государство, к которому обращен запрос, не несет обязательство проводить административные мероприятия, которые не разрешены законодательством или практикой запрашивающего Государства, или предоставлять отдельные сведения, которые не могут быть получены в соответствии с законодательством или обычной административной практикой запрашивающего Государства.
3. Компетентные органы обоих Договаривающихся Государств не должны требовать проставления апостиля ни на каких документах, необходимых для применения настоящего Соглашения.
4. Резиденту одного Договаривающегося Государства не будут предоставляться никакие льготы, предусмотренные настоящим Соглашением, по уплате или освобождению от уплаты налогов с дохода, полученного в другом Договаривающемся Государстве, если в результате консультаций между компетентными органами обоих Договаривающихся Государств установлено, что главной целью или одной из главных целей создания или существования такого резидента было получение выгод в соответствии с настоящим Соглашением, которые в противном случае были бы ему недоступны.
Совершено в городе Москве в двух экземплярах 20 декабря 2010 года на русском, латышском и английском языках, все тексты имеют одинаковую силу. В случае любого расхождения при толковании будет применяться текст на английском языке.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал (Москва, 20 декабря 2010 г.)
Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 156-ФЗ
Соглашение вступило в силу 6 ноября 2012 г.
Настоящее Соглашение применяется с учетом многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Париж, 24 ноября 2016 г.)
Текст Соглашения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 48 ст. 6553, в Бюллетене международных договоров, июль 2013 г., N 7
Понятие налога и сбора
Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.
В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
- федеральный налог или сбор;
- региональный;
- местный.
ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
- безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
- обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
- принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
- вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Элементами налога являются:
- законодательно определенная основа – база;
- процентная ставка;
- объект налогообложения;
- период;
- порядок и сроки взимания.
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
- определенное право;
- лицензию на ту или иную деятельность;
- действие в правовом поле (например, регистрацию).
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Виды и примеры налогов и сборов
- Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
региональные – налог на имущество фирм и т.д.; - местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
- Беря во внимание способ взимания, разделяют:
- прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
- косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
- По принципу пополнения того или иного бюджета:
- закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
- регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
- По субъекту платы:
- запланирован для оплаты только физическими лицами;
- платят исключительно организации (юридические лица);
- предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.
Налог и сбор: между ними много общего
- И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
- Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
- Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.
10 главных отличий налогов и сборов
Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.
Нюансы налоговой системы Латвии: самые актуальные налоговые ставки
Латвия – одна из стран, которая находится вблизи Балтийского моря. Эта страна стремится привлечь всё больше инвестиций в свою собственную экономику, тем самым создавая благоприятные условия для предприятий, которые уже действуют на территории страны. При этом Латвия старается совершенствовать свою фискальную политику. На территории всей Европы Латвию отмечают как одну из стран, которая в отношении налогов является самой привлекательной. Что же такого может привлекать и какие налоги в Латвии сейчас существуют?
Особенности налоговой политики Латвии
Еще в 1995 году была заложена основа налогообложения Латвии, в то время был введён закон «О налогах и пошлинах». Этот закон дополняет Таможенный кодекс Латвии, законы ЕС, постановления Кабинета министров, акты местного самоуправления, законы Сейма.
Если говорить о налоговой системе, то в упрощённом виде она состоит из 16 налогов, включая прямые и косвенные. В систему включено больше ста государственных пошлин. Ставки и весь механизм взаимодействия постоянно меняются.
Латвия с 2018 года ввела налоговое правило, которое смогло доказать свою эффективность в Эстонии. Какова суть этого правила? Если в текущем периоде времени не происходило распределение доходов компании, то все заработанные средства не облагаются налогом. Если говорить официальным языком, то реинвесторная прибыль компаний не должна облагаться налогом на прибыль.
По величине ставок фискальных платежей и по их количеству латвийская система вошла в состав наиболее оптимальных ещё до введения в действие этого налогового правила.
Налоги для граждан
Граждане Латвии уплачивают такие налоги, как подоходный налог, налог на добавленную стоимость (НДС в Латвии), налог на использование транспортных средств и другие наименее значимые варианты налогов.
Подоходный налог
Подоходный налог в Латвии взымается как с предприятий, так и с физических лиц, то есть с наёмных рабочих, предпринимателей и т. д. Каким образом взымается налог? Чаще всего это происходит согласно обычной схеме: процент удерживают из начисленной заработной платы. Но с 2018 года ставка НДФЛ в Латвии считается прогрессивной, поэтому она устанавливается согласно величине годового дохода. Если сумма составляет до 20004 евро – 20 %, в пределе от 20004 евро до 55000 – 23 %. Если сумма выше 55000 евро, то процент составляет 31,4.
Если у гражданина заработная плата не превышает порог в 440 евро в месяц, тогда налог на доход начисляется с учётом необлагаемого минимума в 200 евро.
Автоматически сниженную ставку применять не могут. Ставка снижается только после того, как будет предоставлена декларация за прошедший год. В связи с этим у граждан Латвии, которые имеют небольшой доход, зачастую по итогам года может возникать переплата по подоходному налогу.
Налог на добавленную стоимость
Фактически налог на добавленную стоимость, то есть НДС, Латвия обязует оплачивать тех, кто в конечном итоге получает продукт. По факту он учитывается на уровне субъектов предпринимательства. Основным принципом исчисления НДС является обложение торговой наценки, и в Латвии НДС считают косвенным налогом.
21 % — такова стандартная ставка НДС. Но в отношении некоторых групп товаров действует сниженная ставка, например, на детское питание ставка составляет 12 %. Для обычных латвийских продуктов ставка составляет 5 %, например, для ягод, овощей и фруктов. Для поставок товаров по территории ЕС и для экспорта установлен нулевой размер ставки.
Налог на пользование транспортными средствами
Относительно недавно, с 2017 года, владельцы новых мотоциклов и авто получили бонус в виде отмены транспортного налога за постановку транспортных средств на первичный учёт. Но при этом были повышены расценки на эксплуатацию машины на 7,4 %, и оплачивается этот налог каждый год. Появление таких правил аргументируется тем, что с 2010 года ставки не повышались.
Многие чиновники и законодатели считают, что такая налоговая политика может помочь снизить вредные выбросы в атмосферу. Поэтому очень важно при выборе машины обращать внимание на этот показатель, если вы хотите сократить количество уплачиваемых налогов.
Налог на ввозимые мотоциклы и легковые авто
Если на территорию Латвии был ввезён автомобиль, но при этом не был поставлен на учёт в стране, то потребуется оплатить взнос. Около 1000 евро составляет сумма налога на машину с иностранным номером. При этом туристы и командировочные могут не беспокоиться на этот счёт. Подобный сбор будут оплачивать только граждане Латвии или же те, кто имеет вид на жительство. Если таковые решили не уплачивать налог, то придётся рано или поздно заплатить штраф в 400 евро.
Налог на эксплуатацию недвижимости
Покупая недвижимость, как и в других странах, нужно будет учитывать расходы на первичное приобретение. Но на этом уплата налогов не заканчивается. Необходимо будет платить 3 % от кадастровой стоимости имущества за право владеть этим самым имуществом.
Налог на недвижимость государство разрешило утверждать на уровне местной власти. Единственное, что установили максимальные и минимальные ставки (от 0,2 % до 3 %), которые напрямую зависят от данных кадастра на 1 января отчётного года. Те, кто желает приобрести недвижимость в прибалтийской стране Латвии, должны учитывать этот показатель.
Други налоги
Существенную долю денег приносят налоги на наследство, таможенные пошлины, оплата за совершение сделок, покупку имущества и его продажу. Такие сделки, а точнее сборы с таких сделок, должен контролировать нотариус. Он обязан передавать в Земельную книгу данные для регистрации прав собственности.
Налоговые льготы
Налоговые льготы полагаются тем, кто имеет иждивенца в своей семье. В 2022 году не облагаемый налогом минимум на иждивенца запланировано повысить до 250 евро.
Налоги для бизнеса
Если говорить о бизнесе Латвии, то эта сторона жизни довольно привлекательна размерами налоговых ставок, а также чёткими критериями налогов. Но в целом налоговое законодательство способно меняться регулярно и не в меньшую сторону. Год назад, например, был изменён подход к налогу на прибыль. Этот налог теперь платят только те организации и компании, которые распределяли полученные доходы или иные операции несвязанные с коммерческой деятельностью.
Основные налоги
Когда выплачиваются дивиденды, тогда необходимо перечислить 20 % от всей начисленной суммы, оставшуюся сумму передают учредителю. Налог не будет взиматься в том случае, если прибыль осталась полностью в распоряжении предприятия. Другие налоги для юридических лиц:
- уплачивается налог на прибыль, страховые взносы за наёмных сотрудников и НДС, если годовой оборот составил больше 40000 евро;
- если же этот оборот был менее 40000 евро, то налог на оборот микропредприятий составляет 15 % (при этом количество сотрудников на предприятии не более 5 человек).
Косвенные налоги
Оплачиваются не только основные налоги, но и другие, такие как: уплата взносов за использование и владение недвижимостью, акцизов, транспорта или таможенных пошлин. Платить тот или иной налог нужно в зависимости от того, каким имуществом владеет компания и каким видом деятельности она занимается.
Налог с оборота микропредприятий и льготы для бизнеса
Для мелких предприятий снижается фискальная нагрузка согласно упрощённой системе налогообложения, при этом активно стимулируется развитие малого бизнеса. Могут учитываться налоговые послабления, если предприятие соответствует определённым критериям. Какие послабления могут быть?
- платят только 15 % от оборота по итогам года;
- если на предприятии работают наёмные сотрудники, то их зарплата не облагается страховыми взносами.
Если предприятие относится к категории микропредприятий, то оно не должно превышать:
- 40000 евро по годовому обороту;
- не больше 5 человек по количеству сотрудников;
- не более 720 евро в месяц по уровню оплаты труда.
Акцизный налог
Используется избирательный потребительский налог для компаний-импортёров. Все товары, которые были ввезены в страну и все произведённые в стране товары подвергаются пошлине. Кроме того, налог применяют для алкогольной и табачной продукции. Размер пошлины рассчитывают в виде процентов от товарной стоимости. Пошлину могут оплачивать как юридические лица, так и физические.
Таможенный налог
Таможенной пошлине подвергаются зарубежные бизнесмены. Данный налог применяется чтобы контролировать транспортировку товаров через границу Латвии. Налог на экспорт и на импорт взимается через европейские пошлины. Таможенный налог включает в себя:
- фискальную пошлину, которая способствует увеличению бюджета;
- преференциальную пошлину, которая поддерживает импорт;
- антидемпинговую пошлину, которая поддерживает производителя экспорта;
- протекционную пошлину, которая поддерживает предприятия своего рынка.
Социальные отчисления
Кроме того, что с работников высчитывают подоходный налог, наниматель обязан удерживать взносы на социальное страхование. Ставка составляет 35,09 %: 24,09 % работодатель уплачивает в бюджет, 11 % удерживают из дохода наёмного рабочего. Налоговая система Латвии подразумевает для различных категорий граждан линейку ставок. Например, ставка добровольных взносов составляет 24,54 %, а самозанятые должны отдавать 31,13 % от минимума.
Налог на землю и недвижимость
Налог на недвижимое имущество считается обязательным. К недвижимому имуществу относят землю, здания, инженерные сооружения. Зачастую у недвижимого имущества есть и собственник, и законный владелец. Так вот платить налог обязан собственник имущества. Если недвижимое имущество имеет несколько собственников, то каждый совладелец платит за свою предполагаемую часть.
Каким образом рассчитывают налог на недвижимое имущество? Происходит это согласно кадастровой стоимости объекта, данные о которой представлены на 1 января текущего года.
Налоги для резидентов и нерезидентов – в чём разница?
Нерезиденты платят налоги в Латвии только за те доходы, которые они получили на территории этой страны, а также в воздушном пространстве и на её территориальных водах. Кроме того, нерезиденты уплачивают налоги в соответствии с определёнными законами. Например, нерезиденты платят налог на добавленную стоимость. Резиденты Латвии платят налоги со всех доходов вне зависимости от того, каков географический источник происхождения дохода, но только если конвенция о двойном налогообложении не распространяется на эти доходы.
Специальные экономические зоны
В Латвии успешно реализуется практика стимулирования экономической стороны жизни путём обоснования региональных зон. Делается это для того, чтобы привлекать инвестиции в страну. На данный момент существуют следующие зоны: в Резекне, Лиепае, Лантгалии, в портах Вентспилса и Риги. В зависимости от того, какая сумма будет инвестирована компанией, в определённой зоне можно будет получить больше половины средств, которые были вложены. Обычно скидка на налог составляет около 80 %. Но если местные власти решат, то и вовсе могут повысить скидку до 100 %. Сделать это могут в том случае, если будет считаться, что для данного региона жизненно важен данный проект. Поэтому налоги в Латвии для юридических лиц в определённых экономических зонах могут быть весьма выгодными.
Когда и как возвращают налоги?
Все доходы и зарплаты граждан в Латвии облагаются налогом в 23 % на протяжении всего года. Снизить эту ставку можно до 20 % только в том случае, если была подана отчётность по итогам предыдущего года (12 месяцев) и эта отчётность подтверждает, что ставка может быть снижена. В результате у большого количества налогоплательщиков появляется переплата по НДФЛ. В результате возникает вопрос, как вернуть эти средства? Все лишние средства будут перечислены в течение трёх месяцев в счёт уплаты налоговой недоимки.
Заключение
Латвия – это одна из стран, которую эксперты отмечают как либеральную. Страна не обошла стороной свою налоговую сферу. Большое количество людей, в том числе предпринимателей из Евросоюза, хотят открыть свой бизнес, а в крайнем случае уже существующий бизнес перевести. А привлекает всех то, что в стране низкие налоговые ставки. Также государство сделало всё, чтобы избежать двойного налогообложения. Этот факт тоже не может не радовать.
В отличие от России в Латвии высокая эффективность налоговой системы. Если говорить в цифрах, то это 85 % дохода от бюджета, при этом в России всего лишь 25,1 %.
Физические лица уплачивают самые различные виды налогов. Самый распространённый налог в любой стране – это подоходный налог. «Закон о налогах и сборах» — это основной документ, в котором можно узнать, какие налоги должен платить гражданин.
Если вы являетесь резидентом страны, то придётся платить те же налоги, что платят и граждане Латвии. Относительно налога на доход: резиденты платят налог на весь доход, полученный где-либо. А нерезиденты платят налог только с тех доходов, которые были получены на территории Латвии. В любом случае, если вы хотите переехать в Латвии или открыть свой бизнес, изучите для начала все нюансы и подводные камни, касаемые налоговой системы страны. Но лучше всего заранее посоветоваться с опытным юристом. Свои дельные советы могут дать те, кто уже переехал в страну или открыл там свой бизнес.
Федеральные, региональные и местные налоги
Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.
В России есть три вида налогов и сборов:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Федеральные налоги и сборы
Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- налог на прибыль организаций;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- водный налог;
- государственная пошлина;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
- налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Региональные налоги
Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
- налог на имущество организаций.
Местные налоги и сборы
Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- упрощённая система налогообложения (УСН);
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- патентная система налогообложения (ПСН).
Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.
Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.
Налоги в Латвии: ставки и краткий обзор
Налоги в Латвии 2016–2021
2021 | 2018-2020 | 2017 | 2016 | |
Физ. лица | ||||
соц. страхование (платит работодатель) | 23.59% | 24.09% | 23.59% | 23.59% |
соц. страхование (удерживается с зарплаты) | 10.5% | 11% | 10.5% | 10.5% |
подоходный налог с населения | 20-31% | 20-31.4% | 23% | 23% |
доход от капитала | 20% | 20% | 10-15% | 10-15% |
минимальная зарплата | €500 | €430 | €380 | €370 |
необлагаемый минимум | €0-300 | €0-200 | €60-115 | €75-100 |
Латвийские компании | ||||
подоходный налог | 0% | 0% | 15% | 15% |
выплата дивидендов | 20% | 20% | 0% | 0% |
получение дивидендов | 0% | 0% | 0% | 0% |
прирост капитала (акции) | 0% | 0% | 0% | 0% |
налог микропредприятия | 25-40% | 15% | 12-15% | 9% |
НДС | ||||
базовая ставка | 21% | 21% | 21% | 21% |
сниженная ставка | 5 и 12% | 5 и 12% | 12% | 12% |
порог регистрации | €40 000 | €40 000 | €50 000 | €50 000 |
Подоходный налог с предприятий
Налогоплательщиками (резидентами) признаются латвийские компании и постоянные представительства (филиалы) иностранных компаний.
Налогом облагается распределенная прибыль и выплаты, приравненные к распределению прибыли. Нераспределенная прибыль налогом не облагается.
Ставка налога 20% от распределяемой прибыли (брутто) или 25% от выплаченной суммы (нетто).
Пример 1:
Прибыль 1 000 евро распределяется на дивиденды:
- 800 евро выплата участнику или акционеру;
- 200 евро налог.
- 1 000 евро выплачены участнику или акционеру как дивиденды;
- 250 евро налог.
К распределению прибыли приравнены и облагаются 25%:
- расходы, не связанные с бизнесом;
- сомнительная дебиторская задолженность;
- повышенные процентные платежи;
- займы связанным лицам;
- сделки со связанными лицами по нерыночным ценам;
- ликвидационная квота.
Освобождены от налога:
- полученные дивиденды (кроме дивидендов из офшоров);
- прирост капитала при продаже акций, которые были в собственности не менее трех лет (кроме акций офшорных компаний).
При расчете налога эти доходы отнимают от облагаемой суммы.
Офшорами признаются компании согласно утверждённому «черному списку”. Из списка автоматически исключаются страны, которые заключили международные соглашения об обмене налоговой информацией.
Срок подачи декларации и уплаты налога — 20-е число следующего месяца. Если в предыдущем месяце не было дивидендов и приравненных выплат, то декларацию за этот месяц сдавать не нужно.
Базовая ставка 21%. Экспорт, поставки в страны ЕС – 0%.
Порог регистрации плательщиком НДС: 40 000 евро.
В декларации НДС отдельно нужно расшифровывать закупки свыше 150 евро.
Срок подачи декларации и уплаты налога: 20-е число следующего месяца.
Подоходный налог для физических лиц
Ставки налога для зарплат и индивидуальной хозяйственной деятельности:
годовой доход 0 – 20 004 евро | 20% |
20 004 – 62 800 евро | 23% |
свыше 62 800 | 31% |
доход в месяц 0 – 500 евро | 300 евро |
500 – 1800 евро | постепенно убывающая сумма с 300 до 0 |
свыше 1800 |
Необлагаемый минимум не применяется:
- для нерезидентов, за исключением резидентов стран ЕС, которые получили в Латвии свыше 75% своих общих доходов;
- для дохода от капитала.
При индивидуальной хоз. деятельности в расходы можно списать максимум 80% от доходов. В полном размере можно списать:
- зарплаты и платежи социального страхования;
- налог на недвижимость;
- износ основных средств (в предусмотренном законодательством размере и порядке);
- компенсации арендаторам при расторжении договора аренды в связи с капитальным ремонтом или переоборудованием помещений под хозяйственную деятельность.
Доход от капитала для физических лиц
Единая ставка 20%, вне зависимости от суммы дохода.
Дивиденды освобождены от налога, если:
- с дивидендов уплачены 20% при распределении прибыли латвийской компании по новому закону о подоходном налоге с предприятий; или
- за границей уплачен налог на прибыль или с иностранных дивидендов удержан подоходный налог (вне зависимости от ставки).
Доход не облагается налогом в момент получения на инвестиционный счёт, которому присвоен особый налоговый статус. Налог нужно платить только при выплате дохода с такого счёта и только с той части, которая превышает внесённую на счёт сумму.
Срок подачи деклараций доходов от капитала:
доход свыше 1 000 евро: | раз в квартал до 15 числа следующего месяца |
доход до 1 000 евро: | раз в год до 15 января следующего года |
Налоги в Латвии: консультации и услуги
Мы помогаем не переплачивать налоги.
- Налоговое планирование с использованием офшорных компаний. Налогоэффективная выплата дохода из офшора;
- Нерезиденты в Латвии: налоговые консультации при инвестициях в латвийский бизнес, получении доходов;
- Международная торговля. VAT в ЕС;
- Налогоэффективная продажа услуг/продуктов в сфере IT;
- Личные инвестиции: минимизация налогов при получении инвестиционных доходов;
- Ведение споров со Службой госдоходов.